Искусство против конфет: что происходит с Закхаймскими воротами

Сегодня стало известно, что арт-пространство «Ворота» прекращает свою деятельность на территории Закхаймских ворот. Вместо открытого для всех артистического городского пространства уже в ближайшее время в памятнике истории и культуры появится частный Музей марципана, совмещённый с магазином и прочими радостями для туристов. «Афиша Нового Калининграда.Ru» попыталась скрупулёзно разобраться с причинами, по которым мы все потеряли «место для каждого», а взамен совсем скоро получим «туристический объект», в экспозиции которого будет «здание УФСБ по Калининградской области из марципана».


Давайте начнём по порядку. Что случилось с арт-пространством «Ворота» (и что это такое, если кто-то ещё не в курсе)?


Проект «Арт-платформа „Ворота“» начался в 2013 году, когда Калининградский союз фотохудожников в лице председателя Юрия Селивёрстова и группа независимых кураторов совместно с волонтёрами начали приводить в порядок полузаброшенное помещение, некогда часть вального укрепления Кёнигсберга, Закхаймские ворота.

В октябре 2012-го года Калининградский союз фотохудожников заключил с Калининградским центром стандартизации и метрологии договор о долгосрочной аренде памятника истории и культуры федерального значения «Закхаймские ворота» (они находятся как раз в оперативном управлении Калининградского ЦСМ). На тот момент сумма ежемесячной платы составила 10 223,44 рубля.

Эта сумма не уплачивалась до июня 2015 года по взаимной договоренности: арендатор снял голые стены и должен был приспособить историческое здание к современным нуждам. Благоустройство Закхаймских ворот осуществлялось совместными усилиями: часть реставрационных работ (например, восстановление кровли и исторического фасада) ещё в 2007 году была осуществлена при содействии федерально-целевой программы «Культура России». Новый пол, свет, газовое отопление, окна появились уже при Союзе фотохудожников и группе единомышленников: частично всё это было сделано на гранты, которые получал Союз, частично — на средства ЦСМ, частично — благодаря пожертвованиям и поддержке обычных горожан.

На протяжении трёх лет в пространстве проходили персональные выставки российских художников, концерты, спектакли, различные презентации и фестивали. Команда привела в порядок ближайший сквер и активно вовлекала жителей окрестных домов в свои события.

Летом 2015 года Юрий Селивёрстов трагически погиб. Спустя время председателем Калининградского союза фотохудожников (и, следовательно, ответственным нанимателем помещения) стала Ольга Юрицына. Большинством выставочных проектов, проведением культурных и общественных мероприятий, а также управлением размещенной в «Воротах» кофейней по-прежнему занималась группа кураторов, которая пришла на площадку вместе с Селивёрстовым в самом начале проекта. В том же году была повышена арендная плата площадки, стоимость месяца составила около двадцати тысяч рублей. Осенью 2016 года стоимость аренды снова возросла: семьдесят тысяч рублей в месяц, не считая коммунальных платежей, оплаты услуг охраны и уборщиков. Такой рост был связан с проведением новой лицензированной оценки помещения, инициированной комитетом по управлению государственным имуществом.

В январе этого года команда кураторов арт-платформы «Ворота», которая занималась пространством с момента его основания, заявила о выходе из проекта. Калининградский союз фотохудожников занялся полным управлением арт-платформы, но у него возникли финансовые трудности.

Почему произошёл конфликт между участниками арт-пространства «Ворота»?


В январе этого года Ольга Юрицына назвала произошедший раскол внутри команды закономерным процессом и никак не связывала его с выросшей арендной платой. «Кто-то вырос из „коротких штанишек“, кому-то стали слишком малы сцены. Когда-то к нам в „Ворота“ пришли очень молодые ребята, которые мало что умели, но хотели сделать многое. За время работы на площадке ребята выросли и приобрели громадный опыт. Они хотят заниматься своими проектами в другом пространстве, а Калининградский союз фотохудожников остаётся на своей площадке, чтобы заниматься своими проектами и сохранить в этой сложной экономической ситуации культурное городское пространство».

Однако ушедшая команда (Дмитрий Селин, Кристина Черёмушкина, Евгений Макархин) считают, что их из Закхаймских ворот просто «выжили»:

 — Первое время после смерти Юры Селивёрстова Союз никак не участвовал в деятельности «Ворот», а потом стал проявлять интерес. Мы пытались выстроить сотрудничество заново, потому что раньше оно происходило между людьми, которые друг другу доверяли и начинали всё это дело вместе. Да, главный элемент команды ушёл из жизни, но жизнь не закончилась, и нужно было искать новые точки соприкосновения. Но до этого мы сами отвечали за экономику, управление и вообще за всё…

Переговоры шли сложно: Союз уходил на недельные, месячные обдумывания наших предложений. Последнее наше предложение до выхода — это подписать соглашение с созданным нашей командой НКО «Арт-ворота» (в него вошла и Ольга Юрицына) и Союзом. Условия мы предложили следующие: мы по-прежнему несём всю ответственность за всё имущество, за покрытие аренды «Ворот», мы предложили Союзу делать за них выставки, платить за эти выставки, за их техническое обеспечение и в то же время дали им возможность делать какие-то мероприятия самостоятельно, но за наш счёт. Мы не дошли только до согласования количества этих мероприятий в месяц.

По нашему мнению, это был шикарный договор, с которым мы пришли к Ольге Юрициной. Она обдумывала его четыре месяца, а потом пришла и сказала, что этот договор их не устраивает и у них есть другие условия сотрудничества.

Мы месяц договор составляли с участием юриста, а она нам на листочке начирикала условия, на которые готова пойти. Если коротко, то они у Союза были следующие: под их управлением находится вся экономика пространства, управление всеми мероприятиями, выставочным планом, при этом они не ответственны за аренду, такого даже не прописывалось. То есть они всем управляют, но зарабатывать деньги на погашение аренды предлагают нам. Мы на эти условия не пошли и покинули пространство.

И к чему привёл конфликт внутри «Ворот»?


Как видно, ни к чему хорошему. В конце апреля этого года председатель Калининградского союза фотохудожников Ольга Юрицына обратилась к врио министра культуры и туризма Андрею Ермаку и городской общественности с просьбой «спасти „Ворота“», существование которых стало практически невозможным из-завыросшей в декабре прошлого года арендной платы. 16 мая, в Закхаймских воротах прошёл круглый стол «Город и „Ворота“ — что дальше», организованный городской общественностью. Присутствовавший на встрече Андрей Ермак предложил несколько возможных механизмов для сохранения общественного пространства «Ворота».

«Здесь первостепенно — сохранение памятника как объекта показа. Если внутри удаётся создать проект, который связан с культурной жизнью — мы только за и готовы поддержать всем, чем можем. Но если этого не происходит, объект выкуплен и собственник говорит, что хочет рассаду здесь выращивать или открыть пельменный цех, если это не противоречит закону и ему по санитарно-эпидемиологическим нормам можно здесь пельменный цех организовать — мы ничего сделать не можем», — сказал Андрей Ермак, отметив, что проблема на сегодняшний день в том, что тот арендатор, который сейчас существует в Закхаймских воротах, не может выйти на тот уровень монетизации, который интересует собственника, при этом прямое финансирование этого объекта региональным министерством культуры и туризма сегодня невозможно.

1 июня этого года истекает срок действия договора аренды между Калининградским союзом фотохудожников и Калининградским центром стандартизации, метрологии и испытаний, в чьем оперативном управлении находится памятник истории и культуры федерального значения «Закхаймские ворота». Коллектив художников и кураторов должен покинуть помещение памятника и вывезти своё имущество в течение четырёх дней.

А куда пошла старая кураторская команда и куда, возможно, пойдёт Союз фотохудожников?


Команда независимых кураторов работает над развитием креативных городских пространств и находится в поиске постоянного помещения.

«Сейчас мы работаем над проектом креативной библиотеки, везём художников в Берлин, занимаемся фестивалем „Когда звучат улицы“, открываем в городских библиотеках кофейни, в общем — дел много. Когда у нас освободился информационный ресурс, появилась „Чаща“, которая рассказывает про локальные проекты, собирает креативные индустрии так или иначе. Мы надеемся, что у нас будет постоянная площадка, во всяком случае, переговоры в этом направлении ведутся и не только с властью», — рассказал Дмитрий Селин. Также ребята отметили, что найти необходимую сумму на оплату аренды Закхаймских ворот было можно, «только для этого работать было надо, но, видимо, из Союза работать не хотел никто».

Что же касается того, какую площадку теперь займет Союз фотохудожников, то Ольга Юрицына отказалась давать комментарии по этому вопросу «Афише Нового Калининграда.Ru». Однако Андрей Ермак сказал, что предложил Юрицыной альтернативые площадки для ведения деятельности:

 — Я им предложил переместиться в какое-либо наше учреждение, которое не будет выставлять им высокую арендную плату. Например, взять какую-нибудь библиотеку, там места, как правило, достаточно. Многие библиотеки находятся в исторических зданиях, где есть много свободных помещений: там можно придумать коворкинг какой-нибудь, найти место для проведения мероприятий, круглых столов, семинаров различных встреч. Этот вариант реален, и я Ольге Юрицыной об этом говорил. Она сказала: «Да, это интересно, я подумаю».

Что касается идеологии, которая была у «Ворот», она может быть сохранена и в любом другом месте, необязательно привязываться к Закхаймским воротам. Например, та часть команды, которая раньше работала в «Воротах», начала с нами активно работать в области развития библиотек и некоторых элементов творческого кластера на базе библиотек. Пока у них получается довольно неплохо, во всяком случае, их анализ помог мне концептуально пересмотреть подход к библиотекам. Если у Ольги появится желание дальше продолжать дело Юрия Селиверстова, можно было бы спокойно рассматривать вариант размещения в какой-либо знаковой библиотеке. Мы встречались с представителем Росимущества, он предложил занять зазорные лазы в районе Литовского вала — каждый по сто метров. Там необходимы финансовые вложения на благоустройство и обустройство этих объектов, но это долгосрочный вариант с минимумом рисков по повышению арендной ставки и так далее.

Если нужно прям очень быстрое решение — вот, пожалуйста, библиотеки. Если не такое быстрое — лазы. Мы даже поможем подготовить заявку на программу «Польша-Калининградская область», чтобы получить средства на обустройство этого пространства. Можно рассматривать разные варианты, — рассказал Андрей Ермак.

Что будет на месте арт-пространства «Ворота»?


На месте бывшего артистического пространства уже этим летом появится новый «культурно-туристический объект». Об этом «Афише Нового Калининграда.Ru» сообщил Игорь Белов, директор Калининградского ЦСМ. Белов сообщил, что это будет «культурно-туристический объект», точное название которого он бы предпочёл не называть до того момента, пока не будут подписаны все необходимые документы.

 — Я повторю, что там будет именно культурно-туристический объект, а не публичный дом, как считают некоторые. Я на девяносто процентов знаю, что это будет за объект, обязательно приведу туда своих детей, приглашу на открытие и власти, и прессу. Это организация серьезная, небедная, и она сможет привлечь людей. Договор с ней будет заключён как минимум на три года. Заработает этот объект уже этим летом. На открытии же я хочу попросить власть обратить внимание на проблему парковки рядом с памятником истории и культуры «Закхаймские ворота». Рядом с Закхаймскими воротами, на перекрёстке с Литовским валом, около бывшего сиротского приюта, есть парковка, на которой стоят частники, осуществляющие нелегальные перевозки по области. Я против них ничего не имею, это их бизнес, но у меня просьба к власти, чтобы они как-то статус этой парковки определили, чтобы на ней могли останавливаться туристические автобусы. А они к Закхаймским воротам приезжать будут. Я не хочу говорить, что лучше — старый проект «Ворот» или новый проект. Новый проект точно будет другим и хорошим, — отметил Белов.

Однако Андрей Ермак в телефонном разговоре сообщил, что новый арендатор Закхаймских ворот уже известен: вместо городского креативного пространства в памятнике истории и культуры откроется частный музей марципана:

 — Я надеюсь, что ту атмосферу, которая была создана вокруг «Ворот», Музей марципана не ухудшит. Они планируют разместиться ещё в Бранденбургских воротах: открыть магазин, проводить мастер-классы по лепке фигурок и различных изделий из марципановой массы. Планы большие, поэтому это в их интересах, сохранить ту атмосферу, которая была в «Воротах». Тем более марципан — один из брендов Калининградской области, поэтому с точки зрения привлечения туристов это место станет более популярное, более востребованное, а отношения с местными жителями от этого не ухудшатся, — пояснил Ермак.

Необходимо отметить, что Игорь Белов в телефонном разговоре уточнил, что музей кёнигсбергского марципана откроется уже в середине июля в других городских воротах — Бранденбургских, которые также находятся в оперативном управлении Калининградского центра стандартизации, метрологии и испытаний. Получается, что этим летом горожане и туристы получат две новые точки, связанные с кондитерскими традициями Восточной Пруссии.

А что такое Музей марципана?


В Калининграде Музей марципана, который на постоянной основе можно посетить пока что только в виртуальном виде, существует с 2011 года. Его придумала и открыла калининградка, кулинар и художница Александра Торопова. Она же организует и передвижные марципановые выставки, на которых знакомит зрителей с кондитерской историей кёнигсбергских сладостей, и проводит мастер-классы. Однако в Закхаймских и Бранденбургских воротах откроется не её музей.

 — У нас, к сожалению, нет возможности содержать свое собственное помещение. И когда мы обратились в региональный минкульт за поддержкой, там сказали, что у них нет такого социального инструмента, позволяющего нас поддержать в данном вопросе, — рассказала Александра Торопова.

По словам Александры, на протяжении ряда лет в музее занимались возрождением традиции кёнигсбергского марципана. Выставки проходили не только в городах России, но и за рубежом, собирая восторженные отзывы прессы. «Теперь до нас доходят слухи, что кто-то другой открывает музей марципана в Закхаймских воротах. Я считаю, что это просто воровство идеи, — заключает Торопова. — Это просто обидно, когда ты тратишь на это время, деньги, усилия, а потом приходит богатый молодой человек, который объявляет себя королем марципана».

«Афиша Нового Калининграда.Ru» обратилась за комментариями к представителям кондитерского магазина «Марципановый домик» Михаилу Попову. Он подтвердил, что проект Музей марципана в городских воротах — это его идея, которая будет реализована в ближайшее время.

— Музей открываю я совместно с немецкой компанией Niederegger, которая всемирно известна как производитель марципана. В Закхаймских воротах будет только музей: в экспозиции мы представим фигуры из марципана, сделанные немецкими и нашими отечественными мастерами. Это будет хороший проект, я просто не имею права сделать его плохо. Музей марципана в Закхаймских воротах мы планируем открыть уже в августе этого года. В середине июля заработает музей с магазином в Бранденбургских воротах. Экспозиции в двух пространствах будут отличаться: так, в Закхаймских воротах будут представлены те марципановые скульптуры, которые просто не войдут в зал Бранденбургских ворот. Что это за фигуры? Масштабные модели исторических зданий Калининграда-Кёнигсберга: макет центра города, состоящий из пяти марципановых зданий — мэрии, здания УФСБ, КГТУ, здания КДЦ, рынка, который был в Кёнигсберге, и Королевского замка в масштабе 1:100.

На вопрос о заимствовании идеи у Александры Тороповой Михаил ответил следующее: «Даже не знаю, что на это и сказать. Знаете, мой отец, который сейчас на пенсии, занимается розничной торговлей марципана кёнигсбергской фабрики „Schwermer“ с 2002-го года. Сколько лет тогда было Александре? Мы давно вынашиваем идею создания именно такого музея, но если вопрос только в названии, то мы можем без проблем переименоваться в галерею марципана».

И что же делать?


Как бы это печально ни звучало, но выхода из сложившейся ситуации сегодня нет. Сохранить арт-платформу «Ворота» внутри Закхаймских ворот в том виде, в котором она была нужна городскому сообществу, увы, уже не получится. Поэтому сегодня, 31 мая, у вас есть последняя возможность попасть в те самые «Арт-ворота», которые запомнятся как «место притяжения», исключение из общих правил и первая арт-платформа Калининграда, приходите на концерт этно-электронной музыки. Начало в 20:00. Вход, как и прежде, — добровольный взнос. Цветущий сквер прилагается бесплатно.


Текст — Александра Артамонова, Денис Туголуков, Анастасия Светогор, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]