И все-таки приняли: как прошел первый год жизни променада в Зеленоградске

С того момента, как в одну из летних ночей на стройплощадке на набережной Зеленоградска демонтировали строительный забор, прошел ровно год. С тех пор в жизни променада регулярно происходили различные события — и разрушения от непогоды, в том числе и от знаменитого «Ксавьера», и регулярные споры строителей с властями. «Новый Калининград.Ru» подготовил обзор всех перипетий в судьбе многострадального долгостроя.

Опоздания и брак

Реконструкция променада в Зеленоградске, к которому уже прочно приклеилось прилагательное «многострадальный», началась в 2009 году. По федеральной целевой программе на него выделили 242 миллиона рублей. По графику строительство должно было завершиться в декабре 2011 года.  

Впервые об отставании заговорили в ноябре 2011-го. Тогда от назначенного срока отстали на 10 месяцев, а завершить работы подрядчик пообещал в 2012 году. В качестве причины отставания указывалось запоздалое получение экологической экспертизы. Спустя 5 месяцев после этих заявлений тогдашний глава Зеленоградска Сергей Кошевой обнаружил, что уже больше 2 месяцев работы на променаде не ведутся

Двумя неделями позже была назначена новая дата сдачи части променада — май 2012-го. Тогда же прозвучали и первые претензии к качеству работ. Нарекания вызвали укладка плитки, бордюры и лестницы. В это же время решили сделать променад шире. И дополнительно выделили еще пару миллионов рублей.  

После этого разговоры о променаде (который, напомним, должен был быть сдан в мае 2012-го) возобновились лишь в феврале 2013 года, когда объект осмотрел вице-премьер Евгений Морозов. Срок отставания на тот момент составил 300 дней. В то же время впервые было озвучено, что подрядчик нарушает сроки работ и по другим объектам ФЦП.

В апреле 2013-го низкое качество работ не позволило ввести променад в эксплуатацию. Снова с браком уложили тротуарную плитку. А через месяц всплыло хищение 10 миллионов рублей, обнаруженное полицией. В превышении полномочий обвинялся начальник одного из отделов «Балтберегозащиты», которое являлось заказчиком-застройщиком объекта.

Спустя еще месяц замполпреда президента в СЗФО Станислав Воскресенский заключил: надзор со стороны заказчика за строительством променада в Зеленоградске «фактически отсутствовал», что и привело к затягиванию срока и многочисленному браку. Высокий чиновник дал поручение устранить брак до 15 июня 2013 года. Но не сложилось.

Неторжественное открытие

Радостная новость (случись она в срок) появилась лишь через год. В июле 2013 года, наконец, был открыт променад в Зеленоградске. Причем, по-тихому. Ночью просто убрали строительный забор, огораживающий место работ. Ни тебе красных ленточек, ни торжеств. Разумеется, праздник с отставанием в 3 года был бы мягко говоря, неуместным. На следующий день стали известны многозначительные подробности: прокуратура возбудила уголовное дело против руководства «Балтберегозащиты». По версии следствия, стоимость материалов была завышена на 10 миллионов рублей.

Спустя еще 4 дня стало известно, что променад не принят в эксплуатацию. Тогда речь шла о проверке для выдачи необходимых документов. Но уже в августе оказалось, что зеленоградские власти отказываются подписывать бумаги. Причиной стал не только много раз упомянутый брак при укладке плитки. Обширный список недоделок открывался плохим покрытием перил и закрывался нарушениями цементной стяжки. А также включал в себя поржавевшую арматуру, некачественную установку фонарей и оставленный на побережье и под водой строительный мусор.  

Подрядчик, который сначала заявлял, что все в порядке, все же принялся устранять собственные недоделки. И вроде бы устранил. Но тут грянул гром. Точнее — шторм. Первая же, относительно слабая, непогода привела к тому, что променад не выдержал. Отвалилась плитка с пирса, были повреждены перила.

Следом эксперты выявили недостатки в проекте, создававшемся по техническому заданию «Балтберегозащиты», которая должна была знать о силе местных стихий, но почему-то не учла это в документах. Тут же губернатор региона Николай Цуканов поспешил свалить все на «федеральных чиновников», которые пытались ускорить ввод променада в эксплуатацию. И даже пригрозил уволить директора «Балтберегозащиты» Александра Бадера. Потом Бадер и правда покинул свой пост. Но успел заявить, что все претензии к променаду — «придумки».   

Череда переделок

Пару недель спустя эксперты пришли к выводу, что променад может не простоять и двух лет. А подрядчик отрицал недоделки. Мол, все работы выполнены согласно проекту, о чем подписаны соответствующие заключения, и переделывать что-либо никто не собирается. «Балтберегозащита» было вступилась и попросила наконец принять объект в эксплуатацию, но в администрации Зеленоградска выступили с ответной просьбой — устранить брак.

Делать нечего, подрядчику снова пришлось все переделывать. Но за эти работы он взялся лишь в апреле 2014 года. К тому моменту променад уже успел потрепать ураган «Ксавьер», а спонсоры установили железные тренажеры для отдыхающих. Но работы не помогли — к началу курортного сезона объект в очередной раз не приняли, потому что подрядчик не успел закончить работы (удивительно, правда?).  

Но к годовщине неторжественного открытия променада объект в эксплуатацию все же ввели. Подрядчик почти устранил все нарушения. Да и сам статус строительной площадки мешал властям в организационных моментах. Справляться с оставшимся недочетом — вывозом мусора — строителям придется осенью, чтобы не мешать отдыхающим в хорошую погоду.

И вроде бы многолетняя эпопея с многострадальным променадом завершилась, но как-то не радостно. Ведь этот же подрядчик строит еще несколько объектов ФЦП в Калининградской области. Например, очистные Калининграда или транспортный обход Советска. Достроит ли и с каким отставанием — большой вопрос. Но известно, что уже сейчас на этих стройках не все ровно.

Текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото — Алексей МИЛОВАНОВ

Текст: Алёна Пятраускайте

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.