Вице-президент Федерации парусного спорта: яхтинг – это образ жизни

Сергей Евченко.
Вице-президент Федерации парусного спорта, командор клуба «Балтийская ассоциация парусного спорта и туризма» и капитан яхты «Балтика» Сергей Евченко рассказал «Акватории Нового Калининграда.Ru», как обстоят дела с парусным спортом в регионе, что ждет его в будущем, появится ли в Калининградской области федеральный парусный центр. А также предположил, как можно сделать парусный спорт массовым.

— Сергей, прежде всего, расскажите, что такое парусный спорт и как он представлен в нашем регионе?

— Парусный спорт может быть разным. Я для себя выделяю несколько видов. Первый — это «спортсмены-гонщики», которые гоняются на лодках олимпийских классов, и их задача зарабатывать спортивные звания, приносить очки и медали. Вторая группа — это те люди, которые получают удовольствие от морского туризма и путешествий на большие расстояния. Их цель максимальное получение удовольствия от яхтинга и любовь к морю. И третья — это водные туристы, которые также получают удовольствие от прогулок по воде, но их не манят дальние походы и морские просторы, их стихия — это хождение в прибрежных зонах и отдых на парусном судне с друзьями или семьей по спокойной воде в хорошую погоду. А вообще у каждого свое видение, главное, чтобы оно приносило удовольствие: будь то гонщик или турист.

В нашем регионе представлены все три вида, но, по моему мнению, в Калининграде преобладают представители второй и третьей группы.

— А к какой группе вы относите себя?

— Скорее всего, ко второй группе, морских путешественников, но с элементами гонок — это любительские небольшие регаты «выходного дня». Я бы хотел относить себя к «гонщикам», но это не так, так как в Калининграде есть, на самом деле, серьезные спортсмены, которые гоняются и побеждают на крупных международных соревнованиях. Например, Сергей Павленко, который на яхте «Благодарность» занял третье место в одном из этапов Кильской недели, Геннадий Свистунов и Игорь Усеня, достойно выступившие на парусной неделе Timberland Nord Cup в классе «Микро», Николай Красильников (руководитель отделения парусных видов спорта ДЮСШ «Морская школа» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

— А как вы пришли в парусный спорт? Можно ли назвать его делом вашей жизни?

— Я бы немного перефразировал и назвал это образом моей жизни. А пришел через детскую парусную школу, как и 90% людей, которые занимаются яхтингом в Калининграде. Они в детстве попробовали этот спорт, «заразились», а в этом случае уже невозможно все бросить. Я позанимался года два-три и ушел в стрельбу, но снова вернулся к этому занятию позже, и на данный момент для меня — это любимое хобби, которое удалось совместить с работой в Федерации парусного спорта.

— Как давно существует федерация в Калининграде? И с какого времени вы состоите в ней?

— В то время, когда в девяностых годах, развалился городской яхт-клуб, необходимо было заполнить пустоту и объединить людей, увлеченных парусом. Тогда и была создана Федерация парусного спорта. Было время в регионе, когда существовало две федерации, но двигаться вперед и развиваться лучше сообща, поэтому в объединенном виде федерация существует около 10 лет. И примерно с этого времени как командор клуба «Балтийской ассоциации парусного спорта и туризма» я состою в президиуме. Также являюсь председателем квалификационной комиссии — отвечаю за подготовку яхтсменов, то есть обучение и выдача документов на право управления парусными судами.

— Кто может или должен войти в федерацию? Сколько организаций входит в ее состав?

— Членство в федерации свободное, к нам могут попасть физические и юридические лица, и даже не обязательно быть гражданином России. На данный момент в федерации 5 яхт-клубов: Калининградский областной яхт-клуб — самый большой в нашем регионе, «Ост-Вест», «Куршские паруса», «Балтийская ассоциация парусного спорта и туризма» и новый спортивный клуб «Янтарный бриз». Также в федерации состоит ряд детских спортивных школ: Балтийская ДЮСШ, Пионерская парусная школа и парусный центр «Океан». А также некоторые индивидуальные члены — в общем, около 200 человек.

— Это считается крупная организация для нашего региона?

— Это очень мало для нашего морского края. Я считаю, что должно быть несколько тысяч членов. Если сравнить количество яхт и человек у наших соседей, то в Литве этот показатель равен 200 человек на одну яхту, а в Польше — 100–150 человек, не говоря уже о Норвегии и Швеции, где по четыре человека на одну парусную лодку.

У нас в регионе зарегистрировано около 130 яхт, лишь 80 из которых на ходу, при миллионе населения получается, что у нас одна яхта на более 1000 человек. Вот такая простая, но, к сожалению, печальная, математика.

IMG_9563.jpg

— Но ведь это не постоянные показатели, какова тенденция их изменения?

— К сожалению тенденции роста количества яхт в регионе нет. Те лодки, которые приобретаются, заменяют те, которые выходят из нашего парусного флота. Поэтому показатели остаются практически на месте. Но если говорить о потенциале, то я считаю, что это показатели наших соседей, 150–200 человек на одну яхту, следовательно, в нашем регионе должно быть около 5000 парусных судов. И к этому показателю мы стремимся.

— А с чего вообще начинается яхтинг?

— Конечно же, с детского парусного спорта — это аксиома. Любой процесс можно представить в виде пирамиды: верхушка — это президиум федерации, а основание, на котором держится все это сооружение — детский массовый парусный спорт. У наших соседей, да и ранее в Советском союзе — это самое основание было очень мощным. Например, в польских средних школах до сих пор преподают основы парусного спорта — не на результат, а просто как урок физкультуры.

— Как обстоят дела с детским парусным спортом региона?

— Как и во взрослом парусе, дела могли бы быть и лучше. Но в последнее время наметилась хорошая тенденция развития: например, парусная школа Пионерского, которая создана в регионе совсем недавно, получила от Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) шесть новых швертботов национального класса «Ракета — 270». Также в этом сезоне на областном первенстве по парусному спорту среди школ были разыграны пять швертботов «Оптимист» от ВФПС. Это конечно немного, но, все же, большой успех для региона. Стабильно развивается и готовит детей детская парусная школа в Балтийске, парусный центр «Океан» при Музее Мирового океана и секция в Янтарном. Недавно созданный спортивный клуб «Янтарный бриз» готовит материальную часть и учебные программы для занятий с детьми и взрослыми.

И главной заботой Федерации должно стать возрождение детской парусной школы в Калининграде, сделать её, как в былые времена, центром парусной жизни в регионе. А стратегическая цель, — чтобы в любом населенном пункте области, где есть водные акватории, была своя детская спортивная парусная школа.

— Очень многое в становлении будущих чемпионов зависит от их учителей. Как в области, на ваш взгляд, обстоят дела с тренерским составом?

— На всю область у нас всего несколько тренеров, а с тренерским образованием — единицы! В регионе есть мастера парусного спорта Александр Медведев, Эдуард Виноградов, Геннадий Свистунов, Сергей Жадобко — они все имеют и соответствующее образование и огромный опыт парусных гонок, но не видят возможности тренировать детей, потому что нет условий и материальной части, а без этого невозможно добиться результатов.

— Если говорить о развитии яхтинга, то один из показателей развития — спортивно-парусные мероприятия, организацией и проведением которых занимается,  в том числе, Федерация парусного спорта. Какие спортивные мероприятия проводятся в регионе?

— Главная задача федерации, как спортивной организации — это организация и проведение регат, соревнований и успехи наших спортсменов в этих соревнованиях. Из года в год уже стабильно в регионе проходят пять крупных парусных соревнований, которые являются международными и стали визитной карточкой нашего региона — это «Кубок Крузенштерна», «Кубок трех губернаторов», «Кубок двух командоров», «Балтика — море дружбы», «Кубок Калининградского залива» или, как его еще называют, Чемпионат области. Во всех этих соревнованиях наши спортсмены выступают на высоком уровне, завоевывая призовые места.

blagodarnost.jpg

— А планируются ли новые мероприятия, которые бы дали достойный ответ крупным парусным фестивалям Европы, куда все чаще ездят калининградские яхтсмены?

— В умах членов федерации, конечно же, такие мероприятия планируются, но тут не обходится без подводных течений и камней. Я считаю, что нашему региону нужны более серьезные регаты, с более длинной дистанцией, это может быть гонка вокруг залива или морская гонка. Заманчиво возродить традицию проведения ежегодной спортивной парусной недели, которая регулярно проводилась в Кенигсберге и носила название «Восточно-прусская парусная неделя». Именно такое мероприятие, в котором могут принять участие и другие представители водных видов спорта, способно привлечь больше участников из-за рубежа и России и больше зрителей.

— А что мешает осуществить эти планы? 

— В первую очередь, нужна инфраструктура, то есть те места, куда бы мы могли пригласить этих самых участников. В гавани областного яхт-клуба много яхт не поместится, Балтийск — там военные, а это всегда сложности с разрешениями на заход и стоянку яхт, особенно под иностранными флагами. Подходит Пионерский, но собственники не согласны с установкой яхтенных причалов.

— Вы рассказывали про крупные регаты региона, а в каких лично вы принимали участие в этом сезоне?

— На яхте «Балтика», капитаном которой я являюсь, к сожалению, мне не удалось в этом сезоне принять участие ни в одной регате. Но я был в составе экипажа яхты «Благодарность» (капитан Сергей Павленко) на Кильской неделе и в офшорной морской 350-мильной гонке вокруг острова Готланд. Я считаю, что мы выступили достойно, а капитан — настоящий профессионал своего дела.

— А в каких гонках вам больше нравится принимать участие и почему?

— О «гонках выходного дня» я могу сказать, что это для меня и моего экипажа тренировка, где мы можем отработать тактику и свое мастерство. Нам, все-таки, ближе гонки на длинные дистанции, но для этого нужно и современная лодка, и слаженный, отработанный экипаж.

— Чем еще кроме организации и проведения спортивных парусных мероприятий занимается федерация?

— Еще мы занимаемся обучением и повышением квалификации яхтенных капитанов и рулевых. Создана яхтенная школа, которая работает 7 лет и готовит яхтсменов, позволяя управлять парусными судами в российских и международных водах. Судейская коллегия занимается подготовкой судей парусных соревнований. Кроме этого федерация занимается также регистрацией спортивных судов, без которой невозможно участие в соревнованиях, обмером яхт и установлением гоночного балла.

И, конечно же, пропагандистская работа: видео, фото, информация, интервью, яхтенные сайты. Особенно активно освещают яхтенную жизнь Дмитрий Зарицкий, Роман Медведев, Наталья Красакова. Спасибо также «Новому Калининграду.Ru» за недавно созданный раздел о спорте и отдыхе на воде «Акватория», через который многие калининградцы узнают о «водных» новостях нашего региона.

KR012939.JPG

— А много ли желающих получить яхтенный диплом?

— Казалось бы, регион у нас водный, но желающих получить права на управление водным транспортом относительно немного. За 7 лет подготовлено 70 яхтенных рулевых и чуть более ста шкиперов.

— А каким образом приходят к тому, чтобы начать обучаться управлению яхтой?

— В один прекрасный момент человеку становится мало ходить на яхте знакомых в качестве туриста или матроса, и начинают сами учиться. Приходят в школу и по рекомендации знакомых, получают диплом капитана, а затем покупают и свои катера и яхты.

— Какой вы видите стратегию развития парусного спорта региона?

— В этом году появилась хрупкая надежда, что парусный спорт получит импульс для развития, так как нашими проблемами заинтересовалось правительство региона. На уровне «верхушки» уже появилось понимание, что этот вид спорта должен развиваться. Власти занялись развитием «кластера» водного туризма: при министерстве развития инфраструктуры была создана рабочая группа, которая разработала концепцию развития водного спорта и туризма региона. Участники группы выделили четыре основных направления развития: круизный морской туризм, пассажирские перевозки на небольших судах по внутренним водным путям и заливам (например, водные трамвайчики), яхтенный туризм на крейсерских яхтах и моторных катерах, и водный туризм и спорт на гребных судах, швертботах, моторных катерах, виндсёрфинг, кайтсерфинг, сплавы по рекам и т. д. Каждому этому направлению нужна своя инфраструктура: пассажирские порты и пристани, яхтенные марины и спортивные базы, которые бы осуществляли качественную подготовку спортсменов и были базой для туристических маломерных судов.

Концепция развития водного туризма разработана, и надеемся, что она будет выполняться.

— Что послужило импульсом написания концепции развития водного туризма?

— Первым толчком стало письмо от ВФПС с предложением создания в регионе федерального парусного центра. Таких центров в программе развития всероссийского парусного спорта три: Приморский край, Калининградская область и на акватории Волги.

— А почему для парусного центра на западе был выбран Калининград, а не Санкт-Петербург, например?

— Это очень просто, сборная команда тренируется в Калининградской области, где довольно хорошие погодные условия для тренировок. Далее загружают свои швертботы на трейлер и едут на соревнования в Европу. А из Петербурга или Москвы доставлять матчасть к местам проведения соревнований сложнее, дольше и дороже.

— И напоследок  вопрос который волнует яхтсменов региона: как сделать парусный спорт массовым и что ждет наши водные акватории в ближайшем будущем?

— Как я уже говорил, необходимо «заражать» людей парусным спортом с самого детства, а для этого в первую очередь должна усовершенствоваться система детских парусных школ, далее, необходимо развитие инфраструктуры для водного отдыха и спорта. И, конечно же, агитация. Это, несомненно, приведет к массовости спорта и его развитию.

Федерация парусного спорта принимает в этом непосредственное активное участие. Конечно, всегда хочется сделать что-то большее, и мы стараемся осуществить все намеченные планы.

Текст — Екатерина Пигулевская, фото — Наталья Красакова и из архива «Нового Калининграда.Ru»

Cобытия