«Глупая идея»: московский урбанист о демонтаже готовой трамвайной инфраструктуры в Калининграде (фото)

Фото: Юлия Власова / Новый Калининград
Все новости по теме: Транспортные проблемы

Демонтаж трамвайных путей на проспекте Победы в Калининграде — это ошибка властей. Такое мнение «Новому Калининграду» озвучил московский урбанист Аркадий Гершман, автор телеграм-канала «Город для людей».

«Разбирать почти готовую трамвайную инфраструктуру в плотном городском районе — это довольно глупая идея, — сказал Гершман. — Многие города мира тоже такое когда-то совершали, и даже в России были подобные прецеденты, но буквально через 5-10, ну максимум 20 лет все понимали, что совершили глупую ошибку. Но, если мы будем брать конкретно этот случай (демонтаж трамвайного кольца и путей на проспекте Победы), то здесь есть сразу несколько групп факторов, почему этого делать не стоит».

Собеседник говорит, что демонтаж трамвайных путей — это усугубление зависимости от автомобиля и лишение горожан «хорошего качественного общественного транспорта, который бы работал с качеством метрополитена».

«Трамвай — это самый эффективный вид уличного транспорта, а ещё самый экологически чистый, потому что от него нет пыли, нет выхлопов. То есть в целом жить вдоль трамвайной линии намного лучше, чем если вдоль этих домов пускать автобус или даже троллейбус», — считает эксперт.

Гершман добавляет, что калининградские власти лишают горожан трамвая в тот момент, когда «остальные города переживают трамвайный ренессанс».

«Когда у вас уже есть почти готовая к использованию инфраструктура, разбирать её довольно странно. Я понимаю, что сейчас в Калининграде, наверное, есть другие районы, где живёт больше людей и где с транспортом всё ещё хуже, но это не значит, что нужно уничтожать, что уже есть сегодня, — добавляет он. — И то, что там собираются расширять проезжую часть за счёт трамвая, это противоречит, во-первых, всем современным представлениям об устойчивом развитии и в том числе о транспортном развитии. Плюс, получается, у вас нет денег на трамвайные пути, чтобы их отремонтировать, но при этом у вас есть деньги на их демонтаж и чтобы потом всё закатать в асфальт, а это ещё значит, что у жителей под окнами будет больше пробок, больше выхлопов и больше шума, чему жители, наверное, не обрадуются».

Пробок после расширения проспекта, как уверяет урбанист, «будет только больше, и будут они прямо под их окнами».

«Когда вы уничтожаете трамвайную линию, то, чтобы вернуть трамвай обратно, нужно будет не только провести все строительные работы, но ещё это нужно будет согласовывать как новое строительство, а это намного дороже, намного дольше и к тому же современные российские трамвайные стандарты просто не учитывают такие необычные колеи, которые есть в Калининграде. В наших стандартах пока что нет нормативов для трамвайных систем с такой колеёй, и поэтому непонятно вообще, получится ли туда, даже в каком-то счастливом будущем, вернуть трамвай, когда все опомнятся, что совершили ошибку. Поэтому куда проще эту ошибку не совершать», — заключает эксперт.

Рельсы на проспекте Победы начали убирать в апреле этого года, а в октябре демонтаж был завершен. В конце мая стало известно, что эту территорию переводят в зону специализированной общественной застройки.

Одновременно готовится реконструкции участка проспекта Победы от улицы Кутузова до улицы Радищева. Сейчас идет проектирование, ПСД стоимостью 25 млн рублей должна быть готова в 2024 году, а сама реконструкция пока намечена на 2025-2026 годы. Длина участка, на котором запланированы работы, составляет 600 метров. На всём его протяжении расположены неэксплуатируемые трамвайные пути. Работы в конце 2022 года оценивали в 371 млн рублей.

Трамвайная сеть в Калининграде переживает волнообразный кризис, который несколько лет назад достиг своего пика. Если в 1938 году в городе было 13 трамвайных маршрутов, то в 1947-м их количество уменьшилось до пяти — а после того, как в 1994 году сеть расширилась до девяти маршрутов, в 2015 году из них остался только один. Зимой 2022 года трамвайных маршрутов стало два.

При этом разговоры о будущем трамвайного движения власти не прекращают. Параллельно с демонтажем старых маршрутов они намерены обустроить новые и ускорить существующие. Если верить недавно озвученным планам, в администрации хотят создать кольцевой маршрут в центре города и построить новое депо неподалеку от бывшего аэродрома Девау, открыв несколько направлений в относительно новые микрорайоны. В частности, кольцо власти собираются запустить к 2030 году, а к 2040 году трамвай должен направиться в микрорайон «Восток» (улица Денисова), в Южный жилой район (улицы Толстикова, Интернациональная, Понартская) и в Северо-Западный жилой район («Автотор»).

На данный момент, как уверяет директор «Калининград-ГорТранса» Владимир Фомин, спрос на трамвайные перевозки растет. По сравнению с прошлым годом он увеличился на 30%.


Текст: Иван Марков, фото: Юлия Власова / Новый Калининград



Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Есть мнение: отрицание, гнев, торг, депрессия, увольнение Любивого

Обозреватель «Нового Калининграда» Денис Шелеметьев — о недосказанностях в деле экс-главврача БСМП.