Экстрим с крокодилами и цветные стрелки: возможности благоустройства зоопарка

Все новости по теме: Жизнь животных

Кто и зачем посещает зоопарк? А кто мог бы ходить, но почему-то этого не делает? На какие проблемы благоустройства территории калининградского зверинца нужно обратить внимание в первую очередь? Этими и многими другими вопросами озаботились участники двухдневного семинара-лаборатории «Город и зоопарк: развитие публичных пространств», прошедшего в Калининградском зоосаде на этой неделе. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» присоединилась к сотрудникам зоопарка, городским активистам, дизайнерам, архитекторам и всем остальным в двухдневной работе над перспективами благоустройства Калининградского зоопарка.


«Мне 5 лет, и мы идём в зоопарк» — у большинства это самое тёплое воспоминание и самая яркая ассоциация с этим местом. Например, первое мая, воздушные шарики, открытие фонтанов; под подошвами белых босоножек парапет бегемотника, на который категорически нельзя ставить детей, но все ставят, потому что «посмотри, какая у него пасть, будешь себя плохо вести — скормим». Потом, конечно, слёзы, мороженое и две огромных очереди: одна к батуту, другая к туалету. С годами меняется восприятие и места, и себя в нём: отходят на задний план батуты и мороженое, а потом и животные становятся не так важны, приятнее просто неспешно бродить в хорошей компании, иногда задерживаясь у тех или иных вольеров. А потом и вовсе перестаёшь сюда ходить — грустно, скучно, нет времени.

Кажется, что за 20 лет от чудесного зверинца из детских воспоминаний не осталось вообще ничего, но потом понимаешь, что за это время ничего радикального в зоопарке не произошло — ни в худшую, ни, увы, в лучшую сторону. Обветшал разве что. Некоторые вольеры в аварийном состоянии и закрыты, каких-то животных уже нет, но зато появились новые жильцы и въехали в отремонтированные дома. Как обычно и бывает — где-то убыло, где-то прибыло.

Только в детстве комфортная среда и благоустройство совершенно не волнуют, ребёнок в этом плане вполне самодостаточен и нетребователен, а человек взрослый располагает уже некоторым опытом и определёнными ожиданиями в отношении любого места, которое собирается посетить. Может, именно в этом и причина того, что взрослые калининградцы почти не ходят в зоопарк «для себя» — детей и гостей могут сводить, а самостоятельно — нет.

Пожалуй, именно тому, как сделать Калининградский зоопарк привлекательным не только для реальных, но и для потенциальных

Первый раз калининградские активисты познакомились с методикой формирования публичных пространств с помощью пользовательского взгляда в марте.

посетителей, и был посвящён тот семинар или, если хотите, воркшоп, организованный агентством культурных инициатив «Транзит» при поддержке Информационного бюро Совета министров северных стран. Датский культуролог, философ, дизайнер и глава агентства «UiWE» Кристиан Паг со своими коллегами приезжает в Калининград уже не в первый раз. До этого он участвовал в обсуждении проблем местного водного фронта, способствовал разработке нового дизайна Библиотеки имени Чехова, объяснял калининградским активистам методику работы с городскими публичными пространствами и помогал местным яхтсменам. Принципы и подходы, по сути, здесь от случая к случаю меняются разве что с поправкой на особенности места, с которым ведётся работа. А суть остаётся та же — исходить надо из потребностей человека, клиента, посетителя, горожанина, подчеркните нужное. Видеть общую картину, менять детали, смотреть, как двигаются потоки, что привлекает, а что отталкивает. Найти ценности этого места, его особенности, и работать с ними. В этой видимой простоте, как позже оказывается, скрываются наиболее интересные решения.

Первым этапом участники семинара, которых в зоопарке собралось около двух десятков, прогулялись по территории зоосада, послушали комментарии директора Светланы Соколовой касательно наиболее проблемных мест и возможных вариантов реконструкции тех или иных зон. В том числе директор заострила внимание на тех вопросах, по которым ей бы отдельно хотелось услышать идеи от участников, как, например, судьба шедов у входа, где животных по нормам держать уже нельзя, а сносить их жалко из-за мозайки.

После первоначального картирования и знакомства с фронтом работ участники занялись определением посетителей зоопарка. Проще говоря, принялись искать ответы на два вопроса: кто ходит в зоопарк и кто в зоопарк мог бы ходить, но почему-то этого не делает. Из этого вытекает поиск потребностей посетителя реального и посетителя потенциального. Сконцентрироваться на интересах всех возможных категорий ходоков в зоосад (реальных и потенциальных) в любом случае не получилось бы, поэтому участники ограничились шестью наиболее яркими или близкими им самим, или просто теми, что пришли в голову в первую очередь. Здесь вполне очевидны семьи с детьми и туристы, которые действительно на данный момент, пожалуй, составляют основную аудиторию зоосада. Любопытны в плане привлечения в зоопарк представители городской молодёжи, фрилансеры (или просто деловые люди), подростки. Отдельно участники подошли к нуждам людей с ограниченными возможностями. У всех этих групп есть как общие потребности, так и совершенно уникальные пожелания.

И если для детей и подростков важен игровой момент, то взрослым людям важнее именно побыть в тишине и покое наедине с природой, самим собой или собеседником. Городская молодёжь, наоборот, крайне социальна, и им необходима возможность проявить себя, принять участие в интересных, а главное — необычных, мероприятиях. И, конечно, не стоит забывать о том, что все эти социальные группы не должны мешать друг другу, а также сотрудникам, и уж тем более жителям зоопарка. То есть речь не идёт об установке каруселей луна-парка или проведении дискотек. При следовании потребностям и нуждам посетителей не стоит забывать о приоритетах и ценностях места, более того, нужно исходить из них же.

И вот именно определением этих ценностей и поисками их воплощения участники семинара занялись во второй день. Это, кстати, действительно глубокая и интересная работа — подмечать детали, думать, как бы они вписались в ту или иную концепцию или какие изменения стоит внести, чтобы эти элементы лучше смотрелись с конкретной точки зрения. Например, помогали решить какую-либо проблему. Например, образовательные викторины и аттракционы вроде попыток определить на ощупь мех животного могут отвлечь людей от назойливой потребности сунуть руки в клетку. Как показала практика, таблички с просьбами здесь помогают мало. В какой-то момент от Светланы Соколовой, явно уставшей от привычки людей контактировать с животными, прозвучало шутливое предложение сделать под реконструируемым историческим мостом зону с крокодилами и позволить любителям экстрима заниматься там роуп-джампингом. Шутка шуткой, а напоминание о том, что зоопарк является территорией повышенной опасности, людям, похоже, нужно постоянно.

С другой стороны, запретительные таблички редко вызывают расположение публики. В связи с этим было предложено сменить тон на более дружелюбный. Например, не только писать, чего человек не может делать, но и поделиться возможностями приятного времяпрепровождения в зоопарке. Кстати, подобная идея уже реализована в дендропарке калининградского Экоцентра, где на информационном стенде указано, что в парке можно получать удовольствие, наслаждаться природой и так далее.

Перечислить все конкретные предложения, прозвучавшие на семинаре за два дня, в любом случае не получится. Идеи возникали самые разные — от трудновыполнимых, до вполне реальных и доступных. Например, для молодёжи было предложено сделать отдельный вход под мостом от территории Паркового ручья за «Зарёй», разработкой концепции благоустройства которой нынче занимаются городские активисты. Правда, директор отметила, что в зоопарке у моста очень крутые склоны, так что эта идея пока остаётся среди фантастических. Зато несложно убрать яркие китчевые элементы, не вписывающиеся в исторический облик парка — палатки с игрушками, дешёвую пластиковую мебель и так далее. Очистить вход в зоопарк от лишних плакатов и стендов, не несущих в себе информационной ценности, тоже довольно просто. А восприятие меняет. Шеды у входа было предложено превратить в детскую площадку или огромную песочницу, что очень понравилось Светлане Соколовой. Замена грубых металлических ограждений на более привлекательные и крепкие деревянные, оборудование крытых площадок, чтобы спрятаться от дождя, и открытых площадок для лекций, размещение комфортных точек общепита со здоровой пищей — это всё довольно простые и очевидные вещи. Но они работают.

Отдельно обсуждался вопрос навигации. Сегодня в зоопарке несложно заблудиться, особенно если обходить его бессистемно, плутая среди заградительных знаков. Да и площадь у городского зоосада не маленькая. Было предложено разработать несколько маршрутов и разделить их цветами. Здесь тоже довольно много способов воплощения — от цветных стрелок на асфальте до создания мобильных приложений с подсказками. Именно работой с навигацией директор зоопарка решила заняться в первую очередь. А если зайти ещё дальше, то можно сделать и буферную зону открытого доступа, убрав ворота вовсе и перенеся кассы и вход внутрь за вольер с енотами.

В конце концов, ценность этого мероприятия не только и не столько в готовых решениях, сколько в появлении возможности к этим решениями прийти. Что-то из этого будет принято на вооружение, что-то останется в блокнотах. По крайней мере, горожане показали, что им нужен зоопарк, а зоопарк продемонстрировал готовность к контакту и к переменам.

Кадры из итоговой презентации предоставлены Кристианом Пагом


Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости