«Здесь жил Кузя»

Пару недель назад мне довелось побывать на форуме «Культурная революция», идея которого родилась у калининградских блогеров и литераторов. Одни арендовали помещение в Рыбной деревне, позвали СМИ, другие – пригласили представителей культуры и чиновников из областного минкульта. Чиновники, к сожалению, не пришли, и культурным деятелям, в основном литераторам и художникам, пришлось самим себе и прессе рассказывать о том, как они живут. Событие это освещалось на интернет-портале «Новый Калининград.Ru», мы опубликовали несколько новостей, репортаж и даже видео на эту тему

Одна из тем, затрагивавшихся на форуме, - открытое письмо губернатору организатора конкурса «Янтарный соловей» Валерия Алиева. Но, напомню, были и другие темы. В частности, поэт Игорь Белов (кстати, весьма уважаемый и известный не только в российских литературных кругах) говорил, что в принципе сама по себе калининградская культура может прожить и без общения с соответствующими чиновниками из правительства области, тем более, что говорят деятели культуры с ними на разных языках. Отмечу, что язык, на котором изъяснялись литераторы, был приятен, красочен, изобиловал цитатами, интересными образами и оборотами, в целом он разительно отличался от того языка, что мы привыкли слушать на заседаниях правительства области. Возможно, поэтому наши литераторы и не смогли найти этот самый общий язык с чиновниками.

Короче, жили бы себе литераторы и дальше сами по себе, писали и читали стихи в свободное от работы время, но вдруг областное министерство культуры пригласило на Дни литературы, которые являются знаковым событием для культурной жизни региона, авторов «Аншлага», «Смехопанорамы» и «Кривого зеркала». Литераторам стало стыдно за нашу область, поэтому они приняли участие в «Культурной революции» и решили, что надо что-то делать… К примеру, призвать губернатора к совести. Решили, да. Но что дальше?

А дальше правительство Калининградской области объявило своеобразную операцию "Ответный удар" и попросило СМИ представить иные мнения о работе минкульта. Сначала оно предложило журналитстам опубликовать в защиту областного минкульта речь организатора Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердивева Веру Таривердиеву, тоже весьма уважаемую. Потом – взять интервью у генерального продюсера театрального фестиваля «Балтийские сезоны» Давида Смелянского.

Стоит напомнить, что публиковать комментарий госпожи Таривердиевой редакция интернет-портала «Новый Калининград.Ru» отказалась, ибо выяснилось, что поговорить с ней напрямую нет возможности – они находится в Тунисе. Публиковать же текст, который передадут со стороны, не входит в наши правила. Впрочем, в других изданиях этот комментарий все же появился, несмотря на отсутствие в стране интервьюируемой. Ну а в газете «Калининградская правда» затем вышло интервью министра культуры Светланы Кондратьевой в защиту себя самой. Судя по подписи под газетным материалом и набору вопросов, интервью это вряд ли брал журналист самого издания, и скорее всего его как раз и прислали, откуда надо. То есть, областное правительство внезапно, вместо того, чтобы поговорит с революционными деятелями культуры, выяснить, что им, болезным, не так, в конце концов, прийти с ними к консенсусу, заняло оборонительную позицию.

Но вдруг губернатор объявляет заседание Совета по культуре. Того самого Совета, про который литератор Игорь Белов рассказывал, что он заседал в последний раз в марте, и обсуждались на нем эскизы мемориальных досок. Участники «Культурной революции», помнится, попросили Белова спросить во время следующего заседания Совета, почему немалые миллионы на PR правительства области идут именно по программе «Развитие культуры». Белов обещал спросить… И что же? Начинается заседание Совета, но Белова там нет. И вообще, из «культурных революционеров» - только глава калининградской писательской организации Борис Бартфельд, который дал о себе знать лишь под конец трехчасового сидения в зале. То ли не пригласили, то ли исключили, то ли самих революционеров не оказалось в этот день в городе. Но надежда, что на Совете все же поднимут болезненные темы последних недель, все же оставалась...

Началось заседание очень даже культурно – руководитель областной службы по защите и охране памятников Лариса Копцева сначала прочитала участникам заседания лекцию по истории Калининградской области, потом рассказала об археологических памятниках, сохранившихся в области до наших времен. Руководитель агентства по туризму Елена Кропинова подтвердила, что археологические памятники могли бы стать объектами привлечения туристов. Еще бы. Ведь замки-то теперь передали РПЦ. Стоят себе дальше разрушаются, какой тут туризм.

Специально приглашенный гость – руководитель Самбийской археологической экспедиции Александр Хохлов сообщил о том, как утрачивается наше историческое наследие –  археологические находки, которым и цены-то нет, потому что они уникальны… Посетовал на застройщиков гостиницы на набережной Преголи у эстакадного моста. Предложил открыть специальный музей для таких находок.

Культуролог Александр Попадин вновь поднял тему восстановления Королевского замка. Причем поднял не сам – по просьбе губернатора, которого эта тема заинтересовала. Другой член Совета по культуре предложил открыть в этом месте губернаторскую библиотеку.

Потом долго и мучительно обсуждали судьбу Триумфальной колонны на площади Победы, которая в свое время уже обошлась бюджету в 75 млн рублей. Знаменитое сооружение, прозванное вполне народным словом, обозначающим вторичные половые признаки, давно уже в умах некоторых особо впечатлительных горожан символизирует бесплодие власти, поскольку заканчивается ничем. И вот насчет окончания знаменитого городского "фаллоса" и спорили участники Совета по культуре.

Городской архитектор Олег Купердяев настаивать на ангеле Победы, ветераны – на ордене Победы, а губернатор вдруг вспомнил Георгия Победоносца, хотя вариант установки подобной скульптуры был снят давным-давно из-за громоздкости. Потом вновь ветераны настаивали на своем, а директор музея мирового океана Светлана Сивкова аккуратно лоббировала идею поставить на колонне фигуру аиста. Решение же было за губернатором, и он предложил городу самому разобраться с разными идеями, параллельно пообещав помочь с финансированием, «если у города вдруг не найдется денег».

Затем перешли к обсуждению памятника разведчикам в парке Победы. И, как заверил представитель общественной организации ветеранов спецподразделений, "поддержку в установке памятника оказал сам (!!) Андрей Колесник", поэтому и губернатор поддержал и пообещал дать денег на памятник наполовину с городом. Потом рассматривали памятный знак ветеранам, бравшим Приморск, после – мемориальную доску философу Арсеньеву на торце дома по ул. Чапаева. Доска членам не понравилась: «Каждая такая доска должна быть произведением искусства, а вы тут предлагаете дощечку "Здесь жил Кузя"», - сетовал руководитель ГТРК "Калининград" Владимир Шаронов.

Совет длился третий час, уже как 40 минут под дверью правительства области губернатора стоял под парами серебристый БМВ (губернаторский «Мерседес», по всей видимости, сломался), томились сотрудники ГИБДД из машины сопровождения. Николая Николаевича ждали в каком-то очередном трудовом коллективе – то ли на заводе, то ли в школе. Но вместо этого он сидел и слушал споры по поводу надписей на мемориальной доске.

Последним в повестке дня значилось обсуждение программы празднования 300-летия Донелайтиса, по поводу музея которого было столько шума год назад. «Весной я встречался с президентом Литвы, я ей сказал, что мы понимаем, насколько важен музей для Литвы, и будем его содержать и дальше, но она, в свою очередь, предложила софинансирование. Есть ли движения на этот счет?» - внезапно поинтересовался глава региона.

И когда выяснилось, что движений нет, с ноткой удовлетворения в голосе сообщил: «Этого и следовало ожидать, ведь ситуация с музеем была перед выборами. Мы предложили, мы согласились, а они… Но мы все равно проведем за свой счет (здесь губернатор сделал особый акцент) празднование 300-летия Донелайтиса».

Тут уже не выдержал, наконец, единственный культурный революционер, присутствовавший на заседании Совета, Борис Бартфельд. Он бросился спасать российско-литовский культурные связи, рассказывая, что на деньги, в том числе, и литовского гранта был сделан новый перевод творения Донелайтиса, напечатана книга, которая распространяется сейчас в области. Губернатор кивнул. Потом попросил всех выйти, а членов Совета по культуре остаться. Без прессы. 

Вот и весь Совет, который показал, что на самом деле никаких проблем с культурой у нас нет, и «Кривое зеркало» на открытии Дней литературы – это вовсе не страшно. Вот и вся культура, которая в десятый раз обсуждает, что же должно завершить незавершенную колонну. И губернатор, который зачем-то должен разбираться в мемориальных досках и памятных знаках, вместо того чтобы агитировать жителей за свою любимую партию. 

А потом все разошлись. И каждый пошел своей дорогой. Революции не получилось. Единственное, что осталось в памяти – фраза про то, что «здесь жил Кузя».

[x]