Джаз или Дорн?: 7 моментов, по которым мы запомним «Калининград Сити Джаз-2017»

Все новости по теме: «Калининград Сити Джаз»

Двенадцатый международный фестиваль «Калининград Сити Джаз», прошедший в Центральном парке областной столицы в минувшие выходные, оказался настоящим полем экспериментов. Даже не над зрителями, ведь после прошлогоднего вселенского потопа им уже явно ничего не страшно. Это были эксперименты организаторов над собой, над своей фестивальной миссией и над будущим — над направлением, в котором «Калининград Сити Джазу» нужно развиваться. Ведь джазовый фестиваль — это не просто девять выступлений хороших исполнителей, но часть культурного пространства региона, возможно, самая яркая. «Афиша Нового Калининграда.Ru» отмечает наиболее важные детали, по которым в последующие годы будут вспоминать нынешний фестиваль.

Смерть партера

1.jpg

В первый день фестиваля его продюсер и ведущий Андрей Левченко то ли в шутку, то ли всерьёз говорил со сцены, что в партер было выставлено вдвое меньше стульев, чем продано билетов. Уже после второго дня стало окончательно понятно, что сама концепция купить билет подороже и сидеть поближе к сцене в огороженном заповеднике, таким образом подчёркивая свою значимость, благополучно померла. В предыдущие годы танцующая демократичная публика подбиралась всё ближе и ближе к исполнителю, но в нынешнем году окончательно победила истеблишмент. Большую часть программы обладатели билетов в партер смотрели на спины танцующих — до тех пор, пока не принимали единственно верное решение. Бросать стулья и вливаться в весёлую толпу.

Детский мир

2.jpg

Одно из самых удачных нововведений этого года — специальная детская зона от проекта «Дети дома» kidslab. Дети — это такая же неотъемлемая составляющая «Калининград Сити Джаза», как и места на газоне, пицца и израильские музыканты. Детей на фестивале много, и наверняка многие из них — потомство тех, кто тут несколько лет назад познакомился. Теперь у родителей было время отдохнуть, пока детишек развлекали играми, поделками и бодрой беготнёй профессионалы этого дела. А некоторым родителям (и даже дедушкам) веселье в детской зоне показалось даже более интересным, чем происходящее на сцене.

Фестиваль контрастов

3.jpg

Резкие переходы и даже метания от классического джаза к самым смелым музыкальным экспериментам всегда были важной составляющей концепции «Калининград Сити Джаза». Но в нынешнем году, особенно на второй день, перепады давления оказались совсем радикальными. Монти Александер, выступавший вторым, — это настоящий живой классик. Который между прочим вспоминает о том, как Майлз Девис как-то сказал ему из-за барной стойки: «Слушай, парень, мне нравится, что ты делаешь. Звони, захаживай». Играл он соответствующе своему статусу — умиротворённо, спокойно, чуть ли не полностью для себя. Оттого ещё более сильным было впечатление от сменившей его на сцене Найк Уэст с безумным сиреневым ирокезом, космическим гитаристом и энергетикой небольшого ядерного реактора.

Без спонсорской суеты

6.jpg

Рекламы на фестивале было немного, и она была ненавязчива — это заметили многие. Маркетинговая часть промо-зоны скукожилась до буквально пары стендов, места, где ранее резвились промо-менеджеры банков и глянцевых журналов, заняли точки торговли едой и напитками. Да и со сцены количество благодарностей спонсорам сократилось до вполне приемлемого. Другое дело — как сказывается эта умеренность на финансовой стороне мероприятия, ведь без спонсоров не только участие ярких звёзд, но и само существование фестиваля может оказаться под угрозой.

Совсем без политики

5.jpg

Джазовый фестиваль — это вообще не очень политизированное место. Но в предыдущие годы полностью избавиться от контекста не получалось. То мэр выбредет на сцену, чтобы похохотать от души (и пообещать чего-нибудь полезное президенту фестиваля Владимиру Кацману), то губернатор или его преемник радостно машут толпе. В 2017 году появление Антона Алиханова на сцене было более чем ожидаемо. Однако он, хоть и провёл на фестивале вместе с братом минимум два дня, предпочёл остаться в толпе. Танцевал, подпевал, снимал радостных людей на камеру телефона. Был даже похож на нормального калининградца.

Импортозамещение

4.jpg

«Калининград Сити Джаз-2017» стал первым с 2009 года фестивалем, когда организаторы сделали ставку на русскоязычных (относительно) исполнителей. Но 2009 год, когда фестиваль завершали выступления Нино Катамадзе (грузины — они же наши, родные) и алкоромантиков Billy’s Band, теперь кажется какой-то совсем иной эпохой. И не в последнюю очередь такой выбор был обусловлен, мягко говоря, непростой экономической ситуацией в стране в целом и в Калининграде — в частности. Сейчас жизнь особо легче не стала. Но решение выставить в качестве хедлайнеров последнего фестивального дня этого года выросшую из столичного инстаграма уроженку Душанбе Манижу и украинца из Челябинска Ивана Дорна не выглядит вынужденной мерой, но отлично укладывается в общий тренд импортозамещения. Тем забавнее, что именно то выступление Нино Катамадзе 8-летней давности многие вспоминали, когда пела Манижа.

Дорн или не Дорн?

7.jpg

Пожалуй, не было в 12-летней истории фестиваля «Калининград Сити Джаз» хедлайнера, который бы вызвал так много споров. Общество (пусть и небольшое, но буквально выросшее на газоне певческого поля Центрального парка) поляризовалось донельзя. Однако главный вопрос вовсе не в том, является ли музыка Ивана Дорна джазом или проект Jazzy Funky Dorn — это лишь многозвучное прикрытие всё того же, что было раньше. В конце концов, джаз в контексте калининградского фестиваля — это не музыкальная категория, а ощущение мира — и своя в нём реализация. Да и такая живая дискуссия (даже маленькая редакция «Нового Калининграда.Ru» разделилась почти ровно пополам) насчёт выбора хедлайнера — очевидный показатель того, какое место занимает в местной культурной повестке фестиваль. Но всё же одно из самых важных достоинств «Калининград Сити Джаза» — то, что он всегда объединял людей, принося в их жизнь пусть даже самую неожиданную музыку. Окажется ли успешным эксперимент, вызвавший такую сегрегацию, мы узнаем лишь в следующем году.

Текст, фото — Алексей Милованов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]