Ленин в Восточной Пруссии: как прошла калининградская «Ночь искусств»

Фото предоставлено Калининградской художественной галереей

В регионе стартовала всероссийская акция «Ночь искусств». «Афиша Нового Калининграда» отправилась посмотреть, что подготовили местные учреждения культуры. Отправилась и пожалела о пропущенных занятиях джоггингом, поскольку передвигаться посетителям концертов и выставок пришлось трусцой.

На улице стемнело, однако до ночи ещё далеко — на часах шесть вечера, и усталые калининградцы потихоньку плетутся домой. В это время открывается одно из первых мероприятий «Ночи искусств» в Калининграде — выставка «Красная Пруссия» в историко-художественном музее. Посетителей здесь пока немного — видимо, не все успели добежать с работы.

Новая экспозиция посвящена столетию Октябрьской революции и представляет собой сканированные документы из Государственного архива РФ, Архива внешней политики РФ и Тайного архива прусского культурного наследия в Берлине. Здесь собраны секретные письма, донесения, фотографии, есть даже учетная карточка Владимира Ленина из Московского охранного отделения тогда ещё царской России. Дело в том, что будущий вождь мирового пролетариата проезжал через территорию современной Калининградской области в 1895 году, когда возвращался в страну из Берлина.

«Революционные события проходили не только в России. На территории Восточной Пруссии была своя революция, свой совет рабочих и солдатских депутатов, свои уличные бои, — рассказывает старший научный сотрудник музея Александр Новиков, — Сгоревшее здание райотдела полиции — это здание бывшей комендатуры Кёнигсберга. Собственно, революционные события здесь начались в 1918 году, после того, как демонстранты вошли в здание комендатуры и один из их предводителей, студент, выбросил из окна этого саблю военного коменданта Кёнигсберга».

01.jpg

Посетителей в музее становится всё больше, однако основная их часть спешит на гитарный концерт «Пространство фламенко», минуя новую выставку. Мы же торопимся на открытие экспозиции «Кёнигсберг-Калининград: два взгляда в историю» в Художественной галерее.

Эта выставка — часть той, что уже была представлена в Кафедральном соборе. Владимир Воронов долгое время собирал архивные фотографии Кёнигсберга, первых лет существования Калининграда, а затем повторил их ракурсы в снимках уже современного города: площадь Победы вместо немецкой восточной ярмарки, парк на острове Канта вместо плотной застройки Кнайпхофа, эстакадный мост взамен узенького Грюнебрюке с трамвайными путями. Логичным продолжением «двух взглядов в историю» стали городские фотозарисовки разных лет из фондов галереи.

На экспозиции с условным названием «Калининград послевоенный» представлены знаковые работы таких мастеров, как Юрий Павлов, Дмитрий Вышемирский, Олег Максимов, поэтому ещё вопрос, какая из двух выставок является основной, а какая — дополнительной. Осмотр экспозиций проходит под композиции «Beatles» и испанские мелодии в исполнении гитариста Александра Шора. Хочется сесть напротив музыканта и наблюдать за тем, с какой нечеловеческой скоростью и точностью он перебирает струны (вместо пальцев — крылья колибри, не иначе), однако впереди ещё один пункт маршрута «Ночи искусств» — Кафедральный собор.

IMG_2420.JPG

Успеть туда можно только бегом — для машин ведущий на Остров Деревянный мост закрыт, а для спокойной прогулки времени между мероприятиями «Ночи искусств» явно не хватает. Ко всероссийской акции Кафедральный собор приурочил программу «Classical Crossover». Музыка Эннио Морриконе, Георгия Свиридова, Александра Зацепина, Антонио Вивальди, Эдварда Грига и других композиторов звучала в сопровождении лазерного шоу, иногда напоминающего дискотечную светомузыку конца 90-х, но всё же чаще заставляющего зал охнуть и включить видеозапись на мобильных телефонах.

Концерт заканчивается после девяти и идти на другие мероприятия проекта его посетителям бессмысленно — «Ночь искусств» в Калининграде закончится ровно в десять вечера, когда, собственно, ночь ещё даже не началась. А посмотреть выставки, открывшиеся в рамках акции, можно в иной день спокойно и никуда не торопясь. В принципе, калининградская «Ночь искусств» ничем не отличается от любого другого вечера, разве что имеет особенное название. Нет ни темы, объединяющей разные точки маршрута, ни согласованной программы — мероприятия накладываются одно на другое, и, вероятно, посетив одно из них, на другое вы, к сожалению, не успеете. Так что имеет смысл выбрать какой-то один музей-театр-концертный зал и провести там отличный вечер, а не гнаться за существующей только на бумаге «Ночью искусств».

Текст — Алина Белянина, фото — «Новый Калининград», предоставлены Калининградской художественной галереей

Комментарии к новости