Документальное кино редко выходит в широкий прокат. Телеканалы приобретать неигровые картины тоже не торопятся. По сути, единственная возможность представить документальный фильм зрителям — показать его на кинофестивале. Калининграду повезло — у нас такой фестиваль есть. Правда, всего один и длится лишь четыре дня. Никакой красной дорожки и закрытых вечеринок — с режиссёрами и продюсерами можно поздороваться за руку и свободно обсудить увиденный фильм. «Афиша Нового Калининграда» встретилась с руководителем фестиваля «Территория кино» Еленой Громовой и узнала о том, какие фильмы точно стоит посмотреть в этом году, почему киносмотр откроется немой
— Как возникла идея сделать фестиваль, посвящённый документальному кино?
— У меня есть друзья в Калининграде, которые так или иначе занимаются темой документального кино. А я давно занимаюсь фестивальной деятельностью, и ещё во время моей работы в «Заре» они спрашивали: «А вот почему у нас нет фестиваля документального кино?». Я вынашивала эту идею, собирала контакты, делала
— Фестиваль не ограничивается кинопоказами. «Территория кино» — это ещё и дискуссии, круглые столы,
— Для нас было важно сделать своего рода площадку для профессионального общения российских и немецких документалистов, а также предоставить возможность людям, которые интересуются кино, пообщаться с профессионалами, сделать такую платформу для общения не только авторов и публики, но и для тех людей, которые делают кино: продюсеров, сценаристов, операторов, режиссёров. Для этого мы проводим ежегодно открытую дискуссию, круглый стол. В этом году, например, главная тема круглого стола — «Художник и время». Мы поговорим о кино как части современного искусства и о том, как время, в котором живет художник, неизбежно влияет на его творчество. Основным спикером со стороны современного искусства будет наша гостья Реа
— «Документальное кино» — это такой общий термин, внутри которого существуют очень разные фильмы. Когда вы только задумывали фестиваль, вы уже понимали, какую именно документалистику хотите на нём видеть?
—
— А как проходит отбор?
— Заявки поступают от тех, кто хотел бы приехать в Калининград и показать свою работу на кинофоруме. Так как у нас нет конкурсной программы и призового фонда, нас не заваливают заявками. Как правило, это удел фестивалей, где есть конкурс. Но заявок хватает и, к сожалению, нам приходится часто отказывать, если фильм не соответствует той планке, которую мы себе поставили. Также я езжу на такие фестивали и киносмотры, как «Артдокфест», «Послание к человеку», DOK Leipzig, Берлинале, фестиваль Земли
— В программе этого года, значит, тоже есть такие фильмы?
— Да, и их несколько. Например, нашумевший в Германии фильм «Следуя за Хабеком» о молодом, энергичном министре, представляющем партию зелёных. Фильм «Петер Нагель» о художнике, который живёт и работает на севере Германии. Фильм «Опечатки», признанный лучшим фильмом 2010 года на Фестивале северных стран и получивший приз за лучшую музыку в кино. Этот поэтичный фильм повествует о маленькой типографии в Глюкштадте, городке на границе с Данией. Финансирование создатели фильма получили от Фонда поддержки кинематографии Гамбурга и
— А какие фильмы представляют российскую часть фестиваля помимо «Чистого четверга» Александра Расторгуева?
— Традиционно мы включаем в программу фильмы выпускников школы Марины Разбежкиной, поскольку это совершенно особое явление в кинодокументалистике. В этом году гостем от школы станет Оля Привольнова. Она является выпускницей школы Марины Разбежкиной и уже несколько лет сама там преподает, снимает кино. Она проведёт
— На «Территории кино» показы,
— К сожалению, мы пока финансово не можем позволить себе расширить эти границы. Надеюсь, что в будущем это
— Фестиваль существует вот уже восемь лет. Что за это время в нём изменилось, а что осталось прежним?
— По большому счету, радикальных изменений фестиваль не претерпел. Он был основан как кинофорум и существует сегодня в таком же формате. Может быть, сейчас у нас чуть больше друзей, партнёров, у нас появилась своя аудитория, чему мы очень рады. В этом году мы во второй раз открываем фестиваль в Кафедральном соборе, так как музыка в кино — это тоже одна из центральных тем фестиваля, и спасибо огромное Вере Гориславовне [Таривердиевой] за предложение снова провести открытие в этом замечательном месте. Это историческое здание само по себе является живым мостом между Германией и Россий, а для нас очень важно сохранить, несмотря на часто непростую политическую ситуацию, культурные связи, которые мы долгие годы выстраивали. Времена меняются, и важно сохранить простые человеческие отношения. Очень важно, чтобы люди продолжали понимать друг друга. Когда ты видишь перед собой живого человека, можешь поговорить с ним, задать вопрос,
Гости, которые приезжают к нам, тоже рады, что у них появляется возможность составить собственное мнение о городе, о людях, о том, что происходит в стране, на примере нашего маленького региона. Они едут с большим интересом и удовольствием, многие из них даже возвращаются, желая сделать проект, рассказывающий о жизни людей здесь, в нашем регионе. Один из таких примеров — Ирина Рёриг (немецкий
— Большинство картин в программефестиваля — это работы последних лет, но открывается «Территория кино» второй год подряд в Кафедральном соборе показом немых
— Всё очень просто. В соборе технические возможности не позволяют показывать
А фильмом открытия, да, на этот раз станет работа Михаила Кауфмана «Весной» 1929 года. Это брат Дзиги Вертова (советский кинорежиссёр, один из основателей документального кино — прим. «Афиши Нового Калининграда»), который вместе с ним создал многие шедевры, начиная от «Человека с киноаппаратом». Он работал как оператор и незаслуженно оставался в тени своего знаменитого брата. В прошлом году мы открывали фестиваль фильмом Дзиги Вертова, а в этом отдадим должное его брату, покажем его режиссёрскую работу. Фильм, кстати, долгое время считался утраченным, и только в 2005 году был обнаружен в одном из архивов в Нидерландах.
— В 2011 фестиваль стартовал довольно солидно. Среди гостей были документалисты Виталий Манский, Андрес Вайль, кинокритик Константин Шавловский, другие кинематографисты. Вместе с тем фестиваль получился довольно камерным. И это, в принципе, понятно, раз мы говорим о документальном кино, которому трудно соперничать в популярности с масскультом. Сегодня, спустя 8 лет, вы масштабно открываетесь в Кафедральном соборе. Зритель поменялся?
— Да, зритель меняется. Сегодня, когда я рассказываю о фестивале, например, в сидя в такси или в парикмахерской, говорю: «Приходите, в Калининграде пройдет фестиваль неигрового кино», я всегда встречаю очень живую реакцию: «Как интересно! Документальное кино — это же так интересно!». Надо сказать, люди реагируют совсем иначе, нежели 8 лет назад. Отчасти, наверное, это потому, что за это время мы воспитали свою публику, но прежде всего, я думаю, это обусловлено тем, что за последние 8–10 лет появилось довольно много фестивалей документального кино. Например, московский проект «Докер», пермский фестиваль неигрового кино, открылся Центр документального кино в Москве. Многое произошло за это время, интерес к документальному кино очень вырос. И сейчас мы, можно сказать, в тренде.
— Этим летом Госдума приняла поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии». Теперь все зарубежные фильмы, которые показываются на российских фестивалях даже один раз, обязаны получить прокатные удостоверения. В этом году «Территория кино» не попадает под нововведения, но как вы планируете быть дальше?
— Да, в этом году мы не попадаем. Закон вступает в силу со 2 ноября. Как быть дальше? Будем думать. Конечно, наличие конкурса очень удорожает проект. Мы должны понять, будут ли у нас это средства. Нужно ведь собрать пакет документов в Москву, заплатить деньги за прокатное удостоверение, а фильм может получить, а может не получить разрешение на прокат, понимаете? Существует петиция на имя президента, подписанная многими руководителями фестивалей, кинокритиками, и я надеюсь, что закон будет
Текст — Алина Белянина, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград»