Трагедия, которая произошла в начале января в пос. Победа Багратионовского района, когда к умершему мужчине так и не приехала скорая помощь, вскрыла системные проблемы взаимодействия между экстренными службами в Калининградской области. «Новый Калининград.Ru» разбирался, на каком этапе и почему произошел сбой.
Испорченный телефон
По всей видимости, скорая помощь действительно вряд ли бы смогла помочь умиравшему — слишком молниеносно всё произошло, а до пос. Победа из Багратионовска — 30 км, и бригада не успела бы доехать за несколько минут. Наверное, можно было бы выразить семье соболезнования и оставить эту печальную историю. Однако оказалось, что именно эта трагедия выявила серьезный сбой в системе оказания экстренной помощи жителям Калининградской области. И этот сбой может привести к другим трагедиям.
На прошлой неделе «Новый Калининград.Ru» опубликовал официальный ответ министерства здравоохранения Калининградской области, из которого следовало, что бригада скорой помощи уехала не по тому адресу — не в пос. Победа Багратионовского района, а на «созвучный адрес» в самом Багратионовске. В итоге вызов был оформлен как ложный.
Ситуация, по данным минздрава, развивалась следующим образом:
— «Единая служба взаимодействия 112» передала вызов в автоматизированную систему «Скорая помощь» Городской станции скорой медицинской помощи в Калининграде. Он был зафиксирован в 7:55. В карточке вызова значился адрес «Багратионовский район, пос. Победа».
— В 7:57 фельдшер Городской станции скорой помощи Калининграда, получивший вызов от службы «112», передал его в Багратионовскую центральную районную больницу.
— Диспетчер Багратионовской больницы передала вызов бригаде скорой помощи, записав созвучный указанному в карте вызова адрес в Багратионовске.
— Бригада скорой по указанному адресу пациента не обнаружила. Для уточнения адреса фельдшер бригады скорой медицинской помощи позвонила по номеру телефона, с которого осуществлялся вызов, и, не получив ответа, оформила вызов как ложный.
— Пока бригада скорой помощи ездила в Багратионовск и искала пациента, родственники и соседка покойного из пос. Победа продолжали звонить по телефону «112». Однако оператор единой службы отвечал, что бригада выехала. Но с Городской станцией скорой помощи их не соединял.
Если переводить с чиновничьего языка на русский, получается, что на
«Единая служба взаимодействия 112», как оказалось, не имела полного контакта с Городской станцией скорой помощи и Багратионовской больницей, а те — со службой «112». На трагический исход в ситуации с жителем пос. Победа это, наверное, не повлияло. Но не исключено, что подобное может повториться вновь, и «сломанный телефон» по цепочке, к примеру, исказит адрес с ул. Озерной на ул. Верхнеозерную, и тогда уже скорая не доедет до человека, которого еще можно спасти.
Нет взаимодействия
Проект «Единая служба взаимодействия 112» стартовал в Калининградской области в пилотном режиме с апреля 2016 года. Это государственное бюджетное учреждение, находится в ведении областного Отряда государственной противопожарной службы и ГО. Фактически служба подчиняется правительству Калининградской области, её курирует агентство по развитию связи и массовым коммуникациям. Диспетчеры сидят в Калининграде на Московском проспекте, 188. В правительстве Калининградской области утверждали, что «служба объединяет Центр обработки вызовов в Калининграде,
Однако если вы думаете, что операторы службы «112» принимают ваши вызовы и тут же направляют по нужному адресу автомобили скорой помощи или пожарную бригаду, отслеживая на большой интерактивной карте их передвижение, то это не так.
На самом деле операторы «Службы 112» являются посредниками, еще одним звеном между жителями области и другими диспетчерскими экстренных служб. И машины скорой помощи отправляет по вызовам не они, а Городская станция скорой медицинской помощи, располагающаяся на ул. Мусоргского в Калининграде. Что же касается «Службы 112», она просто принимает вызов и передает его на станцию скорой помощи, в пожарную службу и другие экстренные службы
«Мы принимаем вызовы как напрямую от жителей, которые звонят по „03“, так и от операторов службы „112“, — рассказал корреспонденту „Нового Калининграда.Ru“ главврач ГССМП Иван Марчук. — У нас вызовы принимают и направляют 4–5 диспетчеров. В „112“ их работает 47. Они могут отфильтровать вызовы, которые приходят с одного адреса. Ведь бывает так, что с ДТП звонят 5–6 человек».
По словам Марчука, Городская станция скорой помощи, которая сейчас выполняет функции единой диспетчерской, отрабатывала взаимодействие с операторами «112», проводила их обучение. «Вы же понимаете, что время тут играет важнейшую роль, поэтому мы обучали их, как правильно принимать вызовы, чтобы это было оперативнее», — рассказал Марчук. На вопрос о том, не является ли эта служба очередным лишним звеном между скорой помощью и людьми, главврач отвечает: «Практика работы „Службы 112“ вводится по всей России, и это даже не обсуждается».
Что касается трагической истории с жителем пос. Победа, по словам Ивана Марчука, карточка вызова была сформирована и отправлена в больницу в электронном виде, и адрес в ней был указан верный. «Потом бригада отзвонилась и сказала, что вызов закрыт», — рассказал он.
Главврач Багратионовской ЦРБ Александр Рудой рассказал, что сотрудники больницы давали объяснительные по поводу истории, которая произошла с вызовом в пос. Победа. Однако подробности уточнить не смог. «Это нужно поднимать АСУ все данные. Я так просто не могу сказать, — рассказал главврач. — У нас АСУ — автоматическая система. Все данные есть на городской станции. Вся диспетчеризация идет через Городскую станцию скорой помощи (она является единой диспетчерской). Если люди набирают „03“, они попадают сразу в единую диспетчерскую. В данной ситуации пошло еще дополнительное звено — они позвонили по „112“, и оттуда уже пошло в центральную диспетчерскую».
По его словам, в приемный покой Городская станция скорой помощи передает информацию посредством специальных карточек в системе АСУ. «Если они передают вызов бригаде — то звонят сами напрямую», — рассказал он. Александр Рудой также уточнил, что машины скорой помощи в Багратионовской районе оборудованы системой ГЛОНАСС. Почему диспетчеры Городской станции скорой помощи не обратили внимания на то, что машина уехала не по тому адресу? На этот вопрос ответа нет.
В 2015 году из бюджета области на повышение эффективности взаимодействия диспетчерской скорой помощи с диспетчерской экстренных оперативных служб («112») было выделено 1,5 млн рублей.
Зато есть любопытный ответ от самой «Службы 112». Оказывается, что сбой произошел
В
Системный сбой в ситуации с вызовом скорой помощи в пос. Победа Багратионовского района — налицо. На него повлияло несколько неблагоприятных факторов: неверно был передан адрес, фельдшер не смог дозвониться до того, кто вызывал скорую, оператора «Службы 112» не насторожили повторные звонки от родственников мужчины, куда скорая якобы выехала. Но самый главный вопрос — что сделать, чтобы такая ситуация не повторилась. Новый глава областного агентства по развитию связи и массовых коммуникаций Сергей Евстигнеев пообещал разобраться в ситуации и дать развернутый комментарий.
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter