Сбросить оковы гендера: в Калининграде выступила феминистка Белла Рапопорт

Белла Рапопорт. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Белла Рапопорт. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Феминистка и публицистка Белла Рапопорт выступила 23 мая в пространстве Garage с лекцией о гендере и социальных конструктах и рассказала, почему бытовой сексизм — это фундамент существующего общественного порядка, в чем проявляется маскулинность естественных наук и возможно ли отказаться от гендера. «Афиша Нового Калининграда» записала самые интересные фрагменты выступления.

*Белла Рапопорт выступила против дословной расшифровки своей лекции, поэтому текст был сокращён 

Весь мир вокруг — социальный конструкт

Фраза «гендер — это социальный конструкт» получила сегодня широкое распространение, но далеко не всегда она употребляется людьми корректно, считает Белла Рапопорт. Одни называют социальным конструктом только лишь гендер, другие связывают это понятие с явлениями нематериальными, эфемерными, не имеющими отношения к повседневности. «Социальный конструкт противопоставляется чему-то подлинному, настоящему, — отмечает публицистка. — Например, если очистить женщину от социальных конструктов, от гендера, тогда женщина станет счастливой. От гендера часто призывают отказаться, уничтожить его, ведь гендер — это социальный конструкт, и во власти женщины сбросить с себя оковы гендера и зажить уже по-человечески». По словам Беллы Рапопорт, от гендера отказаться нельзя, однако можно размыть его границы или сформировать новые.

Важно понимать, что социальный конструкт — это не узкое понятие, касающееся одного лишь гендера. Вся реальность вокруг нас является социально сконструированной. Наша действительность выглядит по-разному в зависимости от контекста — культуры, исторического периода, географического положения и, что самое важное, языка. Сторонники теории социального конструктивизма считают, что реальность непознаваема, поскольку воспринимается с помощью созданных человеком инструментов и прописывается созданным человеком языком, который не является точным отражением действительности. «Пока жители Европы не знали, что Земля крутится вокруг Солнца, для них Солнце крутилось вокруг Земли. И это было их социальной реальностью, несмотря на то, что планеты не изменили свой ход с тех пор, как люди изменили свои представления о них, — подчеркивает Белла Рапопорт. — То же самое с плоской Землей, существованием Америки, которую жители Европы открыли для себя в XV веке. Это не значит, что Земля была плоской и Америка не существовала, но в социальной реальности средневековых европейцев, всё так и было». Таким образом, знания, которые сегодня кажутся нам очевидными, могут трансформироваться в будущем. «Если мой знакомый говорит, что он купил футболку с сексистской надписью без каких-либо сексистских мыслей и намерений и без цели быть сексистом, то я ему могу ответить, что именно повседневность, то, что мы делаем без каких-либо специальных мыслей, является фундаментом имеющегося социального порядка», — уверена Белла Рапопорт.

3.jpg

«Перестать варить борщи»

Современные представления о гендере являются частью так называемого повседневного знания. При этом важно не путать гендер со стереотипами и гендерными ролями. Призывая женщин перестать варить борщи, использовать косметику и носить каблуки, люди призывают не отказаться от гендера, а сформировать новый его тип. Женщина, свободная от гендерных стереотипов, — это тоже гендер. «У меня и у моей партнерши разный гендер, — обращает внимание Белла Рапопорт. — У меня и Ксении Собчак разный гендер. Она делает гендер одним образом, я — другим образом. Филипп Киркоров и Тимати делают гендер по-разному. То есть даже в рамках бинарной позиции «мужчина-женщина» вариантов много». 

Как отмечает публицистка, люди отличаются друг от друга по массе параметров, однако в качестве основного критерия выбран именно пол, и общество использует эти различия при распределении власти и дискриминации. Гендерный инструмент прочно вшит в наше сознание, и для того, чтобы отказаться от гендера, нужно отказаться от самих понятий «мужчина» и «женщина» и других связанных с гендером определений, исключить их из человеческого опыта и языка. «Это вряд ли возможно, хотя границы можно размывать с помощью различных субверсивных практик», — считает Рапопорт. Также не стоит путать понятия «пол» и «гендер». Если речь идёт о биологии, уместно употребление слова «пол». При этом важно помнить, что оба эти понятия социально сконструированы, как и всё вокруг.

Маскулинность естественных наук

По словам Беллы Рапопорт, многие науки естественные науки социально сконструированы, хотя у многих людей есть иллюзия, что физика, химия или, например, биология показывают нам объективную реальность. Есть целая область научного знания, изучающая социальную сконструированность точных и естественных наук. Она называется STS — Science and technology studies. Эта дисциплина изучает, как общество, экономика и политика формируют тенденции, по которым развиваются или наоборот отмирают те или иные науки и технологии.

Кроме того, долгое время наука была прерогативой мужчин, которые изучали мир через свою оптику. Так, социолог Пьер Бурдье в статье «Мужское господство» отмечает, что психоаналитики Зигмунд Фрейд и Жак Лакан сделали собственное маскулинное восприятие аналитическим инструментом, сами того не понимая. Фрейд, например, считал женские гениталии своего рода отсутствием гениталий, из чего делал вывод о зависти к пенису. И даже построил на основе этого целую теорию. 

Отказаться от социальных конструктов?

Власть социальных конструктов над человеком безгранична, уверена Белла Рапопорт, и для того, чтобы перестать иметь с ними дело, нужно не быть частью социума, не мыслить образами, не уметь говорить и даже думать на языке, что вряд ли возможно. Однако в силах человека менять конструкты, менять язык (вспомните те же самые феминитивы), размывать границы гендера, создавать новые модели семьи и отношений, формировать новый дискурс.

 

5.jpg

Записала Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»



Комментарии

prealoader
prealoader