Бессердечие: взгляд экспертов на центр Калининграда

В Калининград зачастили архитекторы, каждый из которых видит наш город по-своему. Самым крупным наплывом звезд архитектуры стала трёхдневная рабочая сессия по градостроительному формированию исторического ядра города в рамках реализации проекта «Сердце города». За работой экспертного совета с интересом наблюдала «Недвижимость Нового Калининграда.Ru».

korol_zamok_1.jpgСтрасти вокруг «Сердца города» никак не утихнут, да и с чего бы, если международный архитектурно-градостроительный конкурс, ради которого, по словам авторов проекта, всё и затевалось, неумолимо приближается, а общественность до сих пор толком не понимает, что же из себя это «Сердце города» представляет и чем занимается одноимённое градостроительное бюро. То поднимаются вопросы о сносе эстакады и застройке острова Канта, то речь заходит исключительно о подготовке технического задания к конкурсу, то в областном правительстве обнаруживается макет застройки центра города, вызывающий волну критики; правда, как выясняется позже, макет этот никакого отношения к «Сердцу города» не имеет. В общем, путаница возникла знатная, и, по идее, открытая рабочая сессия должна была не только вывести подготовку к конкурсу на финишную прямую, но и прояснить ситуацию в целом. Намерение созвать международную экспертную группу для работы над техническим заданием было обнародовано губернатором ещё в конце сентября, и к середине ноября в Калининграде собрались российские и зарубежные профессионалы, дабы решить судьбу нашего многострадального исторического центра и выдать необходимые рекомендации региональным властям.

Направление рабочему процессу в первый же день задал главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне, сравнив ситуацию с транспортом в городе с больным организмом, который отказывается что-либо предпринимать для своего излечения. «Есть ещё более ироничный пример, — решил дополнить метафору Генне. — Знаменитый анекдот, когда человек хочет выиграть в лотерею, но не хочет покупать лотерейный билет». И, развивая тему, чиновник посетовал на тот факт, что решение транспортных проблем всё время откладывалось на потом. И вот настал тот час, когда необходимы какие-то конкретные рецепты, которые в Калининграде можно будет реализовать. Пожелав экспертам эффективной работы, главный архитектор напомнил, что в городе есть пешеходы, но нет ни одной пешеходной зоны хотя бы десятиметровой длины, и ни о какой туристической инфраструктуре и речи не может быть, пока этот вопрос не решён.

Помимо наболевшего транспортного вопроса основными темами для обсуждений стали общественные пространства, функциональное зонирование и зелёные территории. В общем, те проблемы, которые так или иначе всё время всплывают при разговорах об обустройстве города. В процессе введения в курс дела и постановки задач от калининградских архитекторов — участников проекта Олега Васютина и Ольги Мезей — остальные участники заодно пытались понять и разобраться, что же они всё-таки успеют сделать за 3 дня в чужом городе, учитывая, что большая часть экспертов в Калининграде присутствовала впервые. Как поделилась позже заслуженный архитектор России Зоя Харитонова, она успела только немного прогуляться по центру и заодно неприятно удивиться трём вещам — Дому Советов, Московскому проспекту и дурному воспитанию калининградских водителей. Впрочем, профессионалам незнание города помехой не стало, все три дня они активно сыпали идеями, а иногда даже и готовыми решениями. Правда, время от времени притормаживали друг друга, напоминая, что бюджет у города не резиновый, да и цель рабочих консультаций состоит всё-таки в итоговом формировании задания для конкурсантов, а не в выдаче готовой концепции застройки, иначе, по словам модератора встречи архитектора Александра Ложкина, не придётся и конкурс проводить, можно будет сразу заказывать работу.

Надо отдать должное организаторам встречи за состав участников, каждый из которых — самодостаточное светило архитектуры. Правда, именно эта самодостаточность вносила некоторый диссонанс — время от времени модератору приходилось утихомиривать участников, когда обсуждение перерастало в горячие споры, где каждый считал себя главным экспертом и истиной в последней инстанции и не забывал напомнить о своих заслугах окружающим. Ну и некоторые предложения, вполне рабочие в той же Швеции, Германии или, на худой конец, Москве, в Калининграде были бы либо обречены на провал, либо невыполнимы. В основном, это касалось обсуждения всё той же транспортной инфраструктуры или вопросов недвижимости в центре. Интереса ради, уже постфактум автор этих строк поделилась некоторыми идеями со знакомым автолюбителем. В ответ на предложение поставить на Московском проспекте по светофору через каждые 200 метров, снизить допустимый скоростной порог и сузить проезжую часть водитель личного автотранспорта нецензурно выругался и порекомендовал всем международным экспертам реализовывать свои идеи где-нибудь в другом месте.

gorod_maket.jpgМосковский проспект вместе с эстакадным мостом вообще нависали мрачной тенью над всеми обсуждениями. По выражению одного из участников, невозможно что-то делать с центром города, пока на нём, в буквальном смысле, поставлен такой крест. Звучали предложения формулировать ТЗ к конкурсу, исходя их того, что ни эстакады, ни участка Московского с его безумным движением к моменту реализации уже не будет. А уж как власти будут решать эту проблему — бог его знает, но проблему решать надо. Правда, в итоге было решено подавать город в том виде, в каком он есть сейчас, а конкурсанты пусть уже выкручиваются. И если эстакаду в конце концов просто забыли, то к Московскому проспекту разговоры возвращались снова и снова. Уже в итоговой беседе с заместителем председателя регионального Правительства Александром Рольбиновым немецкий архитектор Юлиус Эккерс пожаловался, что переход через проспект в районе универсама «Московского» едва не стоил ему жизни, на что Вячеслав Генне заметил, что таких жертв во имя великой цели нам не надо. В общем, в процессе обсуждений транспортных проблем эксперты довольно быстро пришли к двум основным выводам — с транспортной схемой в Калининграде катастрофа, и менять схему нужно радикально, полностью и комплексно, поэтому говорить о разгрузке центра без создания дублёров и доработки транспортной сети, как минимум, неосмотрительно. Да и не так уж много времени понадобилось гостям города, чтобы понять, что закрытие Московского проспекта без создания дублёров приведёт к полному коллапсу. Всего один вопрос — что случается с городом, когда перекрывают центр? И честный ответ на этот вопрос. Кстати, архитектор и транспортник Елена Боровик прямо сказала, что городу необходимы мосты, но не такие, как она видела на схеме чемпионата: «Там мосты упирают в улицу Дзержинского, которая и так уже перегружена, при этом они не имеют продолжения. Такие мосты городу принесут только ухудшение». На что получила довольно неожиданный ответ от Александра Рольбинова: «У нас эти мосты, которые на остров ведут, пешеходные с возможностью проезда спецтранспорта. В обычной жизни, в обычное время они у нас только для пешеходов. Эти мосты — они как вынужденная мера для организации проведения чемпионата». Шла ли речь о восточной эстакаде, на проект которой недавно был объявлен конкурс, или о каких-то других мостах, понять, к сожалению, не удалось. Заодно вице-премьер дополнил, что улица Дзержинского будет расширена и реконструирована, ведь «она уже захлёбывается», и заметил, что пора перейти к следующей теме.

Ещё один момент недопонимания случился уже в процессе разговоров о функциональном зонировании центра. Проще говоря, о том, что делать с первыми этажами жилых домов, да и вообще, как организовать круглосуточное кипение жизни в районе. Шведский градостроитель Улоф Шульц высказал мнение, что в центре не нужны торговые центры и крупные бизнес-центры, нужно отдавать помещения первых этажей под малый бизнес или какие-либо творческие пространства. Александр Рольбинов с удивлением спросил: «Вот вы сказали, не торговые центры — а что тогда?». Несоответствие видения чиновника и художника вылилось в жаркий спор о том, кому же все-таки стоит отдавать первые этажи жилых зданий и, главное, как заставить всё это работать. Потому что идея отдать территорию творческой молодёжи, ремесленникам и малому бизнесу очень хорошо смотрится в теории, но практическая ее реализация так и осталась неясной. Как никто и не упомянул, что тогда делать с уже присутствующим ТЦ «Плаза».

kaf_7.jpgВ целом, идеи экспертного совета должны привести Калининград бесконечно прекрасному светлому будущему — с многочисленными зелёными территориями, пешеходными зонами, велодорожками и улыбающимися людьми. Властям рекомендовано разработать транспортную концепцию Калининграда «с целями: снижения объемов транзитного движения индивидуального автотранспорта через центр города, повышения доступности для пешеходов различных территорий города, надежности и безопасности транспортных сообщений, сокращения затрат времени населения на трудовые, деловые и культурно-бытовые поездки, в том числе с использованием велосипедов, обеспечения возможности устойчивого развития территории города и реализации предложений, полученных в результате конкурса». А также разработать проект планировки центра города, уделить особое внимание первоочередной разработке системы общественных пространств и по итогам конкурса в первую очередь заняться восстановлением мостов и созданием пешеходных зон. 

И если всё пойдёт успешно, если власти прислушаются к рекомендациям, если будут реализованы предложения конкурса, если заполнится эта зияющая пустота на месте сердца Калининграда, то тогда и Европа повернётся к нам лицом, и общий уровень жизни повысится, и семь миллионов туристов (а то и больше) устремятся в наши тёплые доброжелательные объятья. Если. Но, в любом случае, эксперты не зря три дня провели в жарких спорах в подготовке технического задания к конкурсу, ведь, как сказал вице-премьер, подводя итоги: «Вы все такие разные, и каждое ваше высказанное слово, пожелание или идея — она для нас крайне ценна. Согласимся мы или нет. Отрицательный результат — это тоже результат».

Текст — Татьяна ЗИБЕРОВА, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости