Вне игры: как устроен единственный в регионе фестиваль документального кино

Елена Громова. Фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград»
Елена Громова. Фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Культура

Документальное кино редко выходит в широкий прокат. Телеканалы приобретать неигровые картины тоже не торопятся. По сути, единственная возможность представить документальный фильм зрителям — показать его на кинофестивале. Калининграду повезло — у нас такой фестиваль есть. Правда, всего один и длится лишь четыре дня. Никакой красной дорожки и закрытых вечеринок — с режиссёрами и продюсерами можно поздороваться за руку и свободно обсудить увиденный фильм. «Афиша Нового Калининграда» встретилась с руководителем фестиваля «Территория кино» Еленой Громовой и узнала о том, какие фильмы точно стоит посмотреть в этом году, почему киносмотр откроется немой черно-белой картиной, и действительно ли поправки к закону «О поддержке кинематографии» помогают киноиндустрии.

— Как возникла идея сделать фестиваль, посвящённый документальному кино?

— У меня есть друзья в Калининграде, которые так или иначе занимаются темой документального кино. А я давно занимаюсь фестивальной деятельностью, и ещё во время моей работы в «Заре» они спрашивали: «А вот почему у нас нет фестиваля документального кино?». Я вынашивала эту идею, собирала контакты, делала какие-то предварительные намётки по программе, формату, и тут ко мне обратились мои нынешние коллеги из Ганзейского офиса, они как раз в рамках сотрудничества между нашими регионами — Калининградской областью и Землёй Шлезвиг-Гольштейн — планировали создать проект, связанный с культурой. Таким образом, всё совпало, и мы смогли найти партнёров и финансирование. В 2010 году мы задумали проект, а весной 2011-го состоялся первый фестиваль «Территория кино». Было очень приятно, что такие именитые кинематографисты, как Виталий Манский, Александр Гутман откликнулись и приехали в первый год, когда о нас ещё никто не знал. С немецкой стороны были Андрес Вайль, Фолькер Кёпп, настоящие столпы немецкой кинодокументалистики, а также нас поддержали Наум Клейман, Марина Разбежкина и многие другие.

 — Фестиваль не ограничивается кинопоказами. «Территория кино» — это ещё и дискуссии, круглые столы, мастер-классы. Как рождалась эта концепция?

 — Для нас было важно сделать своего рода площадку для профессионального общения российских и немецких документалистов, а также предоставить возможность людям, которые интересуются кино, пообщаться с профессионалами, сделать такую платформу для общения не только авторов и публики, но и для тех людей, которые делают кино: продюсеров, сценаристов, операторов, режиссёров. Для этого мы проводим ежегодно открытую дискуссию, круглый стол. В этом году, например, главная тема круглого стола — «Художник и время». Мы поговорим о кино как части современного искусства и о том, как время, в котором живет художник, неизбежно влияет на его творчество. Основным спикером со стороны современного искусства будет наша гостья Реа Тёнгес-Штрингарис. Это соратник Йозефа Бойса (немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма — прим. «Афиши Нового Калининграда»). На фестивале она представит фильм Андреса Вайля «Бойс». А со стороны киноцеха выступит Сусанна Баранжиева. Она более 20 лет была сценаристом и близким другом Александра Расторгуева (российский документалист, военный журналист, погиб в Центральноафриканской республике летом 2018 года — прим. «Афиши Нового Калининграда»). Она также представит фильм Александра Расторгуева «Чистый четверг», после которого о нём заговорили как о новом явлении в документалистике, фильм тоже будет показан на фестивале. Модерировать круглый стол будет Евгений Григорьев, замечательный режиссёр, продюсер, который долгое время возглавлял Гильдию неигрового кино. У него есть хороший опыт модерации, так как он занимается этим в программе «Наблюдатель» на телеканале «Культура». У нас он ещё представит свой фильм «Про рок» о рок-движении в России.


 — «Документальное кино» — это такой общий термин, внутри которого существуют очень разные фильмы. Когда вы только задумывали фестиваль, вы уже понимали, какую именно документалистику хотите на нём видеть?

 — Во-первых, фильм должен соответствовать фестивальному формату, то есть быть высокохудожественным. Мы стараемся делать так, чтобы все фильмы, которые мы представляем на суд зрителей, имели художественную ценность, поэтому трепетно их выбираем.

 — А как проходит отбор?

 — Заявки поступают от тех, кто хотел бы приехать в Калининград и показать свою работу на кинофоруме. Так как у нас нет конкурсной программы и призового фонда, нас не заваливают заявками. Как правило, это удел фестивалей, где есть конкурс. Но заявок хватает и, к сожалению, нам приходится часто отказывать, если фильм не соответствует той планке, которую мы себе поставили. Также я езжу на такие фестивали и киносмотры, как «Артдокфест», «Послание к человеку», DOK Leipzig, Берлинале, фестиваль Земли Шлезвиг-Гольштейна. В силу того, что наш кинофорум проходит в рамках сотрудничества между двумя регионами — Калининградской областью и землей Шлезвиг-Гольштейн, мы обязательно включаем в программу фильмы, которые так или иначе связаны со Шлезвиг-Гольштейном — профинансированы или сняты там.

 — В программе этого года, значит, тоже есть такие фильмы?

 — Да, и их несколько. Например, нашумевший в Германии фильм «Следуя за Хабеком» о молодом, энергичном министре, представляющем партию зелёных. Фильм «Петер Нагель» о художнике, который живёт и работает на севере Германии. Фильм «Опечатки», признанный лучшим фильмом 2010 года на Фестивале северных стран и получивший приз за лучшую музыку в кино. Этот поэтичный фильм повествует о маленькой типографии в Глюкштадте, городке на границе с Данией. Финансирование создатели фильма получили от Фонда поддержки кинематографии Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейн. Есть ещё один фильм о художнике из Шлезвиг-Гольштейна Клаусе Фусманне. Таким образом, у публики будет возможность больше узнать о жизни этой замечательной земли — окунуться в политические перипетии и познакомиться с творчеством местных художников.

 — А какие фильмы представляют российскую часть фестиваля помимо «Чистого четверга» Александра Расторгуева?

 — Традиционно мы включаем в программу фильмы выпускников школы Марины Разбежкиной, поскольку это совершенно особое явление в кинодокументалистике. В этом году гостем от школы станет Оля Привольнова. Она является выпускницей школы Марины Разбежкиной и уже несколько лет сама там преподает, снимает кино. Она проведёт мастер-класс о том, как делать кино, как подступиться к материалу, если есть желание, но нет достаточного опыта, как преодолеть в себе, быть может, какой-то страх и взять в руки камеру. Есть ещё в программе польско-российский фильм «Петь», копию которого нам передала Киностудия имени Горького, а сам фильм представит Дорота Рошковска — польский продюсер, который активно работает с российскими режиссёрами.

1013.jpg

— На «Территории кино» показы, мастер-классы, дискуссии идут с утра до вечера, но укладываются в несколько дней. Нет планов растянуть фестиваль по времени?

— К сожалению, мы пока финансово не можем позволить себе расширить эти границы. Надеюсь, что в будущем это всё-таки удастся сделать. Сейчас наша основная задача — создать площадку для общения кинематографистов и публики, и все наши гости приезжают и смотрят один за другим по очереди фильмы друг друга, обсуждают, участвуют в мастер-классах и дискуссиях. Поэтому самая большая статья расходов — обеспечить приезд гостей и проживание на протяжении этих четырех дней. Мы пытались ставить фильмы параллельно, но участников расстраивала невозможность присутствовать сразу на нескольких кинопоказах одновременно, им хотелось видеть фильмы друг друга. Таким образом, мы вместе смотрим фильм за фильмом и дружно их обсуждаем. В связи с этим у нас такая, может быть, не очень обширная программа — всего 12 фильмов, но зато это полноценный кинофорум, поскольку, практически все фильмы режиссёры представляют публике лично, и после каждого показа мы с гостями обсуждаем увиденное и потом переходим к следующему фильму. И так как вход на все мероприятия за исключением открытия свободный, мы ждём публику, открытую дискуссиям и готовую присоединиться к нам в любой момент.

— Фестиваль существует вот уже восемь лет. Что за это время в нём изменилось, а что осталось прежним?

— По большому счету, радикальных изменений фестиваль не претерпел. Он был основан как кинофорум и существует сегодня в таком же формате. Может быть, сейчас у нас чуть больше друзей, партнёров, у нас появилась своя аудитория, чему мы очень рады. В этом году мы во второй раз открываем фестиваль в Кафедральном соборе, так как музыка в кино — это тоже одна из центральных тем фестиваля, и спасибо огромное Вере Гориславовне [Таривердиевой] за предложение снова провести открытие в этом замечательном месте. Это историческое здание само по себе является живым мостом между Германией и Россий, а для нас очень важно сохранить, несмотря на часто непростую политическую ситуацию, культурные связи, которые мы долгие годы выстраивали. Времена меняются, и важно сохранить простые человеческие отношения. Очень важно, чтобы люди продолжали понимать друг друга. Когда ты видишь перед собой живого человека, можешь поговорить с ним, задать вопрос, что-то обсудить, это всегда сближает.

Гости, которые приезжают к нам, тоже рады, что у них появляется возможность составить собственное мнение о городе, о людях, о том, что происходит в стране, на примере нашего маленького региона. Они едут с большим интересом и удовольствием, многие из них даже возвращаются, желая сделать проект, рассказывающий о жизни людей здесь, в нашем регионе. Один из таких примеров — Ирина Рёриг (немецкий режиссёр-документалист — прим. «Афиши Нового Калининграда») в этом году закончила работу над фильмом о Калининграде, сейчас фильм на стадии пост-продакшн, скоро он должен быть готов. Она была в числе гостей фестиваля в 2014 году, показывала свой фильм о Марине Цветаевой, сама прекрасно говорит по-русски, поскольку у неё есть русские корни. И вот она приехала в Калининград, оставила здесь частичку своего сердца и решила вернуться, найти финансирование на новый проект, связанный с нашим городом. Рабочее название фильма — «Калининградский квест». Сначала картина сделает шествие по фестивалям, где есть конкурсная программа, а потом мы обязательно покажем фильм здесь, в Калининграде.


— Большинство картин в программефестиваля — это работы последних лет, но открывается «Территория кино» второй год подряд в Кафедральном соборе показом немых черно-белых документальных фильмов. В прошлом году был «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, в этом — экспериментальная картина «Весной» Михаила Кауфмана. Почему так?

— Всё очень просто. В соборе технические возможности не позволяют показывать что-то другое, но все визуальные шумы, свойственные фильмам 20-х годов, очень органично выглядят в этом пространстве. К тому же немое изображение прекрасно объединяется с живой музыкой, ведь там замечательная акустика. Таким образом, Кафедральный собор становится не только мостом между Германией и Россией, но и своего рода «мостом во времени». В этом году фильм открытия будет показан под музыкальные импровизации пианистки Ульрики Хааге. Также на открытии Ульрике сыграет музыку, которую она написала к фильму Фолькера Кёппа «Landstück». Более того, она сыграет те темы, которые не вошли в фильм, то есть это будет, можно сказать, премьерное исполнение. Фильм стартует в Берлине 12 сентября, а 13 сентября у нас прозвучит прекрасная музыка из этого фильма.

А фильмом открытия, да, на этот раз станет работа Михаила Кауфмана «Весной» 1929 года. Это брат Дзиги Вертова (советский кинорежиссёр, один из основателей документального кино — прим. «Афиши Нового Калининграда»), который вместе с ним создал многие шедевры, начиная от «Человека с киноаппаратом». Он работал как оператор и незаслуженно оставался в тени своего знаменитого брата. В прошлом году мы открывали фестиваль фильмом Дзиги Вертова, а в этом отдадим должное его брату, покажем его режиссёрскую работу. Фильм, кстати, долгое время считался утраченным, и только в 2005 году был обнаружен в одном из архивов в Нидерландах.

— В 2011 фестиваль стартовал довольно солидно. Среди гостей были документалисты Виталий Манский, Андрес Вайль, кинокритик Константин Шавловский, другие кинематографисты. Вместе с тем фестиваль получился довольно камерным. И это, в принципе, понятно, раз мы говорим о документальном кино, которому трудно соперничать в популярности с масскультом. Сегодня, спустя 8 лет, вы масштабно открываетесь в Кафедральном соборе. Зритель поменялся?

— Да, зритель меняется. Сегодня, когда я рассказываю о фестивале, например, в сидя в такси или в парикмахерской, говорю: «Приходите, в Калининграде пройдет фестиваль неигрового кино», я всегда встречаю очень живую реакцию: «Как интересно! Документальное кино — это же так интересно!». Надо сказать, люди реагируют совсем иначе, нежели 8 лет назад. Отчасти, наверное, это потому, что за это время мы воспитали свою публику, но прежде всего, я думаю, это обусловлено тем, что за последние 8–10 лет появилось довольно много фестивалей документального кино. Например, московский проект «Докер», пермский фестиваль неигрового кино, открылся Центр документального кино в Москве. Многое произошло за это время, интерес к документальному кино очень вырос. И сейчас мы, можно сказать, в тренде.

— Этим летом Госдума приняла поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии». Теперь все зарубежные фильмы, которые показываются на российских фестивалях даже один раз, обязаны получить прокатные удостоверения. В этом году «Территория кино» не попадает под нововведения, но как вы планируете быть дальше?

 — Да, в этом году мы не попадаем. Закон вступает в силу со 2 ноября. Как быть дальше? Будем думать. Конечно, наличие конкурса очень удорожает проект. Мы должны понять, будут ли у нас это средства. Нужно ведь собрать пакет документов в Москву, заплатить деньги за прокатное удостоверение, а фильм может получить, а может не получить разрешение на прокат, понимаете? Существует петиция на имя президента, подписанная многими руководителями фестивалей, кинокритиками, и я надеюсь, что закон будет как-то смягчен, изменен, потому что на сегодня он делает практически невозможными кинопоказы в рамках киноклубов, национальные киносмотры. С документальным кино еще сложнее, потому что в принципе оно редко доходит до кинотеатров, и для большинства таких фильмов фестиваль становится чуть ли не единственным выходом к зрителю. Очень надеюсь, что эти условия будут немножко откорректированы и мы сможем порадовать зрителей яркой программой и в следующем году.

1008.jpg

Текст — Алина Белянина, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]