17 млн на привлекательность: каков результат рекламы туризма в Калининграде

Все новости по теме: Туризм

В преддверии начала туристического сезона и традиционного ожидания миллионов туристов «Новый Калининград.Ru» узнал, сколько региональное правительство потратило на рекламу отдыха в Калининградской области, какой эффект, по мнению властей, получился от этих затрат, а также как планируется тратить деньги в период кризиса.

С тех пор как в ноябре 2013 года власти вновь загорелись идеей привлечь в регион 7 миллионов туристов, а потом даже заговорили о 10 миллионах гостей, жаждущих попасть на калининградские пляжи, ежегодно на рекламу турпривлекательности региона и другие мероприятия по привлечению отдыхающих в янтарный край из бюджета начали утекать солидные суммы.

Так, в ноябре 2013-го бюджет области выделил более 850 тысяч рублей на рекламу Калининградской области в Берлине. На эти деньги предполагалось разместить в столице Германии два баннера сроком на 3 и на 2 месяца. Немногим ранее на рекламу Калининградской области в Москве власти потратили больше миллиона рублей.

В конце декабря 2014 года, несмотря на резкое сокращение количества зарубежных туристов, было принято решение продолжать программу продвижения Калининграда как туристического центра на заграничных рынках, однако был поднят вопрос о переориентации. В частности, говорилось об ожидании гостей из Китая. Сейчас же, даже в условиях кризиса, расходы на рекламу турпривлекательности региона не сокращаются.

На данный момент на портале госзакупок объявлены два аукциона на рекламу «туристско-рекреационных возможностей Калининградской области» путем размещения наружной рекламы в Москве и Санкт-Петербурге. На рекламу в столице предполагается направить 2 миллиона 453 тысячи рублей. Деньги будут потрачены на 4 баннера, которые должны провисеть 4 месяца. Реклама в культурной столице выйдет дешевле — чуть больше 2 миллионов планируется отдать за два рекламных плаката, которые 2 месяца будут висеть рядом с аэропортом «Пулково».

На баннерах должна содержаться текстовая информация в форме рекламного слогана приглашающего характера. Текст должен вызывать у туристов и гостей города Санкт-Петербург интерес к Калининградской области и содержать приглашение посетить Калининградскую область.

техническое задание к созданию баннеров о туристско-рекреационных возможностях Калининградской области

Кроме того, согласно плану-графику закупок, планируется заплатить более 3 млн рублей за участие региона в туристических выставках, почти полмиллиона отдать за видеоролики о регионе, примерно столько же — потратить на публикации об области в печатной прессе.

Причем эти публикации порой не только далеки от реальности, но даже анекдотичны. В качестве примера можно привести статью в бортовом журнале «Аэрофлота», где говорилось о 5 причинах посетить Калининградскую область. Одной из них был назван Железнодорожный, где, как гласила статья, можно «оказаться в Восточной Пруссии середины двадцатого века». Но вряд ли в Пруссии в центре города разбирали старинные здания на кирпич и устраивали свалки у исторических памятников и внутри них. Нельзя не упомянуть и о еще одном заманчивом предложении из той же статьи — «пикнике на бархатных дюнах Куршской косы» (что, согласно КоАП РФ, наказывается штрафом от трех тысяч до четырех тысяч рублей).

_NVV0392.jpg

Как следует из ответа пресс-службы регионального правительства на официальный запрос редакции «Нового Калининграда.Ru», в 2014 году на продвижение Калининградской области посредством рекламы в журналах авиакомпаний, видеороликов на ТВ и в транспорте, в интернете, наружной рекламы, а также участия в крупных туристических выставках в общей сумме было потрачено 17 миллионов рублей. В нынешнем году на продвижение также направят 17 миллионов, несмотря на кризис и повсеместное сокращение зарплат.

При этом, по данным регионального минтуризма, за последние 2 года темпы увеличения турпотока в область возросли и составляют 15–17% ежегодно (в общей сложности около 800 тысяч человек, однако за какой период времени, в ведомстве не уточняют). Ссылаясь на информацию, полученную от турфирм области, представители министерства сообщают, что в прошедшие новогодние праздники резервирование номеров в гостиницах региона выросло до 70% от общего числа номерного фонда. В то время как обычно бронирование составляет 30–40%, подчеркивают в минтуризма.

Топы и рейтинги 

«Усилия министерства по продвижению во многом обусловливают „попадание“ области в выборку регионов как результат активного позиционирования нашей области как туристической дестинации», — пишет в ответе на официальный запрос редакции «Нового Калининграда.Ru» правительственная пресс-служба, очевидно имея в виду всевозможные топы направлений для путешественников.

Приводится в ответе и ряд рейтингов, попадание региона в которые министерство считает успешным показателем своей работы. Например, «в 2014 году Калининград занял 8 место среди 10 самых привлекательных городов мира для путешественников (рейтинг составлялся по соотношению цены за ночь в стандартном двухместном гостиничном номере)». Название компании или СМИ, составившего рейтинг, не уточняется.

Также приводится список «The Hotels Price Index», в котором в первом полугодии 2014 года Калининградская область заняла шестое место со средней стоимостью гостиничного номера в 3 тысячи 71 рубль. Еще один топ-30 для осенних путешествий с детьми от портала «Travel.ru», в котором, по данным министерства, янтарный край находится «во второй десятке», говорит о том, что регион подходит для семейного отдыха с бюджетом от 3 тысяч 700 рублей до 4 тысяч рублей (период тоже не уточняется). А по данным ресурса «TripAdvisor», подводная лодка Б-413 в Музее Мирового океана вошла в список лучших российских достопримечательностей. Этим, собственно, список достижений в ответе минтуризма исчерпывается.

Разумеется, без траты 17 миллионов на несколько выставок, пару билбордов, десяток статей и видеороликов регион не смог бы попасть в эти и другие рейтинги. При том, что прямой взаимосвязи между выделением этих денег и ростом популярности Калининградской области у гостей из других регионов и стран в министерстве туризма так и не провели, озвучив только процентное повышение турпотока. И никаких подтверждений того, что эти отдыхающие могли видеть те самые 4 рекламных щита или публикацию в одном из бортовых журналов (например, опросов или голосований), в ведомстве не предоставили.

И, конечно же, в разгар «сложной экономической ситуации» (как любят выражаться политики и чиновники, чтобы не употреблять словосочетание «финансовый кризис») других, более важных, вопросов, на решение которых можно было бы направить эти деньги для реальных, а не рекламных улучшений, не нашлось.

Бушевавший в январе 2015 года шторм Феликс нанес пляжам Калининградской области урон, сумма которого оценивается специалистами в 15 млн рублей. На ликвидацию последствий потребуются затраты из областного и федерального бюджетов. Провести работы можно будет только при выделении необходимых средств.  

Текст: Алёна Пятраускайте

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.