Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение»

Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение» Форма исторической памяти: как прошел фестиваль «Гумбинненское сражение»

В воскресенье, 21 августа, в посёлке Лермонтово состоялся военно-исторический фестиваль «Гумбинненское сражение» — масштабная реконструкция одной из битв на восточном фронте Первой Мировой войны. Реконструкторы из Польши, Германии, Белоруссии, Италии и России разделились на вражеские лагеря — Русской императорской армии и германские войска, чтобы показать эпизод войны начала прошлого столетия. Побывала на воссозданном поле боя и «Афиша Нового Калининграда.Ru»

Перед полем, где будет проходить реконструкция, работают интерактивные площадки, палатки с едой и торговые ряды. Здесь разговаривают по полевому телефону, передают сообщения азбукой Морзе, топят самовар еловыми шишками, пробуют хворост, домашние наливки, пирожки, стреляют из лука и ружья.

Со смотровой площадки виднеются дома немецкой деревни и мельница. В разных частях разбиты аутентичные военные лагеря императорских армий: русской, германской и австро-венгерской (союзников Восточной Пруссии); вырыты траншеи, рядом с которыми расставлены ограждения. Солдаты соблюдают устав и живут по строгому режиму. Быт лагерей, форма и порядки в армиях отличаются.

На входе в русский лагерь несёт караульную службу дневальный, который записывает чернилами на бумаге имена тех, кто заходит или выходит из лагеря. Постовой охраняет императорский флаг. Палатки русских выстроены по ранжиру. Спальное место устлано соломой. На бойце гимнастерка, галифе, сапоги, фуражка, торба, поясной ремень, на котором две патронные сумки, малая саперная лопата, водоносная фляга, с собой у солдата также сухарная сумка, через плечо перекинута шинельная скатка, на ней закреплён котелок.

Немецкий лагерь расположен в другой стороне. Здесь также живут в палатках, спят на соломе и соблюдают распорядок. Командиры отдают указания голосом или свистят в свисток. На выдачу патронов солдаты ходят строем, все снаряжение также стараются носить на себе. Рацион армии зависит от того, где располагается полк: если рядом с деревней, то стараются забивать скот, если условия полевые — в ход идут консервы.

Между русским и германским лагерями расположилась австрийская императорская армия, она живёт на постое, то есть палатки не ставит. Недалеко от обеденного стола стоит портрет императора — Франца Иосифа. Форма австрийцев сшита со вкусом. По уставу солдаты дополняют фуражку свежими дубовыми листьями. «Австрийский воин должен быть красивым. Его задача вбежать в тыл и сдаться», — шутят реконструкторы.

Форма солдата любого полка того времени стоит недешево, в среднем от сорока тысяч. Цена зависит от подлинности вещей. Желательно приобретать оригиналы, но найти их непросто, поэтому одежда реконструктора никогда не покупается за один раз. Некоторые занимаются обмундированием в течение нескольких лет. Так долго, например, можно искать полнометровую винтовку времён Первой мировой войны, потому что в двадцатые годы их распиливали на карабины.

Начинают наступление германцы, они активно атакуют временную русскую позицию. Несмотря на численное преимущество врага, русские солдаты отбиваются и идут в контрнаступление. На площадке взрывается, горит и дымит пиротехника, на лошадях маневрирует кавалерия. В финале русские, пройдя через постой австро-венгерцев, штурмуют фольварк, где обороняются немецкие солдаты. Исход сражения — победа русской армии, которая помешала германцам разгромить французов в решающих битвах на Западном фронте.

Всего в реконструкции участвуют порядка ста пятидесяти человек. Изначально их должно было быть около трёхсот. По словам Дмитрия Савченко, координатора фестиваля и представителя агентства исторических проектов «Ратоборцы», не смогли добраться в Калининград некоторые реконструкторы из Санкт-Петербурга, потому что в последний момент МЧС не предоставило самолёты.

«Кавалерия понесла большие потери, конница должна была состоять из тридцати лошадей, а на поле выходят всего шесть. И дело не в том, что сложно купить билеты и людей провезти. Мы же везем пиротехнику, холостые патроны, оружие, то есть то, что нельзя везти гражданской авиацией», — отметил Дмитрий.

Российские историки называют Первую мировую войну забытой. Оживился интерес к ней только к концу прошлого века. Поэтому многие вопросы, связанные с этим историческим событием, изучены мало. Это вызывает споры, нередко бывает объектом для фальсификаций. Но нам бояться нечего, ведь, как говорит министр культуры, людям, которые побывали на военных реконструкциях, замусорить мозги в отношении того, кто победил, кто проиграл, уже невозможно.

Автор — Анастасия Светогор, Фото — Алексей Петрушин для «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]