Вриогубернаторский жупел

Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов в очередной раз с присущей ему скромностью и некоторым негодованием заметил, что без его личного внимания всё в регионе катится в ад. Без волшебного пинка от главы региона ничего не строится, муниципальные власти не чешутся, рабочие загорают, сроки срываются. Настойчивые попытки заткнуть собой все дыры в строительной сфере вполне могут сыграть с молодым врио злую шутку — сфера эта и так переполнена невыполненными обещаниями и циклопическими планами его предшественников.

Например, знаменитая передача градостроительных полномочий с местного уровня на областной. Дело вроде бы благое и преподносилось как спасение региона от жадных застройщиков, желающих освоить каждый квадратный метр, и нерадивых (или тоже жадных) местных властей, позволяющих это делать. В качестве примеров озвучивались всё тот же злосчастный «стакан» в Светлогорске (разрешение на строительство которого так и не было выдано) и точечная застройка Калининграда. Никто, конечно, не вспомнил, что «стакан» — это был инвестиционный проект, который изначально поддерживал экс-губернатор Николай Цуканов, а потом, конечно, потребовал «остановить строительство» (которое не велось). Точно так же Антон Алиханов осенью прошедшего года безапелляционно заявил, что «„стакана“ не будет». Тот факт, что глава региона не может просто взять и остановить строительство, даже если оно официально ещё не стартовало, не смутил ни одного, ни другого. Да и вообще никого не смутил. Хочу — будет «стакан», хочу — не будет. Главное, сделать громкое заявление, после которого инвестор Александр Качанович вовсе отказался общаться с прессой. Видимо, от греха подальше.

Тем более странно выглядел некий «мораторий на выдачу разрешений на строительство» в центре Светлогорска, который Алиханов лёгким движением руки ввёл в апреле. «Чтобы сейчас не случилось того, что у нас случилось в прошлом году в целом по области и особенно в Калининграде и в приморских городах — у нас вдруг начали вводиться объекты в эксплуатацию, вдруг начали как пирожки горячие выдаваться разрешения на строительство. Чтобы вот этого не было — накладываем мораторий. Два месяца на разработку специального ПЗЗ, в котором будет написано, что мы не строим, например, в историческом центре больше жилья, или многоэтажного жилья, или многоквартирного жилья. Особняки, может быть, и можно будет строить, чтобы это был не бизнес, а красивый вид такой у города», — пояснил свою позицию врио главы региона. Видимо, врио допустил, что его подчинённые могут внезапно и немедленно начать раздавать разрешения на строительство небоскрёбов в центре курорта федерального значения, и, по сути, этими словами дискредитировал собственную кампанию по передаче градостроительных полномочий.

То, что никаких мораториев на строительство исполнительная власть накладывать не может, главное действующее лицо снова ни капли не смутило. «Главное, результата добиться. Меня тут обвиняют в том, что я делаю какие-то вещи, объявляю, не совсем, скажем так, укладывающиеся в законодательство, но мне кажется, что нужно руководствоваться всё-таки здравым смыслом и интересами населения, а уж бумаги мы как надо напишем под эти интересы», — позже говорил он журналистам.

Да и в целом, надо отметить, что никаких заметных улучшений после громкой градостроительной реформы не последовало. Скорее всего, потому, что выдача разрешения — это чисто технический процесс, в котором чиновники должны руководствоваться исключительно существующими нормативными актами. Если вся документация отвечает требованиям, разрешение выдаётся. Если нет — не выдаётся. И кто и где проверяет эти документы, особо не имеет значения. Есть регламент, и ему надо следовать. Так что любые угрозы в этом поле выглядят как минимум сомнительно, а то и вовсе должны заинтересовать прокуратуру.

Как-то не очень хорошо вышло и со строительством нового терминала в многострадальном аэропорту «Храброво». Временный губернатор обещал, что с 1 июня калининградцы будут летать из нового аэропорта. И с трудом верится, что при фактически еженедельных выездах на стройплощадку он не обратил внимание на крайне слабую вероятность подобного исхода. В итоге 1 июня состоялся запуск в некоем «тестовом режиме» (то есть не для пассажиров), а реальный ввод отложился ещё на месяц.

Но у врио губернатора уже готов идеальный ответ по поводу срыва сроков на любом объекте — мол, если бы не ездил и «не придавал ускорение различными способами», то было бы ещё хуже.

Примерно так же получилось и с блокадой Острова, павшего жертвой грядущего ЧМ-2018. Прибывший спасать островитян Алиханов немедленно поручил ускорить реконструкцию обоих мостов любым способом. Высокий и вовсе потребовал открыть к сентябрю, что оказалось технически невозможно. И совсем не из-за нехватки ресурса — работы там уже давно ведутся круглосуточно. Просто предшественник молодого врио незадолго до своего ухода потребовал добавить к мосту пешеходный тоннель, из-за чего пришлось менять проект — это и затянуло в конечном счёте реконструкцию. Сейчас новый проект уже прошёл экспертизу, но завершить строительство до сентября, не нарушив технологию, невозможно физически. Более того, подрядчик утверждает, что и к октябрю мост будет сдан, только если удастся сократить сроки строительства того самого тоннеля.

Впрочем, и эту ситуацию Алиханов виртуозно обернул в свою пользу, заявив, что только благодаря его визиту мост получится сдать к октябрю. «У меня вопрос. Коллеги в нормальном режиме должны были работать в полторы смены. Сейчас они работают круглосуточно, а срок ввода в эксплуатацию как был, так и остался октябрь месяц. Из этого я делаю вывод, что если бы мы не выехали и не попросили коллег перейти на круглосуточный режим работы, это означало бы, что эти работы они бы и в этом году не завершили. Получается, что так. Ответ очевиден и не нужен. Ну да, как обычно, опять немцы виноваты», — заявил он, проигнорировав тот факт, что тормозит стройку вовсе не количество рабочих на объекте. Да и конкурс по отбору подрядчика для строительства тоннеля до сих пор не проведён. Более того, ещё неизвестно, кто этот конкурс выиграет и как всё в итоге обернётся.

Практика громких заявлений, невыполненных обещаний, радикальных пресечений и тотального ускорения в калининградском строительстве не нова — всем этим активно занимались и предшественники молодого врио: у нас уже был и КВН на стройплощадке, и разваливающаяся ещё до ввода в эксплуатацию набережная Трибуца, и Королевский замок к 2018 году, и новый театр на Нижнем озере. Калининградцев уже даже дирижабельным заводом не удивишь — было, всё было. Так, может, стоит рассмотреть другие сферы для пиара? Там, в Москве, по сути, всё равно, а нам всем здесь ещё жить.



Татьяна Зиберова

[x]