НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ
Идеологически-инфраструктурные проблемы садовых обществ накладываются на низкую квалификацию (иногда — вороватость) руководителей СНТ. А еще — на юридическую неграмотность землевладельцев, которые или «качают права», или не понимают, как себя защитить.

Например, житель областного центра Валерий Федюшин купил участок в одном из садовых обществ Багратионовского района для того, чтобы заниматься пчеловодством: «СНТ полузаброшенное, мало людей, и пчелы никого не покусают». Потом, по словам Валерия, в числе садоводов появился некий активный мужчина, который «избрал себя председателем», собрав нужное количество подписей, и решил зарегистрировать новое СНТ на месте старого. Вступительный взнос в него был определен на уровне 5 тыс. 350 рублей. Тех, кто вступать не захотел (среди них оказался и Федюшин), стали выживать: на въезде в садовое общество появился шлагбаум с замком, ключи от которого получили только «свои». А чуть позже на участке у пчеловода произошел пожар: домик сгорел, пчелы погибли. Случайно это или нет, выяснить уже нельзя. В полиции ему сказали, что дело бесперспективное, и настаивать на расследовании мужчина не решился.
А вот другая история, и она как раз связана с попытками обустроить инфраструктуру. В калининградском садовом обществе «Ветерок-2» надумали провести к себе собственную газовую «ветку». И проект, и строительно-монтажные работы — все за счет садоводов. На беду, часть «Ветерка-2» находится отдельно от основного «массива», плюс самые активные «дачники» попытались проконтролировать строительство. Дешевле всего им обошелся проект (в целом по 18,3 тыс. рублей — всего речь о 51 участке), но деньги собирали дважды, и садоводов это насторожило. Однако когда активисты попытались взять в правлении копии нужных документов — протоколы собраний и т.д., — им отказали (официальная версия: помещение правления ограбили, причем тоже дважды). Доверие к руководству общества пропало совсем, решили собирать остальные деньги самостоятельно: каждый садовод должен был сдать еще по 140 тысяч рублей на строительно-монтажные работы (это без стоимости отводов к домам и внутренней «разводки» — здесь все происходит в индивидуальном порядке, а суммы достигают 300-350 тысяч рублей).
Итог такой: в основную часть СНТ газ уже пошел, а труба, ведущая к «отщепенцам», до сих пор не проложена. Последние утверждают, что оплатили 60% стоимости, председатель общества Нина Миренкова — что 40%, «а остальные деньги пусть ищут у того, кто собирал». Ситуация осложняется тем, что в процессе к делу подключались новые садоводы, в правлении с них требовали такие же суммы, как с остальных, и все окончательно запутались. В результате активисты увязли в судах, по 100 тысяч они куда-то заплатили, а перспектива провести газопровод остается призрачной.

Однако самая распространенная проблема, с которой сталкиваются садовые общества, — «веерное» отключение света из-за чужих долгов. Дело в том, что отдельных договоров с энергетиками у жителей, как правило, нет (для этого нужно заключать договор еще и с СНТ о порядке пользования объектами инфраструктуры), и если рубильник опускают, то для всех сразу.
Для жителей СНТ такое отключение — катастрофа, потому что они лишаются не только света, но и воды с отоплением: их наличие зависит от работы индивидуальных насосов (ни водопровода, ни центрального отопления в садовых обществах нет).
В октябре 2016 года подобное произошло в СНТ «Василек», в котором постоянно проживают более 60 семей. Недоимка составила 143 тыс. рублей, причем, даже в «Янтарьэнергосбыте» тогда говорили о том, что председатель исправно собирает деньги с садоводов, но перечислять не спешит. Через год ситуация повторилась, но долг уже составил почти 900 тысяч. Летом минувшего года свет отключили и в крупнейшем СНТ — «Победа». Сумму оно задолжало тоже весомую: 8,7 млн рублей.
© «Новый Калининград.Ru», 2018.
Текст — Оксана Ошевская.
Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар.
Корректура — Оксана Шевченко.
Вёрстка — Оксана Ошевская.