Развеивая иллюзии

Многие калининградцы не любят визиты федеральных чиновников в наш небольшой город. Транспорт замирает в пробках, по улицам с воем носятся чёрные кортежи, сбиваются графики и планы. Среднестатистический житель областного центра чувствует себя ущемлённым, чего не любят все, а уж калининградцы — особо. Мы настолько часто чувствуем себя ущемлёнными, что кажется, будто нам это даже нравится. 

Но если посмотреть на визиты высокопоставленных лиц под определённым углом, то можно обнаружить в них важную составляющую. Вряд ли стоит ждать от гостей в чёрных кортежах откровений, но то, как они себя ведут, и то, что они говорят, нередко может развеять иллюзии. Иллюзии, которые калининградцы питают настолько часто, что кажется, будто мы ими питаемся. Особенно этот эффект ощущается, если визиты происходят плотно, чуть ли не параллельно, как случилось в последние дни.

Вот, например, приезжает к нам вице-председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (они в самом деле себя так называют, но это ещё цветочки по сравнению с сенаторами) Александр Жуков. Человек, избравшийся в парламент от нашего региона, пусть и не лично, а по партийным спискам, но всё же. Активный участник «калининградской команды», именно такой термин придумали технологи в 2011 году для продажи заезжих кандидатов местному электорату. Бессменный участник и даже руководитель бесчисленных рабочих групп по созданию некоего специального закона, соответствующего уникальному статусу Калининградской области. Человек, неоднократно заявлявший о том, что работа идёт. Человек, после встреч с которым губернатор Николай Цуканов уверенно говорил: «Калининградская команда начала работу в Госдуме с самого важного для нашего региона вопроса — нового закона об экономическом статусе региона». А с Жуковым рядом, как всегда, знойная женщина, глава комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина, человек не столь публичный, но тоже вроде бы из команды.

Так вот, приезжает этот член команды (в первый раз за последние три месяца) в Калининград, чтобы рассказать детишкам о том, какими ударными темпами идёт подготовка к Олимпиаде в Сочи. А тем временем в правительстве так же, по-стахановски, пишется проект нового закона об особой экономической зоне. Потому что впереди 2016 год, отмена таможенных льгот, страшное ВТО, чума, война, голод и смерть на бледном коне. Министры во главе с губернатором бледного коня не хотят и радуют законодательными новеллами, да такими революционными, что диву даёшься. И как-то тешишь себя иллюзиями, что «калининградская команда» движется к моменту внесения в Госдуму нового законодательства плечом к плечу, согласованными шагами, делает всё, чтобы принят — ну хотя бы в первом чтении — законопроект был как можно скорее. Потому что впереди 2016 год и так далее.

Но на прямой вопрос Жуков даёт точно такой же прямой ответ: мол, не читал я проекта закона и комментировать его по этой причине, очевидно, не могу. А всё, что вам надобно, дорогие калининградцы, так это побольше федеральных денег. Чтобы особо ущемлёнными вы себя не чувствовали, но и лишних иллюзий не испытывали. Вы их, правда, осваивать толком не умеете, но это не важно, мы всё равно дадим — а точнее, пообещаем. Ишь чего удумали, специальный закон. Иллюзии эти бросьте.

Вот, например, приезжает к нам со своим патриаршим визитом предстоятель Русской православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Священнослужитель, области не чуждый, глава Калининградской епархии с 1989 года, и поныне остающийся правящим архиереем. И, как обещают представители епархии, поездка эта будет скромной и незаметной для обычных граждан. Мол, передвигаться кортеж будет быстро, перекрывать для него движение не планируется, всё пройдёт почти безболезненно для городского траффика. Поводы для визита, опять же, благостные — к примеру, освящение давно строящегося рядом с корпусом БФУ имени Канта храма в честь покровительницы студенчества, святой великомученицы Татианы. И иллюзии переполняют калининградцев, и РПЦ, в последнее время порядком подпортившая собственный имидж в глазах не только мирян, но и граждан воцерковленных, кажется вполне милой организацией.

Но в реальности картинка оказывается несколько смазанной. В ночи на лётном поле аэропорта «Храброво» встречать Патриарха выстраиваются у трапа все высокопоставленные чиновники, от губернатора и мэра до командующего Балтийским флотом и председателя областного суда Виктора Фалеева. Тех, кто почему-то не приехал, видимо, коллеги будут дразнить ещё год. Траффик в городе встаёт на полчаса, стоят машины и трамваи, потому что должен проехать кортеж, во главе которого — чёрный «Майбах». Пассажиры вспоминают церкви все последние «достижения», а Патриарх тем временем освящает храм на Невского, чудесным образом превратившийся буквально за несколько минут до чина в храм в честь Александра. Конечно, святого Александра Невского, но довольное лицо отметившего накануне день рождения мэра Калининграда, профинансировавшего строительство религиозного сооружения, развеивает многие иллюзии. Особенно у пассажиров вставшего в пробках транспорта. И некоторые даже, возможно, вспоминают о том, что тщеславие — это тоже смертный грех.

Вот, например, приезжает к нам министр культуры РФ Владимир Мединский. Приезжает аккурат в тот же час, когда покидает здание епархии по наглухо перекрытой сотрудниками ДПС улице Баранова Патриарх Кирилл. Приезжает, чтобы провести здесь заседание координационного совета при Минкульте, в который входят все главы культурных ведомств всех 83 субъектов федерации. Министр Мединский — персона неоднозначная, в первую очередь в контексте своей литературной деятельности. Мол, подменяет этот историк в своих книгах факты с тем, чтобы пропагандировать исповедуемые ценности. С другой стороны, кто нынче не подменяет? А вот приедет к нам, вдруг как обратит внимание на сотни древних и не очень кирх, разрушающихся буквально на глазах? Ведь это самое что ни на есть настоящее культурное наследие страны, почему-то переданное в собственность пассажиру «Майбаха». Вдруг министр выделит побольше денег на приведение в порядок памятников и воинских захоронений в преддверии 100-летия начала Первой мировой войны? А то не по-христиански как-то, когда памятная дата на носу, а кости солдат валяются где попало. Иллюзии, в общем, тоже присутствуют, хоть к третьему столичному гостю их и поменьше.

Но министр культуры вначале довольно культурно опоздал на три с половиной часа, после этого прочитал положенный перед ним текст, отдельные пассажи которого вызывали у него такое удивление, что он даже переспрашивал, а затем назвал Калининградскую область «потенциально динамически развивающимся регионом Европы». И ладно бы только это — к тому, что наше развитие динамично лишь в потенциале, мы уже давно привыкли, а лишний раз назовёшь нас европейцами, глядишь, и ущемлённости поубавится. Но дальнейшие откровения министра наносят сокрушительный удар по иллюзиям, если у кого они ещё есть. О том, что двести объектов исторического наследия, включая кирхи 13-го века с уникальными фресками, переданы в полную собственность Русской православной церкви, министр оказался не осведомлён. Уж тем более — о том, что стены их рушатся, полы взламывают «чёрные копатели», а местные жители не гнушаются испражняться прямо посреди бывших кирх.

Напротив, министр уверен: если что отдать церкви, то оно начинает восстанавливаться с немалой скоростью. Частично он, конечно, прав: к примеру, переданная в собственность лютеранской общины ещё в конце 90-х годов прошлого века кирха в посёлке Тургенево из полуразрушенного зернохранилища вновь получила почти прежний облик. Однако таких примеров — единицы, а вот прямо противоположных, разрушительных — сотни. Включая объекты, которые епархия публично обещала реконструировать, как то же здание кинотеатра «Баррикады». Но хозяин — барин, даже если он имеет духовный сан, слово дал — слово забрал, пригнал бульдозер и снёс до основания.

А что до памятников Первой мировой, то вместо того, чтобы приводить в порядок имеющиеся, ну или хотя бы вносить их в списки исторического наследия, что чисто теоретически может обеспечить им некую охрану, министр намерен строить новые. Это вообще нынче очень модно — строить что-нибудь масштабное, дорогое, особенно за бюджетный счёт. Заботиться о старом вовсе не так приятно.

И иллюзии благополучно развеиваются. Возможно, жить в их плену удобнее, чем осознавать неприглядную реальность. Хочется, так хочется верить в то, что в столице сидят мудрые защитники наших экономических интересов, денно и нощно придумывающие новые стратегии развития завернувшего в тупик региона. Хочется думать, что служители церкви и чиновники, кичащиеся своей верой, смиренны и скромны. Хочется надеяться на то, что мастера культуры из федерального правительства имеют возможности и желания сохранить хотя бы что-то из некогда столь богатого исторического наследия нашей абсолютно уникальной в этом отношении области, если уж наши не в состоянии этим заниматься. Но в реальности всё не так, и сложившиеся в одну картинку три последних визита высокопоставленных гостей разбивают эти иллюзии в умах всё большего числа жителей, желающих думать и анализировать.

Так пусть они приезжают почаще. Тем меньше стереотипов будет в наших головах. А пробки — бог с ними. В принципе, благодаря изящной градостроительной политике городских властей теперь их хватает и безо всяких федеральных визитов.
[x]