Экс-глава горсовета Александр Пятикоп: социальщикам «жмут погоны»

Александр Пятикоп
Все новости по теме: Бюджет Калининграда-2016

В интервью «Новому Калининграду.Ru» «долгожитель» городского совета Александр Пятикоп рассказал, как подсократить количество чиновников, чтобы хватило на «социалку», как в горсовете готовятся к выборам и есть ли шансы у Советского проспекта в ближайшее время стать шире, а у новой дороги на Чкаловск — просто появиться.

«Это что за игра такая?»

— Много тревожного было сказано в последние недели о городском бюджете на следующий год. Ваш коллега Андрей Кропоткин даже назвал его «бюджетом выживания». Чтобы найти деньги на «социалку», вы предложили, в частности, сократить количество чиновников. Сокращения в мэрии прошли, как только грянул кризис, и достаточно большие. Еще есть резерв?

В результате оптимизации структуры горадминистрации в марте 2015-го и сокращения 144 ставок бюджетные расходы, по данным властей, сократились на сумму 13 млн 799 тыс рублей.

— Три года назад я категорически выступал против создания новых муниципальных предприятий и учреждений с дублирующими функциями. У нас есть учреждение по ремонту многоквартирных домов. Оно в ведомстве комитета городского хозяйства. На содержание такого учреждения штатом в 65 человек требовалось 50 млн рублей в год. Такое же учреждение, но штатом меньше, по-моему, 18 или 20 человек, было организовано при комитете муниципального имущества, оно занимается ремонтом муниципального жилья. Я говорю: это что за игра такая? Теперь принято решение, что нецелесообразно иметь два этих учреждения, мэрия их сливает. Теперь нужно будет выплатить под сокращение людям. У нас три года назад была создана служба заказчика ЖКХ, которая ведала всем. Нет, нам оказалось этого мало, мы создали МУП «Городские леса», теперь мы создали МУП «Гидротехник». Теперь то, чем занималось одно предприятие, делают три. В бюджете эти деньги не показаны, считается, что эти штатные единицы сами себя кормят. А там одних чиновников — мама не горюй. Там же не рабочие с киркой, лопатой и отбойным молотком. Это чиновники, это их содержание. Это зарплаты, оргтехника, аренда, содержание помещений.

Как-то удалось прочитать исследование российских социологов, в котором говорится, что создание дополнительного отдела из 5 человек в органах местного самоуправления РФ увеличивает документооборот от 4 до 11%. Я считаю, что это траты неэффективные. Либо мы дождемся. Вот мы такие, россияне, как только ЧП случается, погибнут люди, сразу найдем деньги.

— Речь также шла о сокращении штата муниципального «Центра охраны памятников», почему? Тоже дублирующие функции?

— У нас был один человек, я помню, спец, который согласовывал все проекты, связанные с охраной памятников — Вензель Такиевич Салахов. Старика убрали и организовали целое учреждение. 18 человек, содержание в год 15 млн. Они занимают целое крыло на Карла Маркса, 43. А что они делают? Пишут охранные обязательства. И то не пишут. Поэтому их с иронией называют «учреждением по борьбе с памятниками местного значения».

«Отменный вкус»

pyatikop-3.jpg

— Тем не менее, горсовет одобрил ряд трат, которые в сложившейся ситуации многим кажутся излишними — взять хотя бы историю с памятником князю Владимиру. Благоустройство проводится за счет городской казны.

— Не согласен с оценкой конкретно по данному объекту. Качество жизни во многом определяется качеством обустройства общественных зон. Это политический аспект, воспитательный аспект. В будущем году будет значительно больше работ по благоустройству пешеходных зон и тротуаров. Это имеет значение для безопасности, внешнего вида города и для настроения людей. Горсовет поддержал предложение главы города о выделении максимально возможного количества средств на ремонт тротуаров.

— В конце октября мэр Калининграда Александр Ярошук уверял, что идея установить памятник принадлежит именно ему. А вы говорили, что ранее князя Владимира планировалось установить в Чкаловске, но по воле патриарха памятник «переехал» в центр Калининграда. Так чья же все-таки была идея установить монумент?

— Сначала была инициатива от попечительского совета, который я возглавляю, установить памятник в Чкаловске. Этот храм — единственный в Калининградской области носит имя Святого равноапостольного князя Владимира. Затем появилась идея поставить памятник непосредственно

На благоустройство территории, на которой должен появиться памятник князю Владимиру, из городского бюджета выделили 5,7 млн рублей. Сам монумент должны подарить городу меценаты.

между братской могилой и храмовой территорией. Были выделены деньги, разработан проект. Калининградский скульптор Андрей Шевцов сделал копию из глины 1:10. Люди одобрили. Оставалось заручиться одобрением епископа Серафима, но Владыку смутил тот факт, что элементом памятника был стилизованный под меч крест. Он сказал, что у Святейшего Патриарха Кирилла отменный вкус в этом плане. Да, действительно, он настолько педантично подходит к этим вещам, что мы трижды переделывали эскиз храма работы Копылова. Было решено обратиться к Святейшему и узнать его мнение. До Патриарха мы так и не дошли. От настоятеля нашего храма отца Владимира мы узнали, что Патриарх Кирилл поблагодарил православных верующих Чкаловска за эту инициативу, он знает о ней и высоко ее оценивает, но для подобной исторической личности, святого, следует выбрать место на центральной площади города. После этого мы еще раз обратились к Владыке и спросили, был ли против Патриарх, и получили ответ, что «нет, он был не против». Т. е. мы можем ставить памятник в Чкаловске на собранные пожертвования, но главный памятник должен стоять на площади Победы.

— Но эскиз, который публиковала мэрия, — работы Владимира Суровцева, а не Андрея Шевцова.

— Да, эскиз главного памятника изготовил московский автор, не калининградец. Но я после изучения различных фотографий памятников князю Владимиру пришел к выводу, что Шевцов подошел к теме ответственно. Мне очень нравится его замысел, и я думаю, когда-нибудь мы его реализуем. К настоящему времени разработан проект благоустройства этого сквера, в котором есть постамент, на котором может стоять фигура князя, либо это может быть памятник другому историческому деятелю. В этом плане мы еще раз обратимся к населению, переговорим со своими избирателями, опрос проведем. Понятно, что в муниципалитете денег на это не будет найдено, но за счет частных пожертвований мы сможем реализовать и этот проект. Ведь муниципалитет вправе проводить благоустройство, а памятник, скорее всего, будет «подарен».

«Молчание ягнят»

— Вы недавно сравнили бюджет Калининграда с фильмом «Молчание ягнят» и отметили, что в роли ягнят у нас — социальная сфера. Что вы имели в виду?

— Я имел в виду поведение работников комитета по социальной политике на депутатских комиссиях. По формальной позиции в расходной части бюджета все красиво. 55% — социальная сфера. Но мы содержим и ремонтируем комплексы муниципальные. И здесь палка о двух концах. Ведь это здорово, что у нас строятся детские сады. Но нужно понимать, что каждый новый детский сад увеличивает нагрузку на бюджет не менее чем на 30 млн рублей в год. Почему я считаю, что «жмут погоны» социальщикам? Минимум 40 млн необходимо для того, чтобы закрыть позиции по предписаниям СЭС, пожнадзора. Денег в бюджете этих нет, не предусмотрены. По программе развития образования в этой статье стоит ноль. Причем это не баловство. Это предписания прокуратуры, пожарного надзора, СЭС. Это все надо. Я предложил пойти по компромиссному пути. Давайте на первое полугодие предусмотрим 20 млн, закроем самые одиозные позиции. Хотя бы решения судов. И коллеги меня поддержали.

— Городу необходимо минимум 9 школ — каковы сейчас шансы получить средства на их строительство?

— Регион вошел в число семи неблагополучных, где есть опасность, что к 25-му году в школах появится третья смена. В законе об образовании написано, что все должны заниматься в одну смену. Задача ставится до 2020 года решить вопрос, чтобы вся начальная школа занималась в первую смену и 10–11 классы.

— В школе № 50 на Борзова не просто вторая смена, дети в коридорах занимаются из-за нехватки мест.

— Вы уже коснулись моего округа непосредственно. Проблему знаю и над ней работаю. Я предложил разработать типовой проект начальной школы на 600–700 мест, который можно разместить на территории существующих школ, на готовые сети, это будет самый дешевый вариант. В Чкаловск нужно такой модуль ставить, потому что население растет, и в школе во вторую смену все больше и больше классов, и в 50-й школе. Там уже сейчас вторая смена составляет 600 человек, это практически школа в школе. Плюс нам нужно перезагрузить десятую школу, реализовать проект реконструкции начальной школы — детского сада № 72 по ул. Красная, тогда мы закроем позиции по северо-западу города. Предварительное согласие на софинансирование губернатор дал.

— Это самые проблемные точки в городе?

— Школы на Аксакова и Рассветной очень нужны. Но самая перегруженная часть у нас на Артиллерийской. Потому что школу спроектировали, правда, на 800 мест. А на уровне губернатора было принято решение школу делать не менее 1000 мест, возможно, проект повторного применения.


— Да, там собирались строить «близнеца» 40-й школы на Сельме...

— Да, так дешевле. Но как педагог говорю, что это плохо, это от бедности. Школа, в которой больше 1000 человек, сложно управляема. А в 40-й уже под три учится. Я бы своего ребенка отвел бы в маленькую школу, где сложился коллектив толковый, по месту жительства, и лишь в 10-м классе оптимален переход в другое учреждение по выбранному профилю.

«Ритуальные танцы»

pyatikop-7.jpg

— Вы вновь предложили ради экономии городских средств «отдать» вторую эстакаду области. В интервью моей коллеге в прошлом году вы подробно рассказывали, почему были против того, чтобы город брал кредит на строительство объекта. Как дела обстоят теперь?

— Я предложил заменить кредит субвенцией. А теперь мы капитально не отремонтируем ни одной дороги. Ни одна дорога не будет построена. Все деньги пойдут на оплату выполненных работ. Причем цифра такая лукавая. Они выставили миллиард, потом 800, потом 700 млн. Так непонятно, сколько мы должны отдать?

— 650 млн — это те самые деньги, которые город обязан отдать подрядчику по судебному решению?

— Это генподрядчику, да. Но мы ж понимаем, что «кинуты» наши, местные субподрядчики. Но так и это ж еще не все, мост еще не введен в эксплуатацию. Это ж когда Дмитрий Анатольевич Медведев проехал на машине — это все здорово. Но верхнего слоя асфальта нет, еще должна быть разметка. Так что еще нужны деньги для достройки моста. И это без съездов к стадиону к чемпионату мира.

— Еще одним проблемным объектом вскоре может стать дорога с Сельмы до Чкаловска. Проект до сих пор не прошел экспертизу. При том, что летом мэр Калининграда Александр Ярошук высказывал опасения, что если этого не случится к началу зимы, город рискует потерять федеральное финансирование.

— Самый болезненный вопрос для Чкаловска — выезд. Нужно срочно делать, конечно, дорогу между улицей Лукашова и Челнокова. На сегодняшний день был проект подан в экспертизу государственную, экспертиза сделала замечания на нескольких листах. Замечания сейчас заканчивает исправлять проектная организация. И повторно посылает на экспертизу. Что дальше? А дальше и Николай Цуканов, и Александр Ярошук по несколько раз станцевали ритуальные танцы и спели ритуальные песни, что мы будем делать. Управленцы второго эшелона говорят — обещать не значит жениться. Денег на это нет. Два вождя поклялись, что сделают дорогу. Посмотрим.

— Какие замечания «на нескольких листах» нашли эксперты?

— Это вопрос к техническим специалистам. Там нет политики.

— Это уже никак не связано с проблемами вырубки Чкаловского леса?

— С лесом другая история. Там возбудилась прокуратура, которая сказала, что часть трассы проходит по городским лесам. А там, кстати, была ведь дорога до Второй мировой войны в немецкий поселок. Она была замощена булыжником. Другое дело, что после войны его на другие нужды пускали, выкапывали. Но на джипе проехать и в дождливую погоду можно до Окружной дороги. Но нужно расширять. Горвласти решили площадь, которая «отрезалась» от леса, «приращивать» с другой стороны леса. Поэтому здесь все вопросы сняты.

— Кстати, есть еще один дорожно-строительный почин, так сказать, с «бородой» — реконструкция Советского проспекта. Про эту идею все уже, кажется, забыли. Разработка проекта продолжается?

— Вялотекущая шизофрения с разработкой проекта. История 2006 года. Когда был разработан проект, он не попал на экспертизу, было сделано большое количество замечаний, потом скандальная история с невыплатой денег разработчику, и все это остановилось. Теперь говорят — к 18-му году надо к этому вопросу вернуться и все же дорогу сделать. Но опять же, закладывается техническое задание по две полосы в каждую сторону. Я просил Александра Рольбинова по три полосы в каждую сторону сделать. Если нет денег на асфальт, мы просто сделаем по две полосы в каждую сторону, но оставим возможность сразу третью полосу в случае необходимости сделать. Работа идет ни шатко ни валко. Денег нет.

— Вы критиковали горвласти за решение «грохнуть» частных перевозчиков, купив муниципальному «ГорТрансу» новые автобусы. Что в этом плохого?

— Поведение администрации города в этом вопросе непоследовательно. С одной стороны, заявление: давайте не увеличивать нагрузку на бюджет. С другой стороны — приобретение новых автобусов. Порядка 400 млн, 370 млн мы дотируем МП «ГорТранс» в разных формах ежегодно. С другой стороны, в недоумении находятся частные перевозчики, которые исторически сложились. Я, заметьте, не сказал, что нужно грохнуть «ГорТранс». Я сказал, что нет ни одного муниципалитета в мире, который не содержит, если есть, троллейбусные и трамвайные линии. Они всегда убыточны, даже в Лондоне. Но трамваи это социальное благо и исторический факт. В 70-м году продвинутые немцы решили, что в Киле им трамваи не нужны. И разобрали трамвайные линии. Теперь выкупают земельные участки и восстанавливают трамвайные линии. Другое дело, что обособленные линии должны быть. Поэтому электротранспорт субсидировать из бюджета надо.

— Но вы, тем не менее, выступили в защиту частных перевозчиков.

— Я считаю, что не нужно убирать частные предприятия, тем более что за эти годы остались уже те, кто выжил на рынке. Телега должна ехать на четырех колесах, а не на одном только муниципальном транспорте. Антимонопольное законодательство может быть нарушено, начнется социальное напряжение.

— Но принято решение полностью обновить парк к Чемпионату мира по футболу.

— У нас две недели будут эти игры идти. Я так скажу — здесь будет опыт Олимпиады-80. Все неблагонадежные будут высланы и посажены — все эти потенциальные террористы и преступники. Привезут 200 автобусов новых. Они отработают и уедут. 80% личного транспорта будет «на приколе» стоять, все будет перекрыто, и вот так две недели. А после этого жизнь продолжится. Но до 18-го года еще дожить надо.

— Полное обновление парка должно стать для перевозчиков главным условием участия в конкурсе на обслуживание новой маршрутной сети.

— А маршрутную сеть пока и обсуждать нечего. Я не увидел каких-то новых проходов по маршрутной сети. И думаю, она в сроки не будет разработана. То, что показали питерцы, — наметки, я не слышал ни одного доброго слова в адрес этой разработки. Ни от перевозчиков, как муниципальных, так и частных, ни от специалистов, ни от главы города. Что касается обновления парка — он обновляется. Проблема в том, что банкиры выворачивают руки заемщикам.

«Затратная вещь»

pyatikop-6.jpg

— Не могу не задать «предвыборный» вопрос. Как в горсовете в целом и в «Единой России» в частности готовятся к выборам 2016 года?

— В городском совете идет работа. Ко всем я в голову не залезу, но у меня как шла в активном режиме работа с избирателями, так и идет. Ясно, что округов будет не 27, а 28. Ясно, что половина пойдет по партийным спискам. Ясно, что для одномандатников нагрузка увеличивается в два раза. Сейчас в среднем 13,5 тыс избирателей, а будет 26 тыс на каждого. Ясно, что депутаты по спискам партий, как лица с ограниченной ответственностью, ни за что не отвечают, понимают, что все примут, депутат-одномандатник он ближе к людям, на переднем плане.

— Внутри партии конкуренция будет выше?

— Полагаю, что более жесткие правила будут и со стороны партии, хотя пока не читал ни одного партийного документа на эту тему, пока слышал только. Полагаю, что сильно будет увеличено внимание к тем, кто имеет имущество за рубежом, передал акции в доверительное управление, имеет вид на жительство. К ним будут дополнительные вопросы. Закон говорит, что от счетов за рубежом следует избавиться за 3 месяца тем, кто идет на выборную должность. Хочу отметить тенденцию, которая идет от партии «Единая Россия» о том, что не должно быть такого представительства бизнеса, что 1/3 это будут люди, которые работают в бюджетной сфере. Добавим различные трактовки термина «конфликт интересов». Должен быть создан уполномоченный орган по контролю в этой сфере.

— А есть те, кто работает в бюджетной сфере? По-моему, своего бизнеса нет только у вас и Виктора Трофимова.

— Я не знаю, кто это будет и сколько их будет, но все эти люди пойдут по первому разу, а ведь это затратная вещь. Не представляю, как это будет, вот я, к примеру, еще не принял решение, куда я пойду на выборы и пойду ли вообще. Это может быть облдума или горсовет, а может, вообще в другой сфере буду работать. Поэтому я думаю, что в ближайшие полгода будут какие-то трактовки, уточнения, и даже судебная практика будет нарабатываться в этих вопросах в связи с новыми поправками в законодательство и партийные документы.

— Вводится смешанная система, и у, скажем так, альтернативных партий, появится больше шансов получить места в совете. Ведь у нас довольно заметный процент населения голосует за тех же ЛДПР или КПРФ.

— Сложнее всего будет «Единой России». Эксперты дают совершенно разные оценки. Экспертное сообщество полагает, что ЕР может по партийным спискам получить от 4 до 8 мест. Некоторым кандидатам будет все равно, пойдут они от партии или не от партии, ведь у них высокий уровень узнаваемости — таким, как Игорь Рудников. Если у человека есть влияние, он не будет заморачиваться с партийным списком. Вот будет ли он сотрудничать с какой-либо партией — имеет значение. Последние 3 созыва состав горсовета обновляется на 1/3, по разным причинам. На предстоящих выборах, я полагаю, состав обновится более чем наполовину. Но это все предвыборная суета, она не должна отвлекать нас от исполнения наказов избирателей.

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.