В мае в Калининград ненадолго заехал один из членов международного жюри «Сердца города» сотрудник Шведского государственного управления жилищного строительства, градостроительства и планирования Улоф Шульц. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» поговорила со скандинавским архитектором о развитии Калининграда, транспортных проблемах и политической воле.
«Это всё похоже на ситуацию, которая была у нас в Швеции»
— Сейчас у меня не было времени обойти весь город, но я знаком и с центром города, и с окрестностями. Мне сразу бросилось в глаза, что у вас трамвайные линии оставлены без движения. Я понял, что у вас вождение автомобиля — это признак статуса, а общественный транспорт оставлен без внимания. Ваши трамваи стоят в пробках, у вас очень старый трамвайный фонд, и вы купили всего один новый трамвай — это всё похоже на ситуацию, которая
— В Швеции новые трамваи очень быстрые — они скоростные, у них приоритет в движении, и людям очень удобно на них ездить. Конечно, можно пользоваться и автобусами, но именно трамваи — самый экологичный вид транспорта, и они создают особую атмосферу вокруг себя. Поэтому к вопросу о том, как сделать центр города ориентированным на пешеходов и общественный транспорт, я думаю, что очень важно в первую очередь задуматься о повышении статуса общественного транспорта — сделать его скоростным, удобным, ориентированным на человека.
— Я ходил на публичное обсуждение «Сердца города», там была интересная дискуссия, и не без конфликтов. Развитие этой территории — это очень сложный процесс, и все эти дебаты дали мне много информации. Например, был вопрос по дорожному движению — будут ли учтены интересы велосипедистов и пешеходов, и останется ли интенсивный автомобильный трафик на Ленинском и Московском проспектах. Ответ мне понравился отчасти, потому что да, есть планы по организации новых полос для велосипедистов и пешеходов. Но мне не понравилось, что на первом этапе не предусмотрены активные действия по Ленинскому и Московскому проспектам. Я думаю, это ошибка. У вас там сейчас по 3 полосы в каждую сторону, и они даже шире, чем магистраль. Если вы одну полосу покрасите, например, в зелёный цвет и отдадите её велосипедистам, у вас останется две полосы для автомобилей, но снизится шум и уменьшится трафик. Это можно сделать в качестве эксперимента на полгода, например, и затрат особых на это не надо. Зато вы увидите, как это работает, как можно успокоить движение таким образом.
— Многие люди ездят на автомобилях по этим дорогам только до работы и обратно. Если приоритет будет отдан общественному транспорту, то они оставят свои машины и будут пользоваться транспортом. В Стокгольме, например, берётся взнос за каждый въезд в центр. Это такой способ сохранять тарифы на пользование общественным транспортом низкими и регулировать экономическим способом количество автомобилей в центре.
— Я люблю гулять по набережным, и я обратил внимание, что калининградцы тоже любят там гулять. Я рад, что по результатам прошедшего конкурса остров Канта останется зелёным. Если вы гуляете в этом районе, на вас сильное воздействие оказывает шум. Получается, что вы находитесь на уровне ниже трафика. Около Кафедрального собора не так шумно, но вот на набережных очень хорошо слышно дорогу, и это мешает. Я считаю, что философия Канта здесь должна преобладать, и, конечно, указывать в небо и вдохновлять на размышления в этом месте должен Кафедральный собор, а не автомобильное движение.
«Должна быть политическая воля, чтобы инвестировать в молодое поколение»
— На обсуждении прозвучал очень хороший вопрос — что будет построено к 2018 году, к проведению чемпионата. И, насколько я понял, был очень хороший ответ, что
— Мне очень нравится решение, которое предложил победитель конкурса (Никита Явейн и «Студия 44» — прим. «Нового Калининграда.Ru). Этот проект и занял первое место, потому что было предложено самое лучшее решение этой территории (Альтштадта — прим. «Нового Калининграда.Ru). Не повторяя историю в точности, но взяв её подобие, сделать маленький город с маленькими домами. Это не музей средневековой истории, это новые дома, новая архитектура небольшого масштаба. Мы здесь в офисе [«Сердца города»] много обсуждали молодёжь, и это мог бы быть город молодёжи в том, что
— Согласно проекту, мы должны использовать аутентичные материалы вроде кирпича, камня. Это могут быть сборные конструкции, но это также будут
Должно быть сочетание частного и государственного. Частные инвесторы только тогда согласятся вкладываться в эту территорию, когда они поверят в идею. И они поверят, только когда государство проявит интерес к инвестированию в эту территорию. Конечно, никто не хочет быть первопроходцем, особенно бизнесмены. Но если государство совершит первые шаги, то это будет как магнит для денег и привлечёт инвестиции от частных компаний.
— Необходимо создать финансовую модель. Я могу привести пример из Швеции — город Мальмё, где было очень плохое финансирование в 80-х годах, вся промышленность закрылась, все богатые люди уехали, повысился уровень безработицы. Был кризис во всех сферах промышленности. Большая территория в центре города использовалась в качестве судоремонтных мастерских. Огромный кран там вообще продали в Сингапур. И такой период продолжался 10 лет, они вообще потеряли всю веру в то, что город будет развиваться в будущем. Однако государство и городские власти в итоге приняли хорошее решение — построить мост между Данией и Швецией для того, чтобы привлечь людей, которые ездят
— В центре была огромная территория — полностью брошенная промышленная зона. Они создали
«Вам пора уже начать предпринимать
— Для меня Калининград — очень привлекательный город. Спросите себя — как много городов могут воссоздать центр города? Совсем немного. У вас есть уникальная возможность, однако люди хотят, чтобы
— Вопрос не в том, чтобы
— Я верю, что люди, не желающие перемен, просто боятся потерять то, что уже есть. Они боятся, что будет хуже. Вот когда я как раз прогуливался по набережной, я заметил, что некоторые люди ловят рыбу. Там сейчас не очень приятная обстановка, но они, может, нашли
«У вас есть полный гардероб для театральной пьесы»
— Дом Советов — это очень загадочное здание. Я слышал от некоторых людей, что сама конструкция имеет слабые стороны. От других я слышал, что владельцы этого здания верят в его будущее и уже закупили новые трубы и меняют крышу. Насколько я понял, использовать это здание для офисов не позволяет его конструкция — возможно, его нужно переделать для жилья. И тут ещё есть вопрос символа. Некоторым людям нравится, когда им напоминают о величии Советского Союза. Другие считают, что современная Россия должна создать
— Если у вас есть общественное пространство на открытом воздухе, встаёт вопрос, что формируют фасады зданий, которые находятся вокруг этого пространства — это камень и монолит или
— Очевидно, что Калининград — это не любой город хотя бы даже с геополитической точки зрения. Вы живёте в эксклаве, в самом западном городе России с очевидной принадлежностью к европейской истории. Теперь этот город создаёт своё будущее. Это очень интересное смешение различных аспектов. Вы знаете, тут как с людьми — некоторым удаётся одна вещь, а другим — многие. У этого города множество смыслов, множество голов. И это очень хорошая возможность для развития — у вас есть полный гардероб для театральной пьесы. Сейчас очень много ненужных конфликтов в мире, и у Калининграда есть хорошая возможность возвести мост и сгладить эти конфликты.
— Конечно, Россия всегда будет играть большую роль в истории. Но какую роль хотели бы взять на себя вы и скольких друзей завести? Может быть, даже Калининград мог бы играть здесь роль, сравнимую с организацией ООН. В Женеве есть прекрасный памятник как раз около
Фото — Виталий НЕВАР