В последнее время в Калининграде стали активно уделять внимание проблеме насилия в отношении несовершеннолетних. Одним из проявлений насилия является травля или буллинг, то есть групповое агрессивное преследование одного из членов коллектива. Выражается травля как в психологической, так и в физической форме, во всех возрастных и социальных группах, однако чаще всего встречается именно в подростковой среде. «Новый Калининград» поговорил об этом явлении с
— В среднем жертвами травли становятся 20% учащихся. В наше время проблема буллинга не приобрела
— Если ребенок не хочет идти в школу, он стал плохо спать, у него вдруг поменялся круг интересов, появились новые друзья, меняется аппетит — все это плохие признаки. Тут уже надо идти и разбираться в школу. Есть целые списки признаков, по которым можно определить, что твой ребенок стал жертвой буллинга. Дети часто не рассказывают родителям про то, что стали жертвами травли, потому что боятся их расстроить. Если ребенок еще и получит в ответ «Сам виноват» или «Ты, что, слабак?», тогда закроется в себе. Ребенок должен быть уверен, что мама и папа его защитят. Нужно понимать, что ребенок чувствует, когда слышит то самое «Пойди и дай ему сдачи».
— Классические жертвы буллинга — это мальчики младших и средних классов, скорее всего, с
Еще одним поводом могут быть поведенческие отклонения у ребенка — слишком шумный, слишком активный, а также дети с трудностями в обучении. Буллеры всегда сначала «нащупают» жертву — найдут самого безобидного. И если ребенок отреагировал на
— Существует несколько причин буллинга — это потребность во власти, жестокое обращение в семье, как у детей-инициаторов, так и у
Например, маленький по численности класс. Между мальчиками возникает конкуренция, и в итоге выстраивается иерархия. У ребенка создать
На фото: Татьяна Фрейлова
— Когда, учитель позволяет себе регулярно негативно высказываться в отношении одного и того же ученика в насмешливой форме,
А бывает, когда педагог не замечает буллинга в ученической среде. Учитель может ответить родителям, жалующимся на то, что их ребенка обижают: «Ну а что вы хотите? Если он такой — сам всех провоцирует. Что он все время ноет, почему он не может сдачи дать?». То есть сама учительница относится к такому сильно стеническому типу, и ей непонятно, что таких качеств нет у ребенка. Пока слово «буллинг» не прозвучало, происходящее будет считаться
—
— Если ребенка, которого травили, переводят в другую школу, то в классе находится другая жертва — всегда в запасе сидит еще
— Немаловажная категория детей — те, которые послушно идут за лидером травли — помогают ему либо с удовольствием хохочут над его шутками. Они сами никого не трогают, но уже поражены этой «болезнью». Им может понравиться, и они могут начать продолжать дело своего лидера и активно помогать ему. Другие продолжат держаться в сторонке, если такая возможность есть. Когда коллектив большой, то есть группы, увлеченные
— Чтобы помочь ребенку самостоятельно выйти из положения, когда его отношения со сверстниками только угрожают перерасти в буллинг, то тут можно пойти разными путями.
Буллеру на руку играет принцип «не жаловаться, не ябедничать». Там пока родители узнают, процесс уже будет запущен. Ребенку нужно разрешить жаловаться — ты имеешь право подойти к учителю и рассказать ему. Только родители должны сначала выяснить, как сам учитель к этому относится, потому что он может придерживаться позиции «сами разбирайтесь».
Можно еще устроить такой тренинг коммуникативный: родитель разыгрывает с ребенком сцену, в которой выступает в роли того самого агрессивного одноклассника. То есть они моделируют конфликтную ситуацию, чтобы ребенок мог «отрепетировать» ответы на обзывательства и провокации.
— Бывает, что дети уже не только не обижаются, а даже добровольно на себя принимают роль шута. Зато они получают свою долю внимания. Вот такого ребенка периодически пинают, гоняют
— Когда родители вопреки тихому характеру ребенка навязывают ему агрессивный и лидерский тип поведения, то это ломает его. То есть родители ему подают сигналы, которые он считывает как «я плохой», «я глупый», «я не соответствую запросам своих родителей, их идеалу» — это еще больше снижает самооценку ребенка. Тут, конечно, тоже просвещение должно работать, которое нам постоянно рассказывает, что каждый ребенок уникален, у каждого свой темперамент, особенности и возможности. Хотя отдать в контактные виды спорта тоже иногда помогает: может быть, он не будет лезть на лидерские позиции, но у него будет отработан удар.
— Важно для родителя выбрать для ребенка среду. Если для творческого ребенка, изначально более уязвимого, вы находите такие места, где он будет среди похожих на него людей, где ему будет приятно и комфортно. Возможно, что его судьба и пронесет и он никогда не встретится в своей жизни с этой агрессией. Если ребенок приемлет только тепличные условия, то он никогда не будет готов к другому обращению — хоть ты замучай тренировками и помещением в грубую среду. Он будет рыдать и потом просто скажет: «Да не пойду я на вашу борьбу». А если он еще и на этот отказ не способен, то его можно переломить, но это будет очень серьезной для него травмой. Но и ограждать ребенка от социума не стоит совсем. Понятно, что ребенок, имеющий больший опыт общения с ровесниками, будет успешнее того, кто получил его меньше. У последнего больше шансов попасть в группу риска.
— Если психолог понимает, что имеет место травля, но родители не хотят ее
— Не назову статистику, но думаю, что в первой тройке причин детского суицида будет как раз буллинг. Основная причина суицида — это состояние отчаяния, то есть когда ребенок понимает, что все — он больше ничего не может сделать. В этом ряду обязательно идут отношения с родителями, отношения со сверстниками и несчастная любовь. Отдельно стоят «мода на суицид» и депрессивное состояние (это уже психическое расстройство).
Записала — Екатерина Медведева, фото — Екатерина Медведева, «Новый Калининград», Greyson Joralemon (unsplash.com)
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter