Год в болоте
Остров, поглотивший региональную политическую карьеру Николая Цуканова, остался суровым испытанием для его преемника.

Текст — Татьяна Зиберова.
Остров, который в мечтах Николая Цуканова должен был стать новым деловым, культурным, спортивным и вообще любым центром города, за год до Чемпионата мира по футболу так и остался песочницей с гуляющими озёрами и одинокой махиной спешно достраиваемого стадиона. Сегодня уже стоит задача хотя бы достроить арену и дороги к ней. И чтобы всё это не утонуло. О башнях, мостах и элитных жилых районах неприлично даже вспоминать.
Пожалуй, именно Цуканова должны благодарить сегодня жители Острова, оказавшиеся в транспортной блокаде. Идея построить пешеходный тоннель под Высоким мостом пришла в светлую голову губернатора незадолго до отставки, но уже после утверждения проектно-сметной документации для реконструкции моста. Изменение проекта повлекло задержку сдачи объекта и одновременное закрытие обоих автомобильных мостов, соединяющих Октябрьский остров с «большой землёй».

Впрочем, жители Острова стали заложниками грядущей футбольной феерии задолго до закрытия Высокого — всё началось с довольно странного решения о строительстве стадиона в центре болота. «Утонет же», — говорили одни важные лица. «Да не, продержится», — утверждали другие. За этими спорами незаметно пролетело несколько лет, и когда уже стало совсем очевидно, что менять место поздно и пора бы уже строить, стадион всё-таки определили на Остров.
Строящийся стадион к ЧМ-2018 на острове Октябрьском, 2017 год.
Калининградцам обещали, что новый микрорайон станет едва ли не лучшим местом города — с новыми дорогами, парками, гостиницами, спортивными и рекреационными объектами. На Остров планировали построить целых три новых моста, не считая Восточной эстакады. На практике от всего этого остался только кусок Восточной эстакады, стадион, дорога к стадиону и набережная. А региональным властям настоятельно рекомендовали не пытаться решить все городские проблемы за счет мундиаля.

По старой доброй русской традиции сдача почти всех объектов отложилась на последний момент. В свою бытность главой региона Николай Цуканов успел только запустить процессы, а вот разбираться с последствиями этого запуска пришлось уже молодому врио. Зато теперь все проблемы очень удачно можно записывать на счёт предыдущих властей, а победы — на свой. Срыв сроков сдачи Высокого — так это тоннель Цуканова, а мы спешим, как можем, лично контролируем и пинаем. Потоп на Острове? Так это проблемы с консолидацией грунтов, кстати, потому и дороги до сих пор не построили.

«Пожалуйста, документы еще раз проверьте. А то если вдруг окажется, что мы тут глаголем одно, а в официальных документах у нас что-то другое написано, нас опять будут „гладить" по голове. Я не хочу, чтобы из-за вашей безалаберности страдала моя голова. Лучше будет страдать ваша. И если этот „косяк" где-то выплывет — она пострадает, я вам обещаю», — активно стращал Алиханов подчинённых вскоре после назначения.

Фотокорреспондент «Нового Калининграда.Ru» побывал в окрестностях строящегося стадиона «Калининград» на 35 тысяч мест, который в прошлом месяце показали во время прямой линии президенту России Владимиру Путину, и обнаружил, что проблемы с грунтом никуда не исчезли, а знаковая стройплощадка окружена водоемами.
Велосипедная дорожка в окрестностях стадиона к ЧМ-2018 в Калининграде, 2017 год.
И головы всё-таки полетели, но без участия Алиханова. Летом в Москве правоохранительные органы задержали уволенного ещё осенью главу калининградского минстроя Амира Кушхова по делу о хищениях при строительстве стадиона в Калининграде. Как выяснилось, речь идёт именно о злосчастном песке и злосчастной консолидации грунтов. По версии следствия, «на песочке» было похищено около 750 млн рублей.
Любопытно, что сам Алиханов историю с задержанием Кушхова и обысками в правительственной структуре пропустил, будучи в отъезде. Потом лишь скупо прокомментировал в ключе — виновные будут наказаны, стадион будет достроен. Оно и понятно, основные решения принимаются в Москве, на месте остаётся лишь потрясать кулаком в сторону невидимой угрозы. Кушхов утверждает, что ни к каким хищениям отношения не имеет и что «надо быть безумцем, чтобы заниматься криминалом на находящемся под микроскопом объекте, где каждый шаг контролируется десятками проверяющих».

Вообще, весьма популярна версия, согласно которой именно ситуация с подготовкой почв под строительство стадиона стала последним гвоздем в гроб региональной политической карьеры Николая Цуканова. Известно, что вице-премьер федерального правительства Игорь Шувалов, ознакомившись с состоянием дел и столкнувшись с необходимостью уговаривать застройщика продолжить работы, несмотря на некачественную и попросту опасную для стройки площадку, пришёл в ярость. Требовал посадок и рубки голов, и Цуканову пришлось применить весь свой богатый лоббистский инструментарий, чтобы остаться на плаву.

Сегодня последствия строительства на болоте и сомнительной консолидации грунтов видны невооружённым глазом — строители вынуждены ликвидировать новые и новые кочующие озёра, гаражи периодически превращаются в эллинги, новые велодорожки большую часть своей жизни провели под водой. Лунный пейзаж стал привычен.

Бывшему главе минстроя Калининградской области Амиру Кушхову предъявлено обвинение. По версии следствия, он вступил в сговор с группой лиц и похитил около 750 млн рублей. Подробности следствия не разглашаются, чиновники тоже предпочитают молчать. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» собрала всё, что известно об этой истории сегодня.
Велосипедная дорожка в окрестностях стадиона к ЧМ-2018 в Калининграде, 2017 год.
Тендер на строительство «тоннеля имени Цуканова», наконец, объявлен. Глава Калининграда Александр Ярошук обещает, что сдача Высокого не перенесётся снова — сегодня островитянам обещают обеспечить выезд к середине ноября. На обещаниях предстоит продержаться ещё чуть меньше года, затем можно выдохнуть и смотреть, как Остров вместе со стадионом медленно уходит под воду.
В худшем случае, всегда можно вспомнить, что все ключевые решения принимались при предыдущих властях. В лучшем — напомнить, кто стал спасителем и великим достройщиком. Удобно.