«Паруса без границ»: фоторепортаж с международной регаты

21—24 июня прошла IV международная парусная регата «Кубок двух командоров», которая в этом году объединила в себе две регаты «Кубок командора Калининградского областного яхт-клуба (КОЯК)» и «Кубок ElJacht». Корреспондент «Акватории Нового Калининграда.Ru» боролся со стихией на первом этапе и наслаждался всеми красками балтийской погоды на втором.

Уже в четвертый раз калининградские яхтсмены вместе со своими международными коллегами участвуют в регате «Кубок двух командоров», которая стала визитной карточкой нашего региона. В этот раз гонка проходила в два этапа по маршруту «Балтийск-Гданьск-Балтийск».

А нас носило по морю

Первый этап регаты стартовал в четверг вечером. «Такое время проведения ночной гонки выбрано неслучайно: в конце июня уже обычно тепло, ночи светлые и короткие, студенты в основном заканчивают учебный год и тоже могут принять участие и у наших польских коллег начинается сезон отпусков», — рассказал корреспонденту вице-командор КОЯК и капитан яхты «Джаз» Роман Медведев. Также он заметил, что в этот раз регата выпала на самую короткую ночь в году.

Правда светлой ночи не случилось — облачность и дождь не дали полюбоваться на калининградскую «белую ночь». Природа показала парусникам балтийский яхтинг, сняв весь журнальный глянец, по которому складывается представление, что гонки под парусами — это солнце и загорающие яхтсмены. Облачившись в непромокаемые костюмы, которые не всегда спасали от ветра и дождя, яхты взяли курс на порт Гданьска. На старт вышло 8 калининградских экипажей, которые соревновались за право называться лучшими в двух зачетных группах.

Коварное море не дало закончить гонку экипажу яхты «Джаз», на борту которой шел и корреспондент «Акватории Нового Калининграда.Ru». Не выдержав напора стихии, у 8-метрового швертбота сломалось перо руля, и на границе с Польшей в первом часу ночи яхта полностью осталась без управления, бросаемая из стороны в сторону балтийскими волнами. На сигнал бедствия, не раздумывая спустив паруса, откликнулась яхта «Нево», которая сошла с дистанции ради спасения экипажа. Только профессионализм и отчаянная доблесть капитана яхты Александра Ващука, который в сильный ветер и волны проходил рядом с неуправляемым «Джазом» буквально в полуметре, рискуя зацепиться вантами и не избежать столкновения, позволила провести эту операцию без привлечения спасателей. Через полтора часа после сигнала бедствия экипажам удалось одолеть стихию, закрепив буксировочные тросы и выбросив плавучий якорь за борт спасаемой яхты. Затем был долгий и сложный переход под двигателем в штормовую погоду: обе яхты бросало из стороны в сторону. И когда «Джаз» пришвартовалась в польском яхт-клубе Горки Заходне, со вздохом облегчения думалось только одно: «хорошо то, что хорошо кончается».

nevo.jpg

Непредсказуемая Балтика

Второй этап стартовал в субботу в условиях хорошего гоночного ветра и солнечной погоды из Гданьска в Балтийск. За время прохождения дистанции погода менялась постоянно, что позволило сделать прямую дистанцию более динамичной и интересной, а яхтсменам показать свое мастерство работы с парусами и тактику. На этом этапе к российским яхтам присоединилось 9 польских экипажей, которые взяли курс на Балтийск.

На этот этап экипаж яхты «Джаз» пошел в составе команды польской яхты «Quick Livener» яхтсмена-одиночки Яцека Зелински, который уже ходил с российским экипажем на регату «Кубок Крузенштерна». «Кто знает, может быть, морской волк-одиночка скоро обзаведется командой», — комментировали участники регаты этот союз. Уже на следующую регату на кубок «Трех губернаторов», которая состоится 29 июня 2012 года, корреспондент «Акватории Нового Калининграда.Ru» снова пойдет в составе этого экипажа.

Отличная погода позволила яхтсменам взять хороший старт, а ровный умеренный ветер держал всех участников регаты поблизости. Но Балтика непредсказуема, и на середине дистанции ветер просто «выключили». «В такие моменты затишья всегда заканчиваются соревнования, где каждый сам за себя и сосредоточен на гонке, и начинается просто наслаждение погодой и компанией», — говорит капитан Яцек Зелинский. А ведь так оно и есть, с окончание ветра в эфире начались переговоры с приглашением экипажей яхт, находившихся поблизости, на чашечку чая.

Казалось бы, 11-метровая яхта совсем не движется, но экипаж не расслаблялся ни на минуту. Российская команда взяла с яхты «Джаз» спинакер (дополнительный парус, предназначенный для использования на полных курсах — прим. «Нового Калининграда.Ru»), и этот маленький парус, который при постановке покрывал лишь верхнюю половину мачты, хорошо отработал и позволил яхте вырваться вперед. После затишья снова пришел ветер, и снова смолкли разговоры в эфире и начались состязания. Со скоростью около 7 узлов (3 м/с) яхта двигалась к финишной линии. Экипажу по счастливой случайности удалось избежать дождя, он лил, казалось бы, со всех сторон, но над нами светило солнце.

pobeda.jpgГлавное — не победа 

Финишная линия находилась у мола Балтийской косы, с которого судьи давали отмашку клетчатого флага, а еще не разъехавшиеся отдыхающие наблюдали белые паруса на фоне заходящего солнца. Самой первой финишную черту пересекла яхта «Duzy Ptak». Финишировав третьей, самой быстрой среди российских участников стала яхта «Одиссей». Эти яхты были отмечены специальным памятными призами командоров КОЯК и гданьского яхт-клуба.

Один из организаторов соревнований с российской стороны Роман Медведев выразил благодарность тем, кто помог сделать это мероприятие настоящим праздником. Был отмечен командор клуба Константин Малецкий, который из командировки помогал решать вопрос со стоянкой яхт у набережной Петра Великого. Также была отмечена хорошая работа судейской комиссии, как с полькой стороны, так и с российской.

Без медалей и кубков не осталось практически никого, а некоторые экипажи завоевали сразу несколько наград.

В регате «Кубок командора КОЯК» в первой группе места распределились следующим образом:

«Одиссей»
«Вера»
«Карина»

Во второй группе по очкам экипажи заняли следующие позиции:

«Вега»
«Нево»
«Самсара»

Именно в этой группе главным стала не победа. Экипаж яхты «Вега» отдала победу яхте «Нево», которая не закончила дистанцию первого этапа, спасая товарищей. «Мы считаем, что по праву эта победа должна достаться яхте „Нево“, ведь в регатах кубки — это не главное, а спасение — настоящий поступок и победа», — сказал капитан яхты «Вега» Сергей Жадобко, передавая кубок за первое место.

В регате «Кубок двух командоров», яхты соревновались в трех зачетных группах. Борьба была напряженная, но интересная, а результаты распределились следующим образом:

Первая группа:

«Albacora»
«Нево»
«Вега»

Вторая группа:

«Quick Livener»
«Pallas»
«Gilla»

Первая зачетная группа:

«ElJacht»
«Одиссей»
«Duzy Ptak»

Яхтсменов поздравил советник агентства по туризму Калининградской области Виктор Кошелев: «Сегодня замечательный день! Ровно 20 лет назад, впервые в послевоенное время, мы завели в Балтийск 50 яхт из 8 стран мира и провели первую международную регату. С тех пор многое поменялось, но международные регаты „Кубок Крузенштерна“, „Кубок двух командоров“ и „Кубок трех губернаторов“ — это и есть положительная динамика развития водного вида отдыха и туризма». Закрывая торжественное награждение, советник пожелал яхтсменам семь футов под килем и попутного ветра, а также выразил надежду на скорейшую встречу на следующей регате.

Организаторы соревнований уже планируют проведение регаты в следующем году. Они обещают, что яхтсменов ждет много нового и интересного.

В понедельник польские экипажи должны были отправиться на второй этап «Кубка ElJacht» из Балтийска обратно в Гданьск, но по погодным условиям гонка пока отложена.

Текст, фото - Екатерина Пигулевская 

Cобытия