Андрей Ермак: к концу года ожидаем прирост турпотока в 20%

Андрей Ермак
Все новости по теме: Туризм

Традиционно в период продолжительных майских праздников в Калининградской области начинается так называемый высокий туристический сезон. В этом году его успех будет зависеть не только от погоды, но и от оперативности строителей, занимающихся ремонтом дорог в областном центре и реконструкцией «Храброво». Накануне его старта о сложностях и оптимистических ожиданиях от летних месяцев «Новый Калининград.Ru» поговорил с главой министерства культуры и туризма региона Андреем Ермаком.

 — Прежде чем говорить о том, что ожидает туристическую отрасль в ближайшие четыре «жарких» месяца, стоит оценить ее нынешнее состояние. Как министерство и игроки туристического рынка оценивают итоги прошедшего «межсезонья»?

 —Андрей Виноградов, владелец нескольких гостиниц в регионе, писал о падении, провале прошедшего межсезонья. Но не все так однозначно. Стоит поискать причины в собственной бизнес-модели, а не только в том, что у нас плохая погода, ничего не происходит и мало событий. Это, конечно, не так. Проблемы были, но в целом тренд позитивный.

 — В чем заключается этот позитив?

 — В той статистике по заполняемости номеров, которые предоставили сами отельеры. Ее я не сам придумал, конечно. Были направлены официальные запросы, на которые получены ответы. Гостиница «Русь», например, загрузка в 27%. Это самый низкий показатель по Светлогорску. Гостиница «Универсал» — 50%. Несколько отелей «Элиза Зеркау» в Зеленоградске — 55%. По Калининграду тоже на уровне 50%. Это очень высокий показатель для межсезонья. Поэтому говорить о том, что однозначно все имели провал по загрузке, нельзя. Да, может быть, у маленьких отелей, у которых нет возможности диверсифицировать свое предложение, есть проблемы. Значит, им нужно активнее рекламироваться, в тех же социальных сетях. Другие отели выравнивают свои позиции за счет конференц-залов, предложений по социальным программам, делают более дружелюбными цены, договариваются с туроператорами о пакетных турах. Проблема сезонности есть везде, и в Риме, и в Париже. Но там есть определенные программы для того, чтобы загрузку повысить, нашим отельерам надо смотреть более внимательно на успешный опыт и ситуацию на рынке.

 — В межсезонье прошло несколько новых массовых мероприятий, в том числе и в Светлогорске. По отзывам посетителей, они были неудачными и, скорее всего, в таком формате вряд ли будут интересны жителям области и туристам. Как министерство оценивает этот опыт?

 — Были те, которые себя хорошо зарекомендовали, но это традиционные. Тот же «Фестиваль зимних напитков». Мне кажется, что из этого можно сделать неплохой брэнд в дальнейшем. Сами концертные программы, которые были в учреждениях культуры, тоже были достаточно интересными. Особенно в этой связи программы Кафедрального собора или филармонии. Традиционно хорошо проявил себя День длинной колбасы и День селедки. В этом году можно отметить как позитивный пример, что организаторы учли критику, когда их обвиняли в том, что там только шашлык и пиво. В этом году этой критики явно быть не должно, действительно был упор на рыбные блюда. Селедки было много, и она была во всех видах.

Не получились, на мой взгляд, два мероприятия в Светлогорске — это День корюшки и Масленица. С моей точки зрения, неправильно были выбраны участники, отвечавшие за гастрономическую составляющую. Все-таки предварительная работа по отбору участников, она является важной. Хотя с другой точки зрения — любая активность в районе «Янтарь-Холла» оправдана, потому что она повышает продажи билетов на мероприятия, которые проходят в Театре эстрады в это время и планируются в будущем. При этом точно — это были не День корюшки или Масленица, а «День плова и шашлыка», просто массовые гулянья, а назвать их можно было как угодно. Уверен, что организаторы сделают выводы, и по времени более удачно выберут вариант, и более серьезно отнесутся к составу участников.

 — Нередко можно от туристов услышать мнение, что Калининграду и региону в целом не хватает гостиниц определенного класса, особенно в июле—августе. В этом высоком сезоне планируется ли открытие новых отелей?

 — Насколько мне известно, совсем новых, о которых раньше ничего не знали, — нет. Из тех, которые строятся сейчас, это «Кристалл хаус». Мы видим, что у него уже появилась вывеска, что там идет благоустройство. Есть информация, что они должны где-то в июне открыться официально. Пока каких-либо новых открытий мы не ждем в течение этого сезона. Рассчитываем на конец года, когда должны открыться гостиницы «Ластадие» в районе «Юности» и «Mercure» у Верхнего озера — это все в рамках подготовки к Чемпионату мира. Их ждем. О каких-либо новых заявках на строительство, разрешений, выданных под эти цели, мне неизвестно.


Высокий мост1.jpg

 — Этот сезон будет непростой, особенно для калининградских туроператоров, которые занимаются продажей и реализацией экскурсий по городу. Одновременно будут ремонтироваться три моста, 5 крупных магистралей. Как они, по вашей информации, собираются выходить из этого положения?

 — У нас будет в ближайшее время совещание с туроператорами. Будем как раз обсуждать вот эти вот аспекты, связанные с логистикой. Будем также договариваться о едином выставочном стенде от Калининградской области. Есть предложение по новому формату. Участие операторов в ряде событий, таких, например, как «Amberfest». Оно состоится после майских праздников. Пройдет культурный форум в Рязани, и по его итогам министерство хотело бы собрать туроператоров, обсудив за две недели до летнего сезона наиболее важные его трудности, перспективы.

В курсе этих особенностей и специалисты АТОР («Ассоциация туроператоров России» — прим.«Нового Калининграда.Ru»).Они приезжали недавно и оценивали наши маршруты. Они говорили также о том, что туристическая отрасль очень технологична. Маржинальность в ней очень маленькая, и туроператору очень важны и временные параметры, расстояния, расход топлива. За счет оптимизации издержек определяются ресурсы, где можно сэкономить. В принципе, за счет этого продукт и формируется. В целом они высоко оценили предложенные маршруты. Единственное, они отметили два момента, над которыми еще стоит работать. Это, во-первых, небольшое количество парковок для больших туристических автобусов и туалетов при них. Это давно известная проблема, особенно по Калининграду. У нас есть перечень предложений, где и в каком виде они могут быть размещены, но этот вопрос решают, должны решать власти Калининграда. Похвально, с другой стороны, отметить усилия властей Янтарного, Зеленоградска, которые каждый год делают новые перехватывающие парковки.

Рассчитываем, что туроператоры, зная ситуацию с логистикой, заранее подготовятся и внесут изменения в уже сложившиеся городские классические экскурсионные маршруты, смогут использовать «в плюс» для себя даже такую непростую ситуацию.

 — Все это может отразиться на туристах в майские праздники?

—  Вполне. В эти майские мы увидим в тестовом режиме то, что будет происходить летом. Да, мы на четвертом месте по бронированию на майские праздники, 

По данным сервиса бронирования отелей booking.сom, с 29 апреля по 1 мая были забронированы в Калининграде 82% номеров, в Зеленоградске — 69%, Светлогорске — 64%. 

впереди нас только Санкт-Петербург, Москва и Казань. Опередили на этот раз Сочи, Анапу, Геленджик. Люди опять и опять хотят посмотреть, что такое Калининград, многие уже возвращаются в Калининградскую область повторно. При этом у нас нет такой логистики, как у Санкт-Петербурга или Казани, до которых можно доехать спокойно на поезде или в принципе без усилий добраться на любом виде транспорта. Для региона это высокий результат по объемам бронирования.

 — Какую информацию дают отельеры по майским праздникам?

— Они пока ничего не сообщают. Есть данные того же «Турстата», но к этой информации нужно относиться внимательно. Бронирование — это всего лишь заявка. Какой будет заполняемость отелей, участники рынка смогут сказать только по факту, по окончанию периода майских выходных. В среднем сейчас уровень бронирования 50–55%. В самом Калининграде повыше, на побережье ниже. Уверен, что она изменится в «плюс», потому что решение о поездке в Калининград туристы могут принимать спонтанно и на сервисах по бронированию отелей оно не отражается.

Храброво1.JPG

Риск связан со стоимостью авиабилетов. Из-за наплыва туристов, а он будет, хотелось бы подстраховаться, чтобы не повторилась ситуация прошлого года, когда цена доходила до 50–60 тысяч рублей. Сейчас, когда делали коллеги из министерства презентацию на ледоколе «Красин» в Санкт-Петербурге, то первый вопрос был о стоимости авиабилетов. По продаже льготных авиабилетов министерство развития инфраструктуры держит руку на пульсе.

Улучшат ситуацию и создадут дополнительные возможности для туристов новые рейсы. «S7» и «Саратовские авиалинии» открывают новые рейсы из Санкт-Петербурга по программе субсидирования по линии Министерства транспорта. Предполагается, что цена билета будет 3500 рублей. Рассчитываем сильно на Калугу. Этот рейс будет интересен жителям Центральной России, это раз; два — это Подмосковье: часть пассажиров не поедет ни в «Домодедово», ни в «Шереметьево», а сразу в Калугу, потому что там и пробок меньше, и обслуживание будет быстрее.

 — Каков порядок цифр затрат бюджета на подготовку пляжной инфраструктуры к новому сезону? Прошли конкурсы среди муниципалитетов?

— Где-то они уже проходят, но в основном они пройдут в мае. Но в любом случае все, что муниципалитеты запланировали поставить, подготовить к сезону, должно быть готово к 1 июня. Примерно по этому направлению из регионального бюджета будет выделено 15 млн рублей. 5 муниципалитетов по 3 млн рублей в среднем на каждый, плюс-минус. В этом году увеличили сумму на миллион каждому муниципалитету. При этом у нас нет жесткой пропорциональности. Будем смотреть по заявкам, соблюдая баланс на уровне суммы в 3 млн рублей.

 — Поясните по Янтарному. Были планы получить статус «Голубого флага» на участок пляжа большей протяженности. Этого удалось добиться?

— Насколько мне известно, такие планы были. Но пока власти Янтарного подтвердили статус для участка в 350 метров, как в прошлом году. Они хотят масштабировать этот опыт на большую территорию и уже повторно обращаться в организацию, которая занимается классификацией пляжей.

Плюс у нас Зеленоградский городской округ планирует сделать пляж высокого экологического стандарта в районе Лесного. Правда, они не хотят заявляться на «Голубой флаг».

Голубой флаг1.jpg

 — Не раз в СМИ, на профильных туристических порталах публиковалась афиша мероприятий на предстоящий высокий сезон. Сейчас вы можете сказать о каких-либо изменениях, новых программах и фестивалях?

 — Все идет по плану. И дальше хотим летом привлекать туристов через интересные события. Одно из первых мероприятий, «пробивных», работающих на продвижение региона — это форум блогеров 2—4 июня. Его готовим совместно с «Региональным информационным туристическим центром». Площадкой для установочной сессии станет БФУ им. И.Канта. Там она пройдет, и пленарное заседание. Дальше каждая группа блогеров будет разъезжаться по своим маршрутам. Мы его проводим перед сезоном активных продажей летних туров, когда у школьников заканчивается учеба и родители принимают решение о выборе варианта для поездки. Они смогут получить максимум информации о Калининградской области через SMM, через социальные сети, возможности различных интернет-каналов.

 — Блог-тур уже проводился по Калининградской области в 2014 году. Его основными участниками были представители «Живого журнала». Сейчас этот ресурс никому не интересен, ушел на второй-третий план по популярности. Зачем тогда привлекать блогеров для продвижения региона?

 — Да, «жж-шники» будут, но их меньшинство. В основном это будут «ютьюберы», «инстаграмщики»,те, у кого большие группы подписчиков в «Фейсбуке*», «ВКонтакте».Примерно около 60 человек. Там будут как известные блогеры, так и те, кто ведет нишевые медиа-проекты в социальных сетях. Рассчитываем, что приедет в Калининград автор YouTube-канала — «Картавый футбол». 

Потом, представители проекта «Пора валить». Эффект от их приезда, самое интересное, можно легко посчитать. Там видно количество постов, перепостов, ссылок, просмотров. Есть у меня, например, опыт общения с такими блогерами. Один из них переслал видеоролик, у которого было 304 тысячи просмотров, и соответствующее количество лайков. И этот способ продвижения сравнительно недорог по сравнению с традиционными рекламными носителями. Например, с тем же баннером на подъезде к аэропорту «Шереметьево». Он стоит сумасшедших денег, количество зрительных контактов может быть огромное, но эффекта, конверсии в туры, в билеты, в поездки мало. Трудно посчитать. Здесь по крайней мере есть цифры, и люди «залипают» на несколько минут на красивых видеороликах о Калининградской области на своих любимых интернет-каналах. Мы планируем в дальнейшем, уже в ходе летнего туристического сезона отслеживать отзывы, смотреть, на основании какой информации люди приняли решение о поездке в область. Для этого у нас есть мониторинговая группа, которая это все будет смотреть.

 — В целом на какой эффект рассчитываете от этого события, и от других мероприятий министерства по увеличению турпотока по этому году?

 — Думаем, что где-то к концу года ожидаем прирост турпотока в 20%. По высокому сезону там будет побольше, но надо учитывать зимний спад, вдобавок непонятно, как будет осень складываться, какие направления будут открыты. Но в целом по году планируем прирасти на 20%

 Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Станислав Пахотин

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.