Весь вынесут вон: почему закрывают единственный музей в Советске

Все новости по теме: Культура

«Афиша Нового Калининграда» пытается разобраться, что происходит с музеем истории города Советска: реорганизуют его местные власти или закрывают, зачем, кто за это отвечает, что останется в городе, если Музей истории прекратит существование в сегодняшнем виде. И главное: на самом деле не хватает денег на его содержание или власти хотят таким образом уволить неудобного директора и его команду.


На окраине области, на границе с Литвой, у моста королевы Луизы: что такое Музей истории города Советска?

_NEV8451.jpg

На фотографии директор музея, Анжелика Шпилёва

Это четыре зала с высокими потолками, арочными окнами и потертым паркетом на первом этаже жилого дома начала двадцатого века. Точнее, на первом этаже дома и в части пристройки. В окне, которое выходит на тихую улицу (практически в двухстах метрах государственная граница и пограничный переход через мост королевы Луизы), виднеются манекены в одежде периода наполеоновских войн. Окно соседствует с тяжёлой сейф-дверью — здесь вход в подъезд самого дома, а вход в музей — через двор. Во дворе осыпаются розы, отцветают колокольчики. В соседнем дворе веранда летнего кафе: типичные желтые зонтики над столиками, за которыми две женщины сидят и пьют пиво. Здесь довольно тихо: как сказал один писатель, «провинциальная тишина, не имеющая ничего общего с настоящим покоем». Граница в стороне, музей выходит на улицу с односторонним движением. Тут же совсем рядом разбитый остановочный пункт: местные жители звенят цветными пакетами из дьюти-фри и ждут автобуса — аккуратного белого пазика, на котором готическим шрифтом написано «Аркада».

До Второй мировой войны в помещении, которое сейчас занимает музей истории города Советска, был магазин для ковров и гардин, в советское время здесь размещалась мясная лавка, а после — магазин электрических товаров. Сам музей был учрежден в 1987 году как филиал Калининградского историко-художественного музея, в этом статусе он проработал до 99-го года, после чего перешел в муниципальное управление.

_NEV8270.jpg_NEV8405.jpg_NEV8317.jpg_NEV8402.jpg_NEV8468.jpg

«Создавать музей в перестройку, в провинции, на окраине области — это тяжело. Время трудное, проблемное, в том числе и в финансовом плане. Но у горожан возникла потребность в музее. В нашем архиве есть занятный документ — обращение Совета директоров предприятий и организаций Советска к Советам трудовых коллективов, всем гражданам города о необходимости оказания материальной помощи для завершения ремонта и открытия музея. В этом обращении произносятся очень важные слова о том, как необходима историческая память, как необходимо сохранять наследие и какую роль в этом играет музей. Наверное, сейчас это трудно представить, но тогда многие стали помогать финансово. И в 1992 году были открыты первые два зала музея: в них была размещена экспозиция „Из истории Тильзита“ и художественная выставка „Городской пейзаж“, в которую вошли картины местных авторов. А в 1993 году мы отремонтировали следующие два зала. Так с ними и живём», — рассказывает директор музея Анжелика Шпилёва.

Четыре зала — это двести десять квадратных метров, на которых сейчас последовательно рассказывается история города: от тевтонских рыцарей до наполеоновских войн, до жизни между войнами. Своеобразная выставка поражений, побед, коллективных травм (тут уже каждый рассматривает так, как хочет). Рыхлый бархат королевского платья, ржавчина и пулевые ранения вывесок, камни и глина с раскопок, бутылки из-под довоенных минеральных вод и лимонадов, тусклое серебро столовых приборов, белый фарфор разрозненных сервизов, толстый картон открыток с черно-белыми лицами актеров Тильзитского театра, выцветший лоск портрета Сталина, мертвенная белизна посмертной маски известного немецкого поэта. Советские грампластинки, афиши Советского драматического театра, карты по переименованным улицам, старая мебель, наградные медали, фронтовые письма, патефон, крошечная гитара, стоптанные калоши, платье по моде первых послевоенных лет — в цветочек, очень тонкое — посмотришь и рвется. Карикатура и литография. Тильзитский сыр, Тильзитский мир, День Победы. Практически витрина к витрине, бок о бок, на крошечной территории.

Практически о любом городе Калининградском области мы можем говорить в рамках концепции палимпсеста, наслаивания пластов визуальной информации о той повседневности, которая исчезает, но нуждается не только в фиксации, но и в осмыслении. И Советск в этом случае не будет исключением. Здесь «немецкое», «советское» и «постсоветское» парадоксальным образом соседствуют друг с другом: вот застройка начала двадцатого века, дом из красного кирпича, старая черепица, лепнина, мелкая расстекловка окон, а к нему вплотную пристроена панельная «хрущёвка». Вот, пожалуйста, грубый бетонный (или цементный) шов — как граница, метафора чёткого деления времени на до и после. Вот — бывшая кирха, переданная в управление РПЦ: на первом этаже мясная лавка и кафе с дешевыми алкогольными напитками и «грибами».


Вот улица Смоленская рядом со стихийным народным рынком. На улице исторический дом, на доме мраморная доска, указывающая, что на этой улице жил немецкий поэт, писатель и общественный деятель Иоганнес Бобровский (забыли указать или не хватило места, что признанный писатель-антифашист). Вот отреставрированная улица Победы, единственная пешеходная в городе: на одном из довоенных домов другая памятная доска — уже из современного мира, почетному гражданину Советска, депутату Калининградской областной Думы Вадиму Абарюсу, которую открыли в один день с памятником тильзитскому трамваю. В общем, здесь есть место всем.

«Если она чего-то не понимает, ей просто объясняют»: кто отвечает за музей?

_NEV8503.jpg

Директор музея истории города Советска Анжелика Шпилёва смеется, когда рассказывает о себе: «В таких случаях принято говорить, что у человека образцово-показательная трудовая биография. Наверное, так и есть: я пришла работать в музей в 1989-м году, была принята в качестве младшего научного сотрудника, а в 2010-м году стала уже директором музея». В 1993-м году Анжелика Шпилёва окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «музейное дело и охрана памятников истории и культуры». Её квалификация «историк-музеевед» достаточно редкая не только для Советска, но и для Калининграда. Дипломная работа — «История города Тильзита в музейной экспозиции».

В настоящий момент в штате музея пять человек. В год содержание учреждения обходится городскому бюджету в два миллиона шестьсот тысяч рублей: в эту сумму входит и зарплатный фонд, и оплата коммунальных услуг. «Мы все оптимизируемся, оптимизируемся: у нас уже нет смотрителя, у нас приходящий бухгалтер — по совместительству, так он работает в городской библиотеке. Но как-то получается и выживать, и даже что-то зарабатывать, и привлекать дополнительные средства, участвовать в грантовых программах», — рассказывает Шпилёва. Рассказывает ещё и о том, что после того, как в 99-м году музей поменял свой статус и стал муниципальным учреждением, он лишился всех предметов, собранных за двенадцать лет — все они остались в фондах Калининградского областного историко-художественного музея. «Нам пришлось собирать всё с нуля. И за это время мы приобрели очень достойные экспонаты. Это и посмертная маска поэта Иоганнеса Бобровского (их всего две, вторая хранится в Берлине), рукописи поэта, герб СССР, венчавший мост на границе с Литовской ССР, предметы малой пластики. Мы формируем коллекцию так: что-то принимаем в дар, в том числе и от местных жителей, что-то удается купить. Мы все же немного, но зарабатываем на продаже билетов. По отчету за прошлый год нас посетило десять тысяч гостей. И это не только туристические группы, но адресные обращения: например, мы принимали группы историков, наполеонистов. Они были в восторге от нашей экспозиции».



С образцово-показательной биографией как-то плохо укладываются так называемые репутационные скандалы последних лет. Например, в прошлом году представители городской администрации Советска принуждали Анжелику Шпилеву к увольнению по собственному желанию, в противном случае угрожали «статьей за экстремизм». Причиной того скандала стала выставка «Иоганнес Бобровский. Жизнь и творчество», приуроченная к столетию со дня рождения поэта. На выставке были представлены информационные стенды, на один из них была помещена фотография Бобровского в форме солдата вермахта. Власти не стали разбираться в тонкостях фашизма и антифашизма. Олег Вашурин, начальник управления по культуре, туризму и молодежной политике, честно признался, что когда увидел стенд — почувствовал, как по его спине бежит холодный пот. Ещё он напомнил, что «Пять лет назад обстановка в мире была совсем другой: мы могли выезжать заграницу с георгиевскими ленточками, а сейчас в ту же Литву не можем выехать. Повесьте себе на машину георгиевскую ленточку и попробуйте выехать — у вас проблемы возникнут сразу на границе. Правильно? Не возникало? Вам просто повезло». И пояснил, что если директор музея «что-то не понимает, то ей объясняют». После того, как к делу подключились средства массовой информации, адвокаты и правозащитники, угроза увольнения отпала, а дисциплинарное взыскание с директора музея было досрочно снято спустя некоторое время.


На фотографии стена местного Дома культуры

Спустя год, этой весной, Анжелика Шпилёва оказалась в центре внимания журналистов государственного телеканала. 1 мая на сайте телеканала ГТРК «Калининград» был размещен сюжет, посвященный деятельности и.о. руководителя литовского консульства в Советске Бронюса Макаускаса. В репортаже Макаускас представлен как «дипломатический хам». В основу сюжета легли записи с видеорегистратора, уличных камер и камер наблюдения из ресторана «Россия», где 16 февраля состоялось официальное торжество по случаю празднования 100-летия Дня независимости Литвы. В репортаже говорится, что литовский дипломат якобы сел за руль в состоянии алкогольного опьянения. Вместе с ним в автомобиле находилась Анжелика Шпилёва. Автор репортажа указал, что «многие выставки в музее спонсирует консульство». Некоторые выставки при этом называются «сомнительными», представляющими советских солдат времен Великой Отечественной войны «бездушными завоевателями». Макаускас назвал сюжет, вышедший на госканале, провокацией и «заказным политическим делом». Анжелика Шпилёва назвала сюжет пропагандой и «сюжетом для дураков». Власти Советска от комментариев отказались.

«Принимают решение, а потом прячутся»: что происходит с музеем истории города Советска сейчас

Информация о том, что запущен процесс ликвидации музея, появилась на сайте городской администрации вечером в минувшую пятницу. По иронии именно в тот день, когда в России в целом отмечали День памяти и скорби, начало Великой Отечественной войны, а в Калининграде и в области дружно смотрели, как на новом городском стадионе команда сборной Сербии играет со сборной Швейцарии.


«Знаете, это называется „под шумок“. А для меня это решение было совершенно неожиданным», — рассказывает Анжелика Шпилева. Постановление о ликвидации ей принесли на работу в пятницу, ближе к концу рабочего дня. Причина ликвидации, обозначенная в документе, — оптимизация расходов городского бюджета. Подписано постановление Бурых А.Н., который в этом документе значится как и.о. главы администрации Советского городского округа, хотя на официальном сайте его должность звучит несколько иначе: заместитель главы администрации по городской инфраструктуре и ЖКХ. В членах ликвидационной комиссии среди прочих значится Олег Вашурин, начальник управления культуры.

«Наверное, это такой очень хороший сервис, человекоориентированный: мне позвонили из администрации города, сказали, что подготовили приказ о ликвидации музея и сейчас его привезут мне в кабинет, потому что на улице очень сильный дождь. А я прямо сейчас вместе со своими сотрудниками могу написать заявления на увольнение и в ближайшее время получить компенсации. Ну что я могу сказать — это было неожиданностью и для меня, и для моих коллег. Тем более это было неожиданно вдвойне, потому что некоторое время назад мы отчитались перед окружным советом о результатах деятельности музея за прошлый год, и наша деятельность была признана эффективной. Но я, пользуясь случаем, подготовила технический отчет о состоянии помещения и попросила совет обратить внимание на то, что состояние нашего музейного помещения на данный момент не выдерживает никакой критики: нам нужно сделать ремонт, наладить климатический режим… А еще лучше — получить помещение с большей площадью, на которой мы сможем достойно представить имеющиеся у нас уникальные экспонаты и рассказывать об истории города в нужном масштабе, а не на 200 квадратных метрах. Совет постановил, что нужно обратиться в администрацию с просьбой о предоставлении нового помещения. Но пока, как вы можете понять, нам это не удалось», — Анжелика Шпилева проводит нам экскурсию по музею.

_NEV8269.jpg

Позапрошлой зимой в квартире над музеем прорвало трубу центрального отопления, зал залило кипятком. Шпилева рассказывает, что спустя короткое время после аварии в Советск приехал губернатор области, зашел в музей: «Это было без предупреждения, они зашли с улицы. Мы не были представлены толком друг другу. Я сказала, что нам бы хотелось новое помещение, и он пообещал с этим разобраться, — рассказывает Шпилёва и продолжает. — После вручения постановления в тот же день мне позвонил Олег Вашурин, который пригласил меня на личную встречу. Я идти отказалась, сказав, что, знаете, дождь очень сильный. Тогда он приехал лично, стал божиться, что это не его идея, что решение принималось у него за спиной, что он категорически против и сделает все возможное, чтобы сохранить наш музей. Я же ответила, что не верю ни одному слово, что его фамилия числится в списках ликвидационной комиссии и, так или иначе, он все равно войдет в историю как человек, принимавший участие в уничтожении единственного музея во втором по величине городе области. Он продолжил говорить, что не имеет к этому отношения и дело даже не в том, что городу не хватает денег на содержание музея, а в том, что городу не нравится наше активное международное сотрудничество. К слову, международные культурные связи, еще никто не отменял».

Если говорить об основных партнерах музея, то это музеи Калининграда: «Фридландские ворота», Калининградский музей изобразительных искусств и Калининградский областной историко-художественный музей. Среди спонсоров и меценатов в том числе и землячество «Тильзит» (Киль, Германия) и частные лица, например Армин Мюллер-Шталь, немецкий актер, режиссер, музыкант, художник, писатель и уроженец Тильзита.

Олег Вашурин в администрации города Советска занимает пост начальника управления по культуре, молодежной политике и туризму. Это довольно крупный молодой мужчина, который с удовольствием любит выступать в Домах культуры областных городов с вокальными номерами в жанре «авторская песня» и «шансон». Как правило, такие выступления приурочены к разным государственным праздникам. Например, к международному женскому дню. Олег Вашурин отказался общаться с редакцией «Нового Калининграда», сказав, что комментарии не дает, и попросил позвонить в правовое управление, которое «может вам все объяснить». На вопрос, почему прокомментировать ситуацию не может руководитель того управления, в чьем подчинении находится музей, Вашурин сказал: «Это мое ведомственное учреждение, но решение по нему принимал глава администрации, и я это решение не комментирую. Оно принято без моего участия, и я с этим решением не согласен». В свою очередь начальница правового управления Ираида Павловна Бабушкина сказала, что ничего комментировать не будет, и добавила, что «мне не нравится, что они принимают решения, а потом прячутся за моей спиной». Комментарий от главы администрации Николая Воищева (отчасти, наверное, его можно понять: помимо того что глава был замешан в коррупционных скандалах, недавно ему подсунули «драного волка» вместо Забиваки) редакции «Нового Калининграда» получить до сих пор не удалось.

В минувший понедельник вечером администрация города Советска разослала официальное письмо, в котором говорилось следующее:

«В связи с появившимися в средствах массовой информации различными трактовками ситуации с городским музеем Советска хочу дать вам максимально подробные разъяснения. Администрация Советского городского округа с начала 2016 года проводит активную работу по оптимизации своих штатов. За это время, к примеру, управлением образования города Советска была проведена работа по оптимизации сети городских образовательных учреждений и учреждений спорта. Сейчас ведется активная работа по оптимизации управления культуры и подведомственных ему учреждений. Для того, чтобы в процессе оптимизации меньше всех пострадали сотрудники первого звена — библиотекари, методисты, заведующие различных кружков и секций, нами оптимизируются те учреждения культуры, чьи функции могут исполняться иными учреждениями либо непосредственно управлением культуры администрации Советского городского округа. В этом случае мы уменьшаем расходы на бухгалтерию, налоги, оптимизируем расходы на управление. Еще раз хочу подчеркнуть, что ликвидация юридического лица — МБУК „Музей истории города Советска“ — это исключительно ликвидация отдельного юридического лица, а НЕ МУЗЕЯ. Все сотрудники музея будут трудоустроены, фонды музея закреплены за иными учреждениями культуры, а сам музей как место осмотра экспозиций будет продолжать свою работу».



На фотографии глава администрации города Советска Николай Воищев

Официальное письмо было подписано Александром Бурых, и в этом письме уже указана должность, соответствующая реальности: заместитель начальника управления по ЖКХ и городской инфраструктуре. Однако на дополнительные вопросы, как, например, в чье ведомство переводится музей, почему решение было принято сейчас и почему, в конце концов, постановление выходит за  подписью не управления культуры, а управления ЖКХ, Александр Николаевич отвечать отказался. Он выкрикнул в трубку, что сейчас идет на совещание, и если кому-то в официальном ответе что-то не понятно, это не его проблема.

«Не знаю, хорошо это или плохо»: что говорят в Калининграде

Министр культуры и туризма Андрей Ермак рассказал, что в курсе ситуации, сложившейся с музеем. По его мнению, музею не грозит «ничего страшного».

«Один из принципиальных моментов заключается в том, что музей этот муниципальный и отвечает за него муниципальная власть. Как только мы полезем корректировать эту историю, это сразу повлечет за собой превышение с моей стороны должностных полномочий, УК РФ и так далее. Я свои полномочия превышать не буду, но ситуацию держу под контролем. Когда я разговаривал с Николаем Николаевичем Воищевым, он мне сказал, что музей не ликвидируется, а проводится смена организационно-правовой формы юридического лица, после чего музей будет существовать дальше. Я сказал, что если есть сложности с финансированием, то проблем нет, мы готовы сделать музей истории города Советска филиалом областного историко-художественного музея, как это было много лет назад. Он пообещал подумать и добавил, что не собирается ничего уничтожать. Я не знаю, хорошо это или плохо. Их идея с присоединением музея к библиотеке или не к библиотеке. Тезис Воищева прост: музей остается, но в другом виде», — уточнил Ермак.

На вопрос, к какой организации все же переводят музей — к библиотеке или туристическо-информационному центру, министр ответить не смог. Что касается возможного перевода музея в ведомство областного историко-художественного, то эта история тоже не так однозначна: в прошлый раз, при обратной ситуации, музей истории города Советска лишился всей своей коллекции. По мнению многих калининградских музейщиков, единственный верный исход этой истории таков: музей, как независимая унитарная единица, должен остаться в городе.

Так, например, Александра Макаревич, куратор выставочных проектов, сотрудник музея «Фридландские ворота» называет происходящее преступлением:

«Музей в Советске — это градообразующее предприятие. Спросите у любого экскурсовода и гида. Зачем ехать в Советск (Тильзит), если там нет достойного музея с интересной коллекцией?! Это был один из ярких пунктов в программе тура. А мнение местных жителей тоже никто не принимает в расчет?!

В гражданском обществе культура — это фундамент, на котором держатся основы общества. Проявляется это в том числе и в коммуникации во взаимоотношениях между людьми разных поколений, разных этносов, разных национальностей, разных взглядов. Именно у культуры есть свойство, способность объединять, примерять, объяснять, „не повышая голос“, а найти нужные методы и формы подачи. Культура делает нас лучше, добрее, социально активнее. Музей как феномен культуры полностью поддерживает этот принцип!

А коллекция музея в Советске?! Это уму непостижимо. В музее собраны действительно редкие предметы, имеющие культурную и историческую значимость и которые обязаны выставляться в музейном пространстве со всеми правилами (оборудование, свет, температурно-влажностный режим, охрана и т. д.). Не каждый муниципальный музей может похвастаться такой коллекцией. Более того, многие экспонаты дарились меценатами и частными коллекционерами именно в Музей, а не в турцентр или библиотеку. Это нарушение всяких возможных договоренностей. И ещё одно. У культуры и туризма разные цели и задачи. Не может музей быть присоединен к „турцентру“. И к библиотеке не может».


Адвокат Александр Добральский, участвовавший в разрешении прошлогоднего конфликта с ситуацией по поводу Бобровского, вместе с Анжеликой Шпилёвой подал заявление в суд и называет происходящее со стороны администрации не экономическим, а «политически-конъюнктурным решением»:

 — Как адвокат я не вижу оснований для того, чтобы ликвидировать музей как предприятие, то есть как юридическое лицо. То, что у администрации города Советска нет денег на содержание музея — это, на мой взгляд, не основание. Допустим, у них нет денег на содержание и ремонт дорог, но они же не ликвидируют управление, которое занимается подобными вопросами, и тем более не переводят его в подчинение другого ведомства. Мне во всем этом видится некая подковёрная борьба. Она направлена на ликвидацию музейной команды во главе со Шпилёвой и создание музея, полностью отформатированного под интересы Вашурина, Воищева и прочих лиц. Такое пространство, как, например, музей военной техники под открытым небом, — вот сфера их интересов.

Кто-то скажет, что это довольно сложный путь и, возможно, убрать директора можно было бы гораздо проще — просто не продлив ему контракт. Но вообще-то в рамках действующего трудового законодательства уволить работника очень сложно. И случай со Шпилёвой это показывает: в прошлом году её принуждали к увольнению, выписывали дисциплинарные взыскания. Но, обратите внимание, они досрочно сняты. О чем это говорит?

За сохранения музея истории города Советска мы поборемся в суде. Мы успели подать иск, и судьбу музея решит суд, а не администрация города в авторитарном порядке. Да, администрация как собственник может в любое время ликвидировать свое учреждение. Но в данном случае мы говорим не о каком-то учреждении, а о единственном городском музее. Они говорят, что им не хватает средств на содержание? Хорошо. Я знаю, что к директору музея уже обращались заинтересованные частные лица, которые готовы выступить меценатами музея. По причине конфиденциальности мы не можем назвать их имена, но такие люди есть», — рассказал Добральский.

«Мутабор»: вечное превращение, изменение, мутация

Хранитель фондов музея истории города Советска отводит нас в дальний зал: «Я вам покажу нашу последнюю видеоинсталляцию, мы ее представляли на музейную ночь. Это недолго, всего пять минут, посмотрите, пожалуйста». На музейную ночь здесь открыли выставку современной литовской художницы Ингриды Моцкуте-Поцене: серия фотографических работ и фильм, объединенных под названием «Мутабор». У Гауфа это сказочное заклинание, превращающее людей в животных и обратно. У литовской художницы — один из излюбленных мотивов, обращающийся к добровольному выбору измениться. На видео ее перформанс, сделанный в одном из заброшенных костелов в Литве, в городке, недалеко от границы: художница обволакивает зал белой воздушной материей, протягивает от полотна до входа до алтаря.



На фотографиях здание бывшего кинотеатра королевы Луизы, дом Армин Мюллер-Шталя, музей военной техники под открытым небом

«Она таким образом пытается обратить внимание властей Литвы на то состояние, в котором там находятся кирхи и костелы. Знаете, у нас схожие проблемы. Только у нас почему-то никто с этим не работает», — рассказывает смотритель.

Вместе с директором музея мы выходим на улицу. Она называется улицей Победы. Соседняя с ней улица называется улицей Дружбы — на ней установлен Музей военной техники под открытым небом. Он бесплатный и свободен для посещения круглосуточно. На бронетранспортерах виснут дети, по вечерам здесь проводят время родители. К 9 Мая экспозицию обновили: из Черняховска привезли списанный бомбардировщик СУ-24Т. Ко Дню Победы его выкрасили небесно-голубой краской. В городе шутят, что «наша техника смотрит на Литву». Мы проходим по отреставрированной пешеходной улице Победы. Мимо дома с рыцарем — в «Википедии» написано, что оно до сих пор разрушается, но рыцарь, держащий крышу, почищен и отштукатурен. Мимо бывшего кинотеатра королевы Луизы — когда-то великолепного барочного здания, в котором в свое время был колледж культуры, а сейчас — первоклассная руина, без крыши, за последние годы не раз горевшая. Выходим на улицу Ломоносова, бывшую Липпенштрассе, тут находится четырехэтажное здание с башенкой и многочисленными декоративными украшениями на фасаде: в городе его называют так «Дом, в котором родился Армин Мюллер-Шталь». Мюллер-Шталь — известный немецкий актер и один из спонсоров музея.

В послевоенные годы в здании размещалось общежитие Калининградского областного колледжа культуры и искусств, после закрытия которого в 2010 году здание пустует и разрушается, несмотря на присвоенный в 2007 году статус объекта местного муниципального значения. Дом расселен, окна выбиты, двери заколочены.


«Прошлым летом здесь снимали фильм про войну. Знаете, даже декорации строить не пришлось — на баннерах распечатали только вывески и повесили на соседний дом», — с иронией говорит Анжелика Шпилева. Фильм назывался «Дорога на Париж». Кажется, единственное, что администрация города сохраняет идеально — это великолепные декорации для съемок исторических фильмов. Не тратя на это ни сил, ни денег.

Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар, Артём Килькин

Комментарии

prealoader
prealoader