Копим в надежде увезти в Россию: Олег Ступин — о сортировке, закрытии полигонов и новом тарифе

Олег Ступин. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Олег Ступин занимает пост министра природных ресурсов и экологии Калининградской области с октября 2017 года. Ему необходимо было разобраться с проблемой мусорных полигонов, внедрить широкий раздельный сбор отходов в Калининграде, наладить сортировку и переработку. Правда, в планы министерства за минувшие 5 лет по очереди вмешивались пандемия коронавируса, закрытие границ и санкции, введенные после объявления СВО. Удалось ли разобраться с полигонами и есть ли продвижения по другим проблемным направлениям, Олег Ступин рассказал «Новому Калининграду».

— Сортируется ли мусор на свалках Калининградской области? Что сейчас происходит с уже закрытыми свалками?

— Мы рекультивировали в рамках нацпроекта «Экология» свалку в поселке Космодемьянского, в Черняховске, в Советске, сейчас зашли на рекультивацию свалок в Светлом и в Гусеве. Еще три проектируем. Плюс короотвал «Дарита», где тоже прошла рекультивация: посеяна трава, растут деревья, животный мир активно развивается. Короотвал не горит больше. Вообще в приоритете сейчас несколько проектов и направлений, связанных с безопасным обращением с отходами: это развитие системы сортировки и утилизации, рекультивация старых свалок и закрытие нескольких устаревших полигонов.

Что касается сортировок, то у нас их пока две. Одна в Гусеве (была построена в 2010 году), а вторая в Круглово, которую ЕСОО поставила в прошлом году. Фактически к концу года, в декабре, закончился полный её монтаж, но она ещё не заработала (накануне Российский экологический оператор заявил о вводе его в эксплуатацию — прим. «Нового Калининграда»). По этому году, если мне память не изменяет, мы должны отсортировать около 40 или 50 тысяч тонн на этой сортировке.

Работу с гражданами пока оставим в таком формате: продолжим развивать раздельный сбор на четыре фракции или вида отходов, а главной задачей считаем увеличить количество площадок и повысить доступность для граждан раздельного сбора.

Одним из ключевых направлений на этот год мы видим (не только министерство, но и ЕСОО также) развитие системы вторичного сбора и системы мотивации для регионального бизнеса. С некоторыми отраслями и юрлицами будем работать индивидуально, согласуем с ними те виды отходов, которые они будут готовы сдавать раздельно для последующей переработки.



— Осенью 2021 года сообщалось, что полигон и мусоросортировку под Корнево за 8 млрд начнут строить в 2022 году. Планы поменялись?

— Правительство однозначно не передумало и не отказалось от реализации этого проекта. Корневский объект, конечно же, нужно строить. Заключенным между правительством области и концессионером соглашением предусмотрено, что должен быть построен современный сортировочный комплекс с системой отбора органических отходов для последующего компостирования. Это не самая сложная технология, в России таких отработанных технических решений уже реализовано немало. В декабре проектная документация по объекту была передана на федеральную государственную экологическую экспертизу, а ранее муниципалитет проводил общественные слушания по данному проекту, где подробно были представлены результаты оценки воздействия на окружающую среду. В целом проект двигается, но не с теми скоростями, которые хотелось бы. Мы бы хотели, чтобы проект, конечно, развивался побыстрее.

Что касается сроков реализации проекта, то тут, к сожалению, невозможно дать какие-то реальные гарантии. Нужно признать, что по разным причинам сроки реализации уже сдвинулись. На сегодняшний день окончание строительства — 2024 год с учетом всех экспертиз. Но все впритык. Сейчас для концессионера ключевой и, наверное, самый сложный этап — государственная экологическая экспертиза, в рамках которой независимая группа экспертов, сформированная Росприроднадзором, будет проверять технические и технологические решения. Вторым этапом будет проведена строительная экспертиза федерального уровня.

Концессионера сроки уже «поджимают», но по проекту есть положительная динамика. Факт того, что проектная документация зашла на экспертизу — это уже позитивно.

— Сортировка отходов в Калининграде начиналась как эксперимент. Что с ней происходит сейчас?

— У нас большие планы на перестройку той системы, которую мы до этого создавали... Да, система раздельного сбора ранее работала в тестовом режиме или в рамках эксперимента. Одна из задач, которая сейчас поставлена ЕСОО — в течение 2023 года подхватить раздельный сбор и стать оператором созданных площадок. Сейчас это уже частично произошло. У ЕСОО задача в короткие сроки закупить собственную технику и начать вывозить отходы со всех созданных в Калининграде площадок для раздельного сбора самостоятельно. В настоящее время эта услуга оказывается одним из партнёров ЕСОО, так как нами было принято решение не останавливать сбор вторичных фракций на период, пока ЕСОО осуществит закупку собственной техники.

Решение перейти на работу под эгидой ЕСОО связано с тем, что в планах правительства области кардинальное увеличение количества площадок для раздельного сбора — это во-первых. И, во-вторых, начать раздельно собирать вторичное сырье у юридических лиц, так как мы прекрасно понимаем, что с гражданами у нас один формат работы (созданные общедоступные площадки рядом с многоквартирными домами), а с юрлицами необходимо систему выстроить иначе, обеспечив индивидуальный вывоз вторичного сырья, так как большинство организаций имеют собственные площадки для накопления ТКО. У них в принципе образуются немаленькие объемы отходов вторсырья, которые представляют большой интерес и имеют потенциал для переработки.

При этом в условиях отсутствия какой-либо централизованности рынок вторичного сырья Калининградской области носит сейчас очень фрагментированный и стихийный характер. Мы хотим его масштабировать и в некоторым смысле централизовать под эгидой ЕСОО. Однако это не будет так, что мы выбиваем кого-то из этого рынка, хотя на самом деле, откровенно если сказать, в легальной плоскости работает там не много компаний. Тут как раз задача создать рамки или систему партнерства частного бизнеса, осуществляющего оборот вторичного сырья с ЕСОО, для того чтобы обелить рынок.

Собственно, это одна из проблем. В Калининградской области официальные показатели по утилизации отходов очень низкие. По крайней мере, это касается отходов, попадающих в отчеты. Практически же, конечно, изымается вторичного сырья больше, но юридические лица зачастую по разным причинам не могут договориться с этими компаниями, которые работают в теневом секторе, о предоставлении необходимой отчетности об утилизации.

На сегодняшний день из-за таможенных правил вывезти вторичное сырье на территорию России довольно тяжело и затратно, это создает для нас большие проблемы. Местные же переработчики (есть картонажная фабрика в Гусеве, которая входит в структуру GS, и есть предприятие в Советске) работают только с качественным сырьем. Поэтому для нас важно забирать сырье практически в момент его образования: приехал какой-то товар в упаковке, и наша задача вывезти эту упаковку непосредственно от бизнеса в минимальные возможные сроки, чтобы не обременять компании дополнительными издержками, связанными с накоплением этих отходов. На последней встрече с бизнес-омбудсменом мы предложили такой формат работы организациям отрасли HoReCa. В целом рестораторы и отельеры эту идею поддержали. Мы готовы вместе с ними переходить от так называемого норматива образования отходов (этот норматив многие считают несправедливым и подвергают методику расчёта серьёзной критике) к фактическому объему накопления при расчетах за услугу по обращению с ТКО. Мы предлагаем бизнесу делать расчеты самостоятельно и пока советуем добровольно ставить баки под раздельный сбор для перехода на расчет по фактическому объему образования отходов. В перспективе, я надеюсь, в этом году мы этот вопрос закроем и будем бесплатно у бизнеса это вторичное сырье вывозить. Пока что будем все это завозить на сортировку, поставленную под Круглово, потому что чистота сырья все равно не стопроцентная и часть вторичного сырья нужно будет еще доочищать (в случае с картоном, например, это всякие скотчи и скрепки). С этим придется еще поработать.



— Есть какие-то выводы и конкретные цифры по эксперименту с сортировкой в Калининграде? Как оцениваете работу Олега Паукова и его «Зеленого дела»?

— В целом у нас по городу за время, пока мы проводили этот эксперимент совместно с мэрией города Калининграда и «Зеленым делом» Олега Паукова, который сейчас, кстати, присоединился к команде ЕСОО (мы его специально пригласили, чтобы он масштабировал эту работу), загрязненность вторично собранных отходов снизилась с 50-60% на старте до 10%, а на некоторых площадках и до 5%. Это очень хороший результат. Такие цифры получились благодаря активной работе Олега с гражданами. Ведь если в отсортированные отходы (например в картон) попадала пищевые отходы, то практически всю партию можно было выбрасывать.

В итоге мы решили, что ЕСОО стоит самостоятельно работать по этому направлению. Естественно, сам эксперимент с «Зелёным делом» ограничивал нас тем, что у Олега Паукова, к сожалению, были проблемы как со сбытом вторичного сырья, так и с возможностями по привлечению средств для развития своего бизнеса. Он ведь больше вырос из экологического, а не из бизнес-проекта. Проблем в этой сфере и сейчас очень много как юридических, так и финансовых.

Насколько я помню, Олег Пауков сейчас начальник отдела по работе с вторичными ресурсами и промотходами, но в ближайшей перспективе в ГП ЕСОО будут изменения, связанные со штатной структурой. Он, вероятно, перейдет на должность советника. Его задача — работа именно со вторичным сырьём.

— Масштабирование работы с участием Паукова в чем будет заключаться? Не будет ли проблем с реализацией собранного сырья из-за закрытия границ?

— Мы его пригласили, чтобы он занимался развитием направления в составе регионального оператора. В первую очередь мы хотим очень серьезно нарастить за несколько лет доступность раздельного сбора для граждан. Сейчас у нас около 160 площадок, где отходы делят на четыре фракции, а мы бы хотели сделать 500-600 площадок в пределах города Калининграда. Это будет хороший результат.

Система создавалась в 2019-м или в 2020 году. Но первое, что произошло, как только мы дали старт и Олег поехал собирать вторичное сырье — начался коронавирус, закрылись границы, порушились торговые цепочки. Произошло критическое падение цен на вторичное сырье. Окупаемость не просто скатилась в ноль, деятельность стала убыточной — не покрывались зарплата и ГСМ. Какое-то время мы ждали, что рынок стабилизируется, но этого так и не произошло. Цены на ПЭТ тогда снизились очень сильно. После снятия одних ограничений появились другие. Одна проблема заменила другую.

Литовский и польский рынки, с которыми Калининград активно работал и где был спрос, ушли, и давление на цены продолжилось. В какой-то момент нам пришлось вмешаться, чтобы дальше развивать эту систему. Пусть это был эксперимент, но нам не хотелось его так просто заканчивать. В результате правительство предоставило грант для работы, и, в принципе, результатом мы довольны. Люди, которые хотели сортировать мусор, сортируют его, а мы получаем качественное сырье. Этот опыт дал нам возможность реально планировать работу на перспективу с точки зрения увеличения количества площадок. И главный плюс от работы с «Зеленым делом» — мы не вложили все эти расходы в тариф. У нас были гранты в районе шести миллионов в среднем по году. Тарифные средства вылились бы совершенно в другие издержки.

Вообще с самого начала условием захода в раздельный сбор было то, что компания забирает вторичные ресурсы, реализует их и за счёт этого обеспечивает окупаемость. Но изменения, которые произошли, серьезно изменили рынок вторичного сырья, многие с этого рынка ушли, спрос и цены на вторичные ресурсы сильно упали и, наверное, в перспективе уже не вернутся к тем показателям, которые были до пандемии, а следовательно, нужны новые подходы к работе с вторсырьем. Сейчас мы больше рассчитываем на то, что за счет масштаба через несколько лет как минимум будет положительный финансовый результат.

— Правильно я понимаю, что бизнесу сортировку отходов в Калининграде отдавать не будут?

— Когда цена на какой-то вторичный ресурс падает, бизнес просто перестает его принимать для вывоза. Но система должна работать по-другому — непрерывно. Если у конкретного сырья сегодня нет окупаемости и покупателя, его все равно нужно принимать и накапливать на складе, потому что впоследствии его можно будет реализовать. ЕСОО сможет себе это позволить, а тот же частник вряд ли. Они не смогут тратить деньги на зарплату своим сотрудникам, ГСМ, запчасти и так далее и работать себе в убыток. В конце концов это приведет к банкротству, это нестабильная система. Я коллег ни в чем не обвиняю, но нужно понимать, что бизнес есть бизнес и для достижения экологических целей по снижению объема захоронения необходимо строить систему приема вторичного сырья и переработки, которая защищена от рыночных шоков и волатильности.

Сейчас с площадок собирается 300-350 тонн в год (это чистое сырье, которое можно фактически сразу сдавать на переработку). Всего же в области образуется за год 450 тысяч тонн отходов. Объемы сортировки у нас, к сожалению, не выросли. Тех KPI, которые стояли перед организацией АО «Утилизация мусора», не достигли. У нас был один частный сортировщик, «Экологическая безопасность», который был включен в территориальную схему обращения с отходами в 2020 году. И, к сожалению, уже сразу после включения в терсхему министерство столкнулось с тем, что данная организация отказалась предоставлять отчётность о фактически отсортированном объеме сырья, при этом ультимативно заявила свое право на получение полной платы по тарифу. У нас это вызывало большие вопросы. Зачем сортировать, если мы не понимаем, что имеем на выходе.

Есть судебные иски, которые ЕСОО подавала в отношении этой организации. «Экологическая безопасность» суды проиграла и вообще решила закрыться. Сегодня их в территориальной схеме обращения с отходами нет, а «Утилизация мусора» перешла в собственность правительства Калининградской области. Это к вопросу о прозрачности системы. Люди должны понимать, за что они платят, получая услугу по обращению с ТКО, а платим мы за то, что 8% ТКО как минимум должны быть отсортированы и переданы на утилизацию.

Конечно, что там в действительности было отсортировано, задним числом уже не проверить, но деньги за эту фиктивную сортировку мы и не заплатили. К реальным объемам отсортированного вторсырья мы относимся очень серьёзно.



— Эксперимент по раздельному сбору собирались расширять на побережье. Удачно?

— У нас немало инфраструктуры, и некоторые муниципалитеты тоже хотят включить свой раздельный сбор. Часть площадок была создана, например, в Зеленоградском районе. Местные власти начали работу по сбору вторичного сырья. Они занимаются этим самостоятельно, но имеют те же проблемы, что и мы. Успешно ли они работают? Я считаю, успешно. Раздельный сбор там имеется, и на свалку всё это точно не попадает. Но площадок там пока что мало. Если память мне не изменяет, их там штук 10.

Светлогорск также за собственные средства поставил контейнеры, хочет развивать эту систему, но пока не запустил. Будем с ними встречаться и обсуждать, как централизовать эту систему сбора. Вообще, если каждый муниципалитет будет отдельно этим заниматься, они будут в убытках. В этом году мы начнем все созданные места для раздельного сбора централизовать с точки зрения обслуживания площадок.

— Контейнер для сбора стекла есть далеко не на каждой контейнерной площадке. Первым в Калининграде стекло стал собирать «Союз переработчиков», по-моему. Что вообще происходит с собранным стеклом?

— Я откровенно скажу: мое отношение к «Союзу переработчиков» и к Святославу Лавриненко вместе с Марком Балановским очень скептическое. Действительно, они занимались сортировкой, но это скорее выглядело как пиар-акция, которая через какое-то время прекратилась. Я не вижу их площадок для сбора стекла. Они сильно отличались, были сделаны из дерева. И сколько их было? Штук 10-15 или 20? Это капля в море. Надо понимать, что на площадках для раздельного сбора много стекла собрать, наверное, можно, но это должна быть очень большая инфраструктура. И что они делали с этим стеклом? Куда они его вывозили? Да, цемент можно смешать с битым стеклом и сделать из этого плитку, назвать ее строительным материалом. Я видел 500 таких технологий. Видел, как высушенный фильтрат добавляли в цемент и называли все это строительным материалом. Соответствует ли это нормативам, чтобы мостить тротуары в городе? Очень сомнительно.

Стекло должно попадать на стекольные заводы. Я уже говорил, что в наших планах увеличение количества площадок по сбору вторсырья в 3-4 раза и повышение их доступности. Большая часть стекла — это тот вид отходов, который можно совершенно спокойно отсортировывать на уровне сортировочных комплексов. Если так откровенно говорить, то отсортировать можно всё, и это одна из задач, которую мы поставили, но вот товарную партии из этого сделать уже становится сложно. У нас были планы поставить стекло на Гомельский завод. Но тогда с границами было попроще и были только таможенные проблемы. На Гомельском заводе было высокое требование по качеству: там надо было поставлять только стекло зелёного цвета. Если партия была даже с незначительной примесью коричневого или прозрачного стекла, то цена всей партии сразу падала вниз очень сильно, и это убивало экономику всего процесса. И сейчас ЕСОО очень важно будет наработать компетенции и обеспечивать качество сырья и высокие требования по сортировке. Откровенно сказать, пока нет такой серьезной культуры сортировки, наша цель — нарастить ее за несколько лет.

А вот с такими видами сырья, как картон и ПЭТ, нужно работать на уровне сбора от граждан и юридических лиц. Отдельные виды полиэтилена, в особенности не загрязненного какими-то пищевыми отходами, нужно сразу же изымать у граждан и юридических лиц. Тогда их можно фактически без дополнительных затрат формировать в товарные партии и направлять на переработку. В остальных случаях это всё выглядит немножко как имитация раздельного сбора или «прожектерство». Наша задача — сократить объем захоронения. Но этого можно достичь только одним способом: если мы будем понимать, куда это будет направлено на переработку. Напомню, что стекло на большинстве площадок для раздельного сбора, которые созданы в городе Калининграде, уже можно сдать.



— Может быть, стекло стоило бы перерабатывать внутри региона?

— Была компания (она и осталась), которая реализует проект по строительству стекольного завода (в индустриальном парке «Черняховск» строительством завода стеклянной тары весной 2022 года занялась компания «Элитгласс», которая собиралась вложить в проект около 2,8 млрд рублей — прим. «Нового Калининграда»). Они выходили с нами на связь ещё на стадии, когда они получали разрешение на строительство. Не могу сказать, на какой стадии находится проект. В общем-то, принцип тот же самый: любой стекольный завод может забирать стекло для переработки. Мы с ними изначально разговаривали. Во-первых, они готовы забирать сырье, когда построятся. Правда, мы пока не готовы его отдавать, потому что в таком объеме у нас его нет. Когда они построятся, мы сможем все собранное стекло передавать им.

— Что с остальными фракциями? Где сейчас перерабатывают собираемый в регионе пластик, например?

— Есть простая таможенная статистика. Весь картон здесь перерабатывается. Металл весь тоже здесь. ПЭТ частично здесь видоизменяется, но не вывозится, а раньше уезжал в Литву. По ПЭТ на сегодняшний день ситуация такая, что при текущем уровне стоимости транспортировки экономики нет, а цены на заводах ниже, чем стоимость транспортировки в Россию. Однако мы видим динамику, что сейчас стоимость транспортировки уменьшается. Надеемся, что через какое-то время этот вопрос устаканится и мы с какими-то положительными финансовыми результатами сможем вывезти эти накопленные вторичные ресурсы с территории области. С Пауковым мы прорабатывали вопросы, связанные с доставкой сырья к переработчикам из Санкт-Петербурга и Ленобласти. Он много с кем вел переговоры, но на сегодняшний день у нас объективная ситуация — проблема с логистикой. Если есть высокомаржинальные товары, которые также сейчас имеют проблемы с доставкой на территорию России, то такой низкомаржинальный товар, как вторичное сырье, которого много по России... Очевидно, что на сегодняшний день экономика не совсем складывается.

Мы понимаем, что рано или поздно этот товар свой спрос найдёт, поэтому мы решили на некоторое время закрыть для себя вопрос, связанный с тем, как реализовать это вторичное сырье. Задача этого и, возможно, следующего года — заниматься сортировкой и накоплением вторичного сырья: отсортировывать, формировать в товарные партии, складировать (у нас немаленькие площади для этого есть). Впоследствии мы будем реализовывать это сырье либо на территории области, либо вывозить в Россию.

— Внутри региона нет предприятий, готовых заняться переработкой пластика? Если ПЭТ здесь «видоизменяется», то почему не пойти по цепочке дальше?

— Мы прекрасно понимаем, что крупное предприятие по переработке тут не создать. Но есть несколько хороших примеров. Например, есть компания «Экопэт», которая занимается производством ПЭТ-упаковки, но у них есть свои нюансы, почему они в лоб не смогут брать наше отсортированное сырье. Это связано с объёмами, с чистотой сырья, с технологическими процессами и так далее. Для того, чтобы нам с ними сблизиться, нам надо очень серьезно нарастить объемы сбора и поработать с качеством каждой товарной партии. На сегодняшний день они не берут. Мы с ними много раз разговаривали о том, как эту проблему решить. Пока решения нет: тут и субъекту надо совершенствоваться, и «Экопэту» пока неинтересно работать финансово со вторичным сырьем.

Но у нас есть несколько очень положительных примеров, которые появились за прошлый год. Это несколько маленьких предприятий. С одной стороны, они маленькие, но с другой стороны, если мы будем создавать десятки таких небольших предприятий, готовых работать на калининградском рынке, они смогут перерабатывать практически любые виды вторсырья.

Так, несколько предприятий заработало в сфере переработки полиэтилена. Если обратите внимание, то в «Спаре», «Семье» раньше лежали польские пакеты для мусора, а сейчас это пакеты нашего местного производителя. Он собирает эту пленку, перерабатывает и уже начал поставки товаров неплохого качества. А полиэтилен с точки зрения объема занимает, мягко говоря, немало места в мусорных баках и впоследствии на свалках.

Вообще у в Калининградской области много талантливых бизнесменов, и поэтому они найдут, что переработать и куда товар направить, если стабильно обеспечивать их сырьем. Товары общественного потребления, хозбыта (совки, пакеты, тазы и что угодно) с небольшими затратами могут производиться из вторичного сырья. Но для этого нужно вторсырье. У нас в Калининграде проблема возникала практически на каждом этапе, связанном с торговлей с нашими соседями — с поляками и литовцами, от них приходило много дешевой тары и товаров повседневного потребления, а сейчас этого нет, конкуренция в этом сегменте снизилась, и появилась экономика, чтобы наладить производства в регионе.

— Как раздельный сбор скажется на тарифе?

— Сейчас этих расходов в тарифе нет, однако законодательство позволяет положить эти расходы в тариф на обращение с ТКО. Пока мы не хотим класть эти расходы в тариф, потому что немного глупо заниматься раздельным сбором в убыток, нагружать граждан дополнительной платой, и непонятно, ради чего. Притом, что доступность раздельного сбора на сегодняшний день ограничена.

Все-таки мы изначально поставили перед собой цель не зарабатывать деньги, а снижать финансовую нагрузку на граждан и экологические цели, а именно снижение объема захоронения отходов на свалках. Люди должны видеть не только раздельный сбор, но и его результаты.

Сейчас граждане не платят, но в перспективе мы хотим уравновесить доходы, получаемые региональным оператором от вторичных материальных ресурсов, и собственно издержки, связанные со сбором вторсырья. Но для того, чтобы масштабировать и выйти действительно на массовый раздельный сбор, в перспективе издержки должны быть в какой-то мере учтены тарифе.

Но я знаю практику по России: там во многих местах раздельный сбор есть и сортировки есть, но когда начинаешь анализировать их эффективность, то оказывается, что все либо вываливается в одну машину, либо сортируется, но все равно уезжает на полигоны. Принцип простой — тариф покрывает все издержки. Это расхолаживает компании, работающие в этом секторе. Все это бьет очень сильно по авторитету, по доверию граждан к этой системе. А мы в первую очередь хотели добиться доверия граждан к системе, а потом начать ее масштабировать. Сделаем так, чтобы у нас все участники системы были проверенные. Есть и различного рода нововведения, связанные с удалённым контролем (по ГЛОНАСС), есть и фотофиксация, и система учета вторичных ресурсов по тоннажу и кубам на объектах по обращению с отходами. Все это сейчас нам позволяет говорить, что имитация раздельного сбора в Калининградской области невозможна. На тех масштабах, на котором мы работаем, всё однозначно по-честному — тут нет тарифных средств, а когда перейдем к тарифным средствам, покажем все этапы прохождения вторсырья, чтобы не было каких-то фиктивных и нарисованных актов о сортировке, сборе и утилизации вторичных ресурсов.


 

— Что можете сказать по поводу увольнения Хряпченко? Это связано с его уголовными делами?

— Снятие Хряпченко с уголовными делами не связано. Акционеры, то есть правительство, приняли решение, что на этом этапе мы должны перейти к какому-то новому качественному формату работы. Я уже говорил про перемены, которые происходят. Те задачи, которые правительство поставило перед новым руководителем — это повышение качества работы с клиентами, качества оказания услуги, работа по тарифной линии с точки зрения обоснования и прозрачности ЕСОО, закрытие полигона в Круглово в обязательном порядке (это одна из самых важных задач), подготовка к рекультивации, проектирование этапов и технологии рекультивации (в этом направлении нужно двигаться очень быстро), запуск в кратчайшие сроки сортировки у полигона в Круглово на проектную мощность, масштабирование раздельного сбора и полный его перевод под юрисдикцию ЕСОО. В конце 2022 года в периметр министерства попало новое предприятие — АО «Утилизация мусора» в Гусеве, которое также необходимо очень серьёзно модернизировать. Все эти задачи большие и амбициозные. Все это коснулось не только руководителя. Мы хотели перестроить всю оргштатную структуру управления, повысить внутреннюю эффективность предприятие.

— И последний вопрос по мусору: часто горит свалка в Гвардейске. Что там происходит?

— В общем и целом, проблема, как правило, одна — несоблюдение технологий захоронения. За их соблюдением следит Росприроднадзор. Закрываем мы не только Круглово. Свалка в Гвардейске у нас тоже запланирована к закрытию в этом году. Ее дальнейшая эксплуатация приведет к тому, что мы получим огромное количество экологических и земельных проблем, связанных с ее последующей рекультивацией.

На мой взгляд, проблемы на данном полигоне ничем не отличаются принципиально от свалки в Круглово. На довольно узком земельном участке размещаются большие объемы отходов. Там большое количество смешанных отходов, происходит образование метана и фильтрата, что приводит к внутреннему горению свалки и к тому, что мы периодически видим. Постараемся закрыть в этом году. У таких полигонов очень удобное расположение с точки зрения близости к основным местам образования отходов (Калининград у нас образует 50% отходов области), к прибрежной области. Такая близость не давит на тариф. А надо понимать, что когда мы будем закрывать полигоны и переводить плечо доставки на другие объекты, это приведёт к росту тарифа. Мы откладывали этот вопрос настолько, насколько могли, но в этом году принципиальное решение приняли и очень серьёзно настроены его реализовать.

— То есть калининградцы и жители области скоро почувствуют повышение тарифа?

— По логике, граждане это уже почувствовали, потому что тарифы были утверждены в декабре. Напомню, что тариф у нас утверждался на 5 лет — в некотором смысле все эти расходы на эти мероприятия сглажены плавным ростом на 5 лет в тарифе. Так работает тарифное регулирование. Тариф учел рост расходов, связанных с закрытием Круглово с июля. Те контракты, которые разыграны до июля, учитывают старые плечи доставки. Тариф — это средняя составляющая расходов по всему году. В течение пяти лет нам необходимо собрать такой-то объем выручки, чтобы покрыть все расходы, связанные не только с закрытием Круглово и «Радуги», но и с модернизацией полигона и сортировки в Гусеве, с модернизацией полигона в Неманском районе. Будут учтены и плечи доставки отходов. Напомню, что у нас единый тариф по региону. Плата зависит только от норматива образования отходов.

— По песчаным карьерам еще не так давно тема была одной из самых обсуждаемых. Законные и незаконные карьеры появлялись по всей области, были серьезные проблемы с их рекультивацией. Что-то изменилось?

— Количество выданных лицензий в Калининградской области в 3-4 раза выше, чем объём добычи. Это проблема. Часть лицензий за нарушения были прекращены, и добыча так активно больше не ведётся, поэтому проблема незаконных карьеров ушла на второй план.

Нелегальных карьеров, по моим оценкам, стало намного меньше. Раньше мы наблюдали в пригороде Светлого активную добычу песка, а сейчас я ее не фиксирую. Причин сокращения несколько: ввели рамки весового контроля и систему «Безопасный город» серьезно расширили, полиция стала больше внимания обращать на незаконную добычу, Россельхознадзор стал жестче относиться к фактам добычи песка на землях сельскохозяйственного назначения. По большей части вся незаконная добыча раньше велась на землях сельхозназначения под видом иной деятельности.



— Месяц назад советник губернатора по архитектуре Вячеслав Генне рассказывал про работы в Парковом ручье. По его словам, занимается всем этим минприроды. Почему не город, например? Там ведь в том числе благоустройство.

— Министерство заключило контракт на проектирование Паркового ручья в 2022 году. Подготовка и расчистка такого рода федерального водного объекта — это не самый быстрый процесс, так как стесненные городские условия Калининграда, плотность застройки и отсутствие подходов к водным объектам усложняют расчистку и в особенности временное складирование и вывоз донных грунтов.

Яркими примерами, которые продемонстрировали сложность расчистки, являются река Лесная и ручей Гагаринский (с Ялтинским прудом), где подрядчик только два с половиной года занимался проектированием и в итоге взял за основу технологии откачки донных отложений, которые ранее в России не применялись.

Другая неожиданная проблема, с которой мы столкнулись — недовольство граждан. С одной стороны, многие из тех, кто проживает рядом с этими водными объектами, в течение долгих лет присылали жалобы и просьбы провести расчистку от загрязнения. Но как только мы в работу зашли, начали возникать какие-то локальные конфликты, связанные с размещением и работой техники: где можно откачивать илы, а где, по мнению отдельных граждан, этого делать нельзя по известной только им причине. В отдельных местах настоятельно требовали, можно сказать, в обмен на возможность работать, построить детскую площадку... Однако расчистка Гагаринского и Лесной, на мой взгляд, очень положительный опыт.

Скорее всего, при расчистке ручья Паркового такие же технологии будут применены. Будет однако одно ключевое отличие — в составе работ проектировщик должен предоставить еще и проект по благоустройству территории вдоль ручья. Вообще тут нет ничего такого выдающегося. Это одна из таких идей, которую давно хотелось реализовать, и на которую есть большой запрос со стороны жителей города. Это ведь доступность водного объекта.

Естественно, никаких решений минприроды как таковое в отношении того, как должно будет выглядеть благоустройство вдоль ручья Паркового, глобально принимать не будет. В планах, когда мы закончим весь перечень изысканий по расчистке, вынести эскиз на согласование с архитектурным сообществом и общественностью. Сами мы принимать решения за кого-то не будем. Мы не переоцениваем себя и понимаем, что отвечаем за технологическую часть расчистки и экологической реабилитации ручья Паркового, а не за визуальную часть благоустройства. Сейчас по Парковому ручью проходит комплекс изысканий, чтобы определить объемы работ по выемке донных грунтов и решить вопрос с местом их размещения. Срок исполнения этого контракта — год. После этого мы должны получить полный перечень и технологий расчистки, и визуальную часть по благоустройству.

Беседовал Иван Марков. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.