«Жить не напрягаясь»: почему депутаты не спешат делать Железнодорожный селом

Все новости по теме: Муниципалитеты

Руководство Правдинского городского округа намерено поменять статус поселка Железнодорожный с городского типа на сельский. Для этого необходимо внести незначительные поправки в региональный закон «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области». Однако депутаты облдумы не спешат пойти навстречу муниципалитету и утвердить проект закона. «Новый Калининград» разбирался, почему население хочет превратить Железнодорожный в село, а парламентарии — не очень.

Что представляет из себя Железнодорожный сейчас?


Железнодорожный (Гердауэн) — это поселок городского типа в Правдинском городском округе. Расположен примерно в 74 километрах от Калининграда. Официальное число проживающих в населенном пункте в 2017 году составляло 2728 человек.

В поселке расположено множество исторических архитектурных объектов, в том числе и времен позднего средневековья — орденский замок 14 века и кирха 15 века. Однако большинство строений находятся в крайне запущенном состоянии.

Старинный пивоваренный завод постепенно разбирают на кирпич. Фахверковые строения медленно, но верно превращаются в руины.

В самом начале своей карьеры главы региона Антон Алиханов побывал в Железнодорожном и отметил, что действительно было бы неплохо открыть там новый пункт пропуска на российско-польской границе, которого с такой надеждой долгие годы ждали местные жители. Однако подвижек в этом направлении нет и не предвидится.

Правда, региональные власти намерены решить проблему с пустующим объектом культурного наследия — немецкой усадьбой, в которой при советской власти располагался интернат для детей. Там рассчитывают открыть дом престарелых.


769d821efcedf48e0e682f547fd2708e.jpg

Как объясняют необходимость изменений муниципальные чиновники?


По словам замглавы Правдинского городского округа Виктора Апуника, в последние годы в администрацию муниципального образования стало поступать все больше обращений от местных жителей, которые просят изменить тип поселка Железнодорожный на сельский. Все это связано с тем, что Железнодорожный якобы перестал соответствовать критериям «поселка городского типа».

«Сейчас практически все предприятия, которые функционировали на территории поселка, закрылись. Остались только две небольшие пилорамы и кирпичный завод, который на сегодняшний день функционирует в таком полузакрытом режиме — там всего шесть человек поддерживают его работоспособность. Остальное — это бюджетные организации, то есть больницы, школы и детские сады», — заявил Апуник на заседании комитета по законодательству облдумы в понедельник, 5 февраля.

Замглавы муниципалитета уверяет, что численность жителей в поселке все время сокращается, потому что трудоспособное население постепенно уезжает туда, где есть работа — в основном в Калининград, Правдинск и Черняховск.

«На самой территории поселка Железнодорожный есть работа только в бюджетных организациях и учреждениях. Это не соответствует самому определению поселка городского типа, потому что это там, где 80% населения должны работать не в сельском хозяйстве. И должно быть основное градообразующее предприятие, которого в поселке на сегодняшний день нет», — говорит Апуник.

По словам замглавы округа, тенденция к сокращению поселков городского типа наблюдается в последнее время по всей России. «У меня есть статистика по результатам переписи населения. В 1989 году было 2193 таких поселка, а в 2010 году — уже 1286 поселков. Они сокращаются по всей стране, поскольку закрываются градообразующие предприятия. Некоторые поселки входят в состав ближайших городов. Другие меняют тип на „сельский населенный пункт“», — заверяет Апуник.

Для чего нужно менять статус?


Как рассказал замглавы Правдинского округа, есть как минимум две причины для изменения статуса Железнодорожного. Основная — это более выгодная тарификация ресурсоснабжения и налогообложения.

«Изменения происходят в целом в связи с тем, что заработок населения в связи с закрытием предприятий стал гораздо ниже среднего даже по Правдинскому округу. В Железнодорожном стало больше проживать людей пенсионного возраста, и изменение типа населенного пункта позволит уменьшить тариф на электроэнергию, как для сельской местности», — говорит Апуник.

Второе преимущество сельчан перед горожанами в том, что для некоторых должностей в бюджетной сфере положены прибавки к зарплате и субсидии. Так, работники культуры, педагоги и медики могут рассчитывать на доплаты к зарплате. При этом для «земских врачей» есть еще и отдельная программа поддержки с единовременной выплатой. Последнее условие, по мнению местных властей, должно стать дополнительным стимулом для медиков и помочь наконец решить кадровый голод.

«В поселке находится стационар Центральной районной больницы, в котором постоянно работает четыре врача, а остальных привозят из Багратионовска и Правдинска. Главный врач прикладывает титанические усилия для того, чтобы привлечь туда медиков. Мы строим им квартиры, и с жильем проблем нет. Но у нас появится возможность не просто выделить квартиру врачу, а еще и выдать им пособие в 1 миллион рублей для врача, который приезжает работать в сельскую местность и на пять лет подписывает договор», — поясняет Апуник.


9217140096d8b80ee2f915bbdd8d411b.jpg

Что думают сами жители поселка?


Муниципальные власти решили обойтись без референдума и провели поквартирный опрос. Чиновники посчитали, что таким образом охватят большую аудиторию, потому как на голосование придут далеко не все жители. «Мы инициировали опрос жителей и провели его таким образом, чтобы не менее 50% населения высказалось, хотят ли они этих изменений или нет. Волонтеры обходили всех жителей», — рассказывает Апуник.

По результатам опроса вышло, что 1142 человека высказались за изменения типа поселка — это более 50% от 2158 зарегистрированных в Железнодорожном избирателей. «Не скрою, что были и противники. Они считают, что с потерей статуса поселка городского типа закроются в Железнодорожном и остальные учреждения, которые еще работают в поселке — больница, почта, отделение „Сбербанка“. И тогда вообще ничего не останется. Хотя это не совсем так», — заявляет Апуник.

Стоит отметить, что опасения местных жителей не такие уж и беспочвенные. Так, в поселке городского типа должны присутствовать отделение полиции, пожарной охраны и газовой службы. Тогда как в поселке сельского типа наличие данных объектов необязательно.

Что говорят депутаты Калининградской облдумы?


Несмотря на положительную оценку регионального правительства подготовленных поправок к закону, парламентарии не спешат их утверждать.

«Мне интересно мнение Ассоциации муниципальных образований и мнение других муниципалитетов, ведь это касается не только Правдинска. Какой вы проводили мониторинг насчет мнения коллег?» — спросила спикер облдумы Марина Оргеева. По данным официальных сайтов муниципальных администраций, сейчас в Калининградской области осталось только четыре поселка городского типа — Донское, Янтарный, Приморье и Железнодорожный.

Апуник уточнил, что принятие поправки не повлечет за собой автоматической смены статуса у всех поселков городского типа в регионе. Также он напомнил, что до вступления в силу нового закона поселкам было позволено не только из сельских становиться городскими, как сейчас, но и производить обратные изменения.

«Такая практика существовала до 2010 года, когда был принят новый закон. Так, в 2005 сменил статус на „поселок сельского типа“ Знаменск, и другие поселки меняли. Это отразилось положительно на них — во всяком случае, они не жалуются», — настаивает Апуник. 


_NEV1032.jpg


Однако у депутатов оказались и другие аргументы в запасе. Так, председатель профильного комитета Сергей Юспин отметил, что опасается еще большего упадка в Железнодорожном после его официального перехода в сельский статус.

«Что смущает нас? Мы вроде как делаем техническую поправку, но вроде как идем на поводу, создавая условия для дальнейшего если не развала поселка, то упрощения там жизни. То есть не создаем стимулов для развития поселка, а создаем возможность жить не напрягаясь и не развивая поселок», — предположил Юспин.

Помимо этого, депутаты не совсем уверены в том, что такие перемены не повлекут за собой дополнительных бюджетных трат или даже будущих потерь в виде взимаемых с населения налогов.

«С материальной стороны не все так просто. Получается, что будут выпадающие налоги. Льготы различные… С этой точки зрения тоже надо будет просчитать, что мы выигрываем, а что потеряем», — подчеркнул Юспин.

«Законопроект появился как-то неожиданно. С финансово-экономической точки зрения он реально не подготовлен», — отметил депутат Валерий Фролов. В итоге депутаты решили создать рабочую группу, которая всесторонне рассмотрит вопрос, а уже потом решить, стоит принимать законопроект или нет.

Текст — Екатерина Медведева, фото — Виталий Невар, Денис Туголуков «Новый Калининград»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Тема в развитии


[x]

Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Кажется, нас обманывают

Замглавреда «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему не надо менять Конституцию.