Депутатская милость
В среду депутаты из комиссии Окрсовета по бюджету согласились с предложением городской администрации увеличить коэффициенты единого налога на вмененный доход (в народе — «вмененки») почти для всех видов деятельности малого бизнеса.
Комментируя после заседания предложение повысить налог, глава комитета по экономике и финансам горадминистрации Наталья Дмитриева напомнила, что единый налог на вмененный доход не повышался уже несколько лет. В последний раз попытку увеличить коэффициенты горвласти предпринимали в ноябре 2008 года, но тогда из-за кризиса депутаты пошли наперекор властям. Помнится, на том памятном заседании экс-сити-менеджер Феликс Лапин пытался убедить депутатов, что кризиса нет и не будет, и с экономикой все хорошо. Но Окрсовет, как говорится, «показал зубы», и о повышении налога на долгое время забыли.
«Сейчас мы вернулись к этой теме, потому что областные власти приняли закон о патентной системе налогообложения, который так же, как и „вмененка“, рассчитывается, исходя из базовой доходности бизнеса, — сказала Дмитриева. — Рассмотрев предложения правительства, мы обратили внимание, что почти весь наш бизнес, который работает на „вмененке“ может перейти на патентную систему. Однако ставки патентной системы выше, поэтому мы просто „подтянули“ ставки „вмененки“ под патенты».
Однако к некоторым видам предпринимательской деятельности депутаты решили подойти особо. В частности, решили отказаться от повышения коэффициента для предпринимателей, которые занимаются наружной рекламой. Также депутатская милость коснулась автоперевозчиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на больших автобусах вместимостью свыше 40 мест. Коэффициент для перевозчиков предлагалось повысить не столь существенно — с 0,1 до 0,14, однако и этого для транспортников показалось много. В защиту автотранспортных предприятий выступил депутат Сергей Донских, который, как известно, является генеральным директором группы компаний «БалтАвтоЛайн».
«У нас было заседание СРО автоперевозчиков (саморегулируемая организация — прим. „Нового Калининграда.Ru“). Что касается микроавтобусов, у них социальной нагрузки нет, по ним можно применить новый коэффициент. А вот большие автобусы, перевозящие льготников, несут серьезную нагрузку… Мы говорим о сохранении льготного проезда для школьников и социального проездного, но экономическая составляющая не улучшается, тариф остался на прежнем уровне», — сказал Донских. При этом, честно говоря, в его словах послышалась нотка угрозы: мол, если повысите налог, еще неизвестно, сохранят ли перевозчики социальный проездной.
Депутат Пятикоп предложил поддержать коллегу, отметив, что сохранение налоговой ставки на прежнем уровне будет «мотивом, чтобы сохранить социальные проездные для незащищенных категорий населения».
Однако конкретных экономических выкладок — сколько сейчас платят перевозчики за один автобус, как это отражается на их затратах, что будет, если налог повысят, депутат, увы, так и не дал. Получается, что коллеги поверили Донских «на слово». Между тем, если верить данным, которые, как писала «Комсомольская правда в Калининграде», давала городская администрация в 2008 году, сумма налога за один автобус едва превышала 1 тысячу рублей в месяц. Возможно, что это и много, и рост налога не позволит перевозчикам обновлять транспортный парк. Но повторюсь, никаких цифр депутат Донских не представил.
Несколько слов о замене подвижного состава. В августе этого года глава Калининграда Александр Ярошук заметил, что те перевозчики, которые работают сейчас, выигрывали это право по конкурсу, в правилах которого были прописаны определенные моменты. Там было и соблюдение временного интервала, и обновление автопарка, и много другое, подчеркнул Ярошук. Но автоперевозчики списывали невыполнение требований на низкие тарифы.
Однако не стоит забывать, что тарифы на автоперевозки повышались не далее, как год назад. С 1 июля 2011 года цена проезда в городских автобусах большого класса была увеличена до 12 рублей, в автобусах малого класса — до 17 рублей. Но, по всей видимости, перевозчикам и этого мало.
Кстати, их сетования на то, что они несут большую социальную нагрузку, перевозя пенсионеров и школьников по льготным проездным, тоже кажутся несколько натянутыми. В декабре 2011 года окружной Совет предусмотрел в городском бюджете 97,5 млн рублей на компенсацию проезда пенсионеров. Еще 16 млн — компенсация за проезд школьников. То есть, на самом деле перевозчики возят льготников вовсе не за свой счет.
Стоит вспомнить заявления руководства железнодорожной Калининградской пригородной компании, которое с удовольствием согласилось бы претендовать на часть суммы, перевозя льготных пассажиров на электричках в пределах города. Но вопрос так и не решился. Директор «Калининградской пригородной пассажирской компании» заявил, что областные и городские власти активно лоббируют интересы автобусных перевозчиков.
Еще один момент. Не стоит забывать, что «вмененкой» могут пользоваться только небольшие предприятия, малый бизнес, а остальные должны платить по общим правилам. Об этом во время онлайн-конференции говорил и глава МКП «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор.
«Если бы мы были в равных условиях, то все было бы иначе. К примеру, мы работаем по общей системе налогообложения, 120 млн рублей в год платим налогов, субсидию при этом получаем 164 млн, то есть, большая часть денег идет на налоги. Частный перевозчик в более выгодном положении. Поэтому у нас есть „БалтАвтоЛайн-1“, „БалтАвтоЛайн-2“, „БалтАвтоЛайн-3“, все они работают на упрощенной системе, столько налогов они не платят», — сказал Мухомор.
Является ли тот же самый «БалтАвтоЛайн» предприятием малого бизнеса? Ответ очевиден, его уже дал Анатолий Мухомор. Почему тогда компания пользуется возможностями налогообложения для малого бизнеса, ответ тоже очевиден — потому что у нас такие законы. А какие еще законы могут приниматься, если население избирает в органы власти бизнесменов?
То, что лобби у автоперевозчиков в окружном Совете есть и существует оно давно, это уже ни для кого не секрет. Правда, если бы это лобби было цивилизованным, то, наверное, обосновывало все свои просьбы с конкретными цифрами на руках. Пока что действительность такова, что депутаты верят друг другу на слово. Вот только почему верить им на слово должно все население Калининграда, совершенно не понятно.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент