Сегодня стало известно, что
Давайте начнём по порядку. Что случилось с
Проект
В октябре
Эта сумма не уплачивалась до июня
На протяжении трёх лет в пространстве проходили персональные выставки российских художников, концерты, спектакли, различные презентации и фестивали. Команда привела в порядок ближайший сквер и активно вовлекала жителей окрестных домов в свои события.
Летом
В январе этого года команда кураторов
Почему произошёл конфликт между участниками
В январе этого года Ольга Юрицына назвала произошедший раскол внутри команды закономерным процессом и никак не связывала его с выросшей арендной платой. «
Однако ушедшая команда (Дмитрий Селин, Кристина Черёмушкина, Евгений Макархин) считают, что их из Закхаймских ворот просто «выжили»:
— Первое время после смерти Юры Селивёрстова Союз никак не участвовал в деятельности «Ворот», а потом стал проявлять интерес. Мы пытались выстроить сотрудничество заново, потому что раньше оно происходило между людьми, которые друг другу доверяли и начинали всё это дело вместе. Да, главный элемент команды ушёл из жизни, но жизнь не закончилась, и нужно было искать новые точки соприкосновения. Но до этого мы сами отвечали за экономику, управление и вообще за всё…
Переговоры шли сложно: Союз уходил на недельные, месячные обдумывания наших предложений. Последнее наше предложение до выхода — это подписать соглашение с созданным нашей командой НКО «
По нашему мнению, это был шикарный договор, с которым мы пришли к Ольге Юрициной. Она обдумывала его четыре месяца, а потом пришла и сказала, что этот договор их не устраивает и у них есть другие условия сотрудничества.
Мы месяц договор составляли с участием юриста, а она нам на листочке начирикала условия, на которые готова пойти. Если коротко, то они у Союза были следующие: под их управлением находится вся экономика пространства, управление всеми мероприятиями, выставочным планом, при этом они не ответственны за аренду, такого даже не прописывалось. То есть они всем управляют, но зарабатывать деньги на погашение аренды предлагают нам. Мы на эти условия не пошли и покинули пространство.
И к чему привёл конфликт внутри «Ворот»?
Как видно, ни к чему хорошему. В конце апреля этого года председатель Калининградского союза фотохудожников Ольга Юрицына обратилась к врио министра культуры и туризма Андрею Ермаку и городской общественности с просьбой «спасти „Ворота“», существование которых стало практически невозможным
«Здесь первостепенно — сохранение памятника как объекта показа. Если внутри удаётся создать проект, который связан с культурной жизнью — мы только за и готовы поддержать всем, чем можем. Но если этого не происходит, объект выкуплен и собственник говорит, что хочет рассаду здесь выращивать или открыть пельменный цех, если это не противоречит закону и ему по
1 июня этого года истекает срок действия договора аренды между Калининградским союзом фотохудожников и Калининградским центром стандартизации, метрологии и испытаний, в чьем оперативном управлении находится памятник истории и культуры федерального значения «Закхаймские ворота». Коллектив художников и кураторов должен покинуть помещение памятника и вывезти своё имущество в течение четырёх дней.
А куда пошла старая кураторская команда и куда, возможно, пойдёт Союз фотохудожников?
Команда независимых кураторов работает над развитием креативных городских пространств и находится в поиске постоянного помещения.
«Сейчас мы работаем над проектом креативной библиотеки, везём художников в Берлин, занимаемся фестивалем „Когда звучат улицы“, открываем в городских библиотеках кофейни, в общем — дел много. Когда у нас освободился информационный ресурс, появилась „Чаща“, которая рассказывает про локальные проекты, собирает креативные индустрии так или иначе. Мы надеемся, что у нас будет постоянная площадка, во всяком случае, переговоры в этом направлении ведутся и не только с властью», — рассказал Дмитрий Селин. Также ребята отметили, что найти необходимую сумму на оплату аренды Закхаймских ворот было можно, «только для этого работать было надо, но, видимо, из Союза работать не хотел никто».
Что же касается того, какую площадку теперь займет Союз фотохудожников, то Ольга Юрицына отказалась давать комментарии по этому вопросу «Афише Нового Калининграда.Ru». Однако Андрей Ермак сказал, что предложил Юрицыной альтернативые площадки для ведения деятельности:
— Я им предложил переместиться в
Что касается идеологии, которая была у «Ворот», она может быть сохранена и в любом другом месте, необязательно привязываться к Закхаймским воротам. Например, та часть команды, которая раньше работала в «Воротах», начала с нами активно работать в области развития библиотек и некоторых элементов творческого кластера на базе библиотек. Пока у них получается довольно неплохо, во всяком случае, их анализ помог мне концептуально пересмотреть подход к библиотекам. Если у Ольги появится желание дальше продолжать дело Юрия Селиверстова, можно было бы спокойно рассматривать вариант размещения в
Если нужно прям очень быстрое решение — вот, пожалуйста, библиотеки. Если не такое быстрое — лазы. Мы даже поможем подготовить заявку на программу
Что будет на месте
На месте бывшего артистического пространства уже этим летом появится новый «
— Я повторю, что там будет именно
Однако Андрей Ермак в телефонном разговоре сообщил, что новый арендатор Закхаймских ворот уже известен: вместо городского креативного пространства в памятнике истории и культуры откроется частный музей марципана:
— Я надеюсь, что ту атмосферу, которая была создана вокруг «Ворот», Музей марципана не ухудшит. Они планируют разместиться ещё в Бранденбургских воротах: открыть магазин, проводить
Необходимо отметить, что Игорь Белов в телефонном разговоре уточнил, что музей кёнигсбергского марципана откроется уже в середине июля в других городских воротах — Бранденбургских, которые также находятся в оперативном управлении Калининградского центра стандартизации, метрологии и испытаний. Получается, что этим летом горожане и туристы получат две новые точки, связанные с кондитерскими традициями Восточной Пруссии.
А что такое Музей марципана?
В Калининграде Музей марципана, который на постоянной основе можно посетить пока что только в виртуальном виде, существует с 2011 года. Его придумала и открыла калининградка, кулинар и художница Александра Торопова. Она же организует и передвижные марципановые выставки, на которых знакомит зрителей с кондитерской историей кёнигсбергских сладостей, и проводит
— У нас, к сожалению, нет возможности содержать свое собственное помещение. И когда мы обратились в региональный минкульт за поддержкой, там сказали, что у них нет такого социального инструмента, позволяющего нас поддержать в данном вопросе, — рассказала Александра Торопова.
По словам Александры, на протяжении ряда лет в музее занимались возрождением традиции кёнигсбергского марципана. Выставки проходили не только в городах России, но и за рубежом, собирая восторженные отзывы прессы. «Теперь до нас доходят слухи, что
«Афиша Нового Калининграда.Ru» обратилась за комментариями к представителям кондитерского магазина «Марципановый домик» Михаилу Попову. Он подтвердил, что проект Музей марципана в городских воротах — это его идея, которая будет реализована в ближайшее время.
— Музей открываю я совместно с немецкой компанией Niederegger, которая всемирно известна как производитель марципана. В Закхаймских воротах будет только музей: в экспозиции мы представим фигуры из марципана, сделанные немецкими и нашими отечественными мастерами. Это будет хороший проект, я просто не имею права сделать его плохо. Музей марципана в Закхаймских воротах мы планируем открыть уже в августе этого года. В середине июля заработает музей с магазином в Бранденбургских воротах. Экспозиции в двух пространствах будут отличаться: так, в Закхаймских воротах будут представлены те марципановые скульптуры, которые просто не войдут в зал Бранденбургских ворот. Что это за фигуры? Масштабные модели исторических зданий
На вопрос о заимствовании идеи у Александры Тороповой Михаил ответил следующее: «Даже не знаю, что на это и сказать. Знаете, мой отец, который сейчас на пенсии, занимается розничной торговлей марципана кёнигсбергской фабрики „Schwermer“ с
И что же делать?
Как бы это печально ни звучало, но выхода из сложившейся ситуации сегодня нет. Сохранить
Текст — Александра Артамонова, Денис Туголуков, Анастасия Светогор, фото — Денис Туголуков