Депутат-перевозчик Сергей Донских: главой Калининграда управляет Мухомор

Сергей Донских

Во вторник вечером калининградские частные автоперевозчики, контролирующие 70 процентов рынка городских перевозок, написали письмо президенту Путину с жалобой на действия городских властей. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» выяснил, что письмо появилось после совещания с участием перевозчиков и руководства Калининграда, которое прошло накануне. О мотивах, побудивших автобусников на такой шаг, как открытое противостояние с городскими властями, рассказал в телефонном интервью «Новому Калининграду.Ru» генеральный директор «БалтАвтоЛайна», депутат горсовета Сергей Донских.

 — Сергей Леонидович, почему вы решили написать это письмо? Не боитесь ли вы войны с городскими властями?

 — Терять нечего перевозчикам, какая разница… Здесь же вопрос в чем — перевозчики не против покупать новый транспорт. Вопрос в том, какой смысл проводить конкурс за две недели до вступления в силу 220 Федерального закона по транспорту, который начнет действовать 15 января 2016 года? Я за то, чтобы меньше тратить бюджетных средств. Поэтому в чем необходимость проводить конкурс по старому непонятному закону, где нормативные акты не выдерживают никакой критики? …

Ведь год назад мы продлевали договоры с перевозчиками решением Горсовета, аргументируя конкретно (и есть диктофонная запись) это тем, что мы ждем новый федеральный закон. Наконец-таки он вышел, мы его дождались, готовились к нему. А теперь за две недели хотят объявить конкурс по старым нормативным актам, чтобы заключить договоры на 1 год и 7 месяцев. Какой смысл? Какую цель преследует город Калининград? Или ему нужно просто «отмыть бабки» и потратить бюджетные деньги, народные деньги? Нам, что ли, больше некуда бюджетные деньги тратить? Вы посчитайте, сколько мы субсидий выделяем на «Калининград-ГорТрансу»! По 330 млн в год! За три года это больше миллиарда рублей! И что у нас сделано? У нас что, транспорт лучше стал? Дороги отремонтированы, трамвайные пути отремонтированы? Или опоры электрические перестали падать? Если бы частникам были выделены такие деньги, они бы давно приобрели новые автобусы…

 — Но ведь бюджет выделяет частным перевозчикам субсидии за перевозку льготников — в 2014 году было выделено 120 млн рублей.

 — Никто не выделяет перевозчикам, чтобы вы понимали. Это добрая воля перевозчиков, которые на сегодняшний день перевозят льготников. Проездной билет стоит 1200 рублей. Перевозчики перевозят за 500–600 рублей. Мэрия просто-напросто продает эти проездные за 300 рублей, а разницу в 200–300 рублей возвращает перевозчикам. Разницу между реальной стоимостью проездного в 1200 рублей и тем, что получают перевозчики, никто на себя не берет.

Мы говорим о том, что на сегодняшний день из бюджета можно не тратить ни копейки на перевозку пассажиров. Вышел новый закон, который определяет не менее пяти лет работы перевозчика. Под этот закон перевозчики сегодня в состоянии обновить подвижной состав. Каким образом? Есть федеральный закон об утилизации транспорта. То есть мы можем сдать старый транспорт, и это будет считаться первоначальным взносом при получении нового транспорта при гарантии работы пять лет. Понимаете, да? Когда договор на перевозку пассажиров на 1 год и 7 месяцев, ни одна компания, ни один банк не даст кредит перевозчикам. Стоимость автобуса — 8 млн рублей, и менее чем на пять лет нет смысла брать… Пять лет — это сроки окупаемости автобуса.

Есть новый федеральный закон! Перевозчики всего лишь хотят, чтобы все было по закону, понимаете? Всего лишь! Давайте выполним закон, проведем по нему конкурс. И давайте будем называть всё своими именами. У нас на сегодняшний день я не вижу, чтобы была новая маршрутная сеть. Куда мы торопимся? Она измененная, но не новая, там еще нужны доработки. Зачем торопиться? Наверное, это кому-то выгодно? Кто-то специально это все лоббирует и протаскивает?

_MG_3083.jpg

— Вы уже видели условия конкурса, который хочет провести городская администрация до вступления в силу нового закона? 

По данным источника в горадминистрации, совещание с участием перевозчиков во вторник вечером прошло в весьма накаленной обстановке, дело доходило до криков.

— Перевозчиков собрали. Прямо сказали, что лоты будут неравнозначными. Изначально для «Калининград-ГорТранса» и частных перевозчиков условия ставятся такими, что они будут неравноправными. Увеличение лотов. В один лот хотят сделать все-все самые рентабельные маршруты, а в другой — самые нерентабельные. Но так же нельзя. Давайте говорить, что раз мы идем на конкурс, значит, лоты должны составляться так, чтобы были и рентабельные, и нерентабельные маршруты. Как сейчас у нас — за счет рентабельных маршрутов перекрываются нерентабельные. Тут же создаются условия, чтобы перевозчики просто-напросто загнулись.

То есть городу не нужен частный бизнес. Его попользовали и выбросили. В своё время, когда необходимость была, перевозчики подставили плечо городу Калининграду. А сейчас пришел человек, который заинтересован в этом. Ему интересно купить новые автобусы… Более того, вы видели, каким образом бюджет принимается? Он обезличен. Там не прописано, на какие цели конкретно, куда расходуются деньги. Это что, правильно? Плюс зарплата нашего директора убыточного предприятия 140–150 тысяч. Давайте откровенно говорить — если у нас область, правительство Калининградской области заинтересовано в новых автобусах, они на основании нового федерального закона принимают нормативно-правовую базу. Областная Дума идет почему-то по этому пути — принимает закон, он вступает в силу с Нового года, и они создают условия, чтобы не вкладывать деньги бюджета, а областные перевозчики покупали новый транспорт. Почему у нас другая позиция у города Калининграда? Почему он так безрассудно, бесшабашно тратит бюджетные деньги?

 — Но мэр Александр Ярошук неоднократно говорил, что его достали перевозчики, потому что они не выполняют условия прежнего конкурса. У вас парк должен быть обновленный.

 — Давайте скажем так. Почему перевозчики не обновляют парк? Потому что продление договора было на один год.

 — А до этого? Вы же выигрывали конкурсы гораздо раньше!

 — Изначально было условие перекрестного субсидирования, и эти условия не позволяли перевозчикам обновлять парк. Потому что играла всегда политика, а не экономика. Если правительство Калининградской области поставило у себя (на областных маршрутах — прим. «Нового Калининграда.Ru») жесткие рамки и определило, что хочет видеть, то здесь изначально все эти три года город Калининград специально создавал такие условия, чтобы перевозчики не развивались. А сейчас что…

Ведь на сегодняшний день частные компании будут эффективнее гораздо работать, чем муниципальные… Соответственно, что сделано. В этих критериях (к новому конкурсу — прим. ред.), и это вчера было озвучено, хотят создать большие лоты, специально чтобы перевозчиков, у которых по 20 автобусов, выбить из «вмененки». Чтобы они были на равных с «Калининград-ГорТрансом». Соответственно что?

 — Понимаю, о чем вы хотите сказать. Что «Калининград-ГорТранс» получает субсидии из бюджета, а вы нет.

 — Более того. Сколько денег тратится на «Калининград-ГорТранс»? 330 млн. Сколько тратится из бюджета на частные перевозки? Ни копейки. Вопрос: зачем городу Калининграду содержать муниципальную компанию, убыточную изначально, если можно создать условия и потратить эти деньги на крыши, школы, детские сады, тротуары. Давайте посмотрим и сделаем проверку «Калининград-ГорТранса!» Элементарно! Почему у нас, когда депутат Тергубаев пытался организовать проверку «ГорТранса», сразу сняли его с комиссии по бюджету? Я попытался сейчас провести отчет «ГорТранса» за 2014 год, глава города даже не дал своих людей на комиссию — сорвал комиссию. То есть делается все, чтобы не допустить до «Калининград-ГорТранса». Я считаю, что раз что-то прячется, значит, там что-то есть? Если вы такие открытые — давайте, пожалуйста, проведем проверку, посмотрим целевое использование бюджетных средств.

Более того, если вы покупаете автобусы, пожалуйста, объясните народу о необходимости покупки данных автобусов за счет бюджета. Зачем? Если есть у нас организаторы перевозок, можно провести нормально конкурс по новому закону и не вкладывать ни одной копейки бюджетных средств. Перевозчики всего лишь навсего хотят провести конкурс по новому федеральному закону, который вступает в силу через 2 недели! Не нужно никаких переходных периодов и прочее — это все убаюкивание и красивые слова. Вы проведите конкурс по новому закону и у нас в городе Калининграде… Давайте тоже относиться с уважением к перевозчикам. Вот говорят, что они не покупают новых автобусов. А что, «Калининград-ГорТранс» купил их за свой счет? Он купил их за народные деньги — 8 млн один автобус. Более того, на сегодняшний день то, что перевозчикам должны за социальные проездные, все эти деньги оседают в «Калининград-ГорТрансе». Я позвонил Анатолию Евгеньевичу (Мухомору, директору МКП — прим. ред) и спросил, почему мне за три месяца деньги должны. Он сказал, что заплатил этими деньгами за лизинг… Ребята, о чем мы говорим? Это нецелевое использование! Почему мы тратим деньги перевозчиков на лизинг?

095331953786fefbd65316552ce4ba10.jpg

 — Каким образом ваши деньги проходят через «Калининград-ГорТранс»?

 — Мы открыли общий счет на базе «ГорТранса», чтобы все деньги, за которые граждане покупают социальные проездные билеты, там аккумулировались. Через них продажа идет проездных. И он должен их просто возвращать. А он не возвращает по три-четыре месяца, он всем перевозчикам должен. Ну так же не делается! И так из года в год происходит — эти деньги прокручиваются, проворачиваются. О чем это говорит? Тоже неправильный подход.

В среду мэр Александр Ярошук заявил о намерении поднимать вопрос о конфликте интересов в отношении Сергея Донских. 

В итоге получается, сейчас вот глава города выступил, что «БалтАвтоЛайн» или другие перевозчики не выполняют те или иные рейсы. Вы меня извините, у перевозчика есть 
какой-то определенный ресурс выполнять те или иные рейсы. Но если деньги «Калининград-ГорТранс» не платит по три месяца толком, за счет чего платить людям зарплаты, содержать аренду базы и прочее? Я если за аренду базы не заплачу, перевозчикам выставляется пеня в размере 3 процентов. Я мэрии деньги плачу. А мэрия должна перевозчикам. Так где справедливость? Почему изначально все несправедливо?

Я сегодня на горсовете элементарно пытался объяснить, кому, что, почему — давайте элементарно разберемся, перенесем конкурс. Почему областная Дума нормально подходит? Люди летали в Москву на консультацию…

Президент говорит открыто, чтобы не было конфликта интересов. Каким образом у нас тогда Мухомор — муж жены Светланы Борисовны, которая сидит в мэрии и распределяет все, что можно. Фактически она управляет городом. Это у всех на виду. И мы говорим о какой-то справедливости?

Давайте говорить откровенно — критерии нового конкурса прописываются конкретно под «Калининград-ГорТранс». Перевозчики пригнали автобусы… Они вчера сказали: «Александр Георгиевич. Вот „ПАП“ пригнал шесть МАЗов, „Вест-Лайн“»… А им ответили: а у вас нет кондиционеров, у вас только две двери… Соответственно, они изначально прописывают критерии под те автобусы, которые они покупают. Они даже говорят, что элементарно киловатты кондиционера будут учитываться. Тогда вопрос — какие новые автобусы вы ждете от перевозчиков?

В новом законе все прописано, чтобы все были в равных условиях. И на основании этого закона мы видим критерии. И можно будет в течение двух лет закупить новый транспорт, а старый обменять в рамках программы утилизации. Есть договоры…

Почему какие-то непонятные условия с лизинговыми компаниями, которая даже не имеет права продавать транспорт в лизинг? Куда смотрит антимонопольный комитет?

Вчера у нас «Зеленоградск-Транс» задал вопрос… У него 25 автобусов, и они новые. Он спросил, почему на лот выставляется 60 автобусов или 100 автобусов. Как он будет участвовать в конкурсе? Им говорит — есть 220-й закон, там есть простое товарищество. Так давайте дождемся закона и проведем конкурс на основании его норм! Давайте проводить по-новому! Зачем нам по-старому? Какая цель??? Я не могу просто понять, почему за две недели до выхода нового закона, которого мы все ждали год и к которому готовились, объявлять конкурс…

 — По всей видимости, городские власти хотят полностью контролировать ситуацию с перевозками, потому что на частников повлиять крайне сложно.

 — Да разницы нет. Вы поймите, что для перевозчиков выгоднее участвовать в конкурсе на основе нового закона, потому что там закон ставит всех в равные условия. И там не будет рентабельных или нерентабельных маршрутов. Потому что если будет регулируемый тариф… Пускай контролируют больше! Перевозчики согласны! Но там все маршруты будут равны, потому что будет расчет по пассажиро-километру либо по почасовой оплате. Тогда не будет гонок, не будет ничего такого, будет расписание… Перевозчики с этим согласны. Но сейчас-то горвласти хотят по-старому провести и рассчитывать исходя из количества перевезенных пассажиров. Рентабельные маршруты забрать себе… Вот она — коррупционная составляющая. Как перевозчики выживут? Изначально сейчас создаются такие условия, чтобы перевозчики загнулись за эти 1,7 года. Перевозчики изначально не успеют купить новые автобусы.

А у нас ищут, откуда бюджетные деньги снять — с «Водоканала» или просят у губернатора. Но губернатор еще не принял окончательное решение, потому что он понимает — зачем тратить деньги, когда президент призывает затянуть пояса… У нас столько проблем нерешенных в Калининграде, а мы просто-напросто разбазариваем народные деньги! Когда можно просто по новому закону провести конкурс, создать нормальные условия…

Вы понимаете, мы хотим по закону провести, а не по понятиям… По понятиям Мухомора, который управляет городом сейчас и главой города. Кому это выгодно, с какой целью делается? Это все красивые слова, что сейчас говорят, а надо смотреть между строк. Им, наверное, просто-напросто выгодно закупить автобусы по дорогой цене за счет бюджета. И где они деньги эти из бюджета берут? Сказали, что закупают из собственных средств? Убыточная компания, которая должна деньги перевозчикам, но платит проценты по лизингу? Вообще парадокс.

Понятно, что перевозчиков можно выставить в ненужном свете. Но я считаю, что есть более

В среду Донских написал заявление о сложении полномочий главы комиссии по развитию транспортного комплекса горсовета Калининграда. 

глобальные вопросы, которые необходимо решать в городе. Как область это делает, которая не тратит бешеных денег на закупку транспорта. А трамвай купили новый? Потратили миллион евро. Где он сейчас у нас? Не ходит. Почему не ходит? Потому что мост, по которому он ходит, не выдерживает его. И он простаивает уже полгода. И вы считаете, что это нормальное расходование бюджетных денег?

 — Можно уточнить? Встреча городских перевозчиков с городскими властями была вчера?

 — Да. И конкретно было заявлено, что создаются все условия, чтобы в городе не было частных перевозчиков.

_NEV2939.JPG

 — И именно после вчерашней встречи вы написали письмо?

 — Да, потому что перевозчики не согласны. Когда нужно было, они подставили плечо… А куда более 3 тысяч человек сейчас? На улицу? Это медики, механики, диспетчера, водители. Это штат людей, которые работали. Хорошо… А люди автобусы купили? Мы ищем инвесторов… Перевозчики что — не инвесторы? Зачем тогда так по-скотски обращаться? Мы хотели по новому закону обменять автобусы по программе утилизации. Теперь что? Мы выставим их на улицу, на площадь Победы. А куда еще девать? Давайте подойдем цивилизованно!

Ведь изначально все делается под Мухоморов. Я не исключаю, что они хотят загнать за бюджетные средства автобусы, а потом акционировать «Калининград-ГорТранс», изжив всех перевозчиков. Я знаю, что ходят слухи такие. Так что давайте смотреть между строк. Вот в чем выгода, потому что никогда не будет муниципальная компания работать эффективнее частной. Это все для того, чтобы тратить еще больше бюджетных денег.

Потому что, если будет регулируемый тариф, там будет четкое определение — обеспечение деньгами в бюджете. И тариф будет 25 рублей, но нам просто про это не говорят. Конечно, у перевозчиков будет пониже, но им это не нужно — это конкуренция. А они не хотят конкуренции, хотят окупать свои новые автобусы.

Перевозчикам терять нечего. Если конкурс будет проводиться по старому закону, мы вынуждены будем приостановить деятельность, потому что просто просим провести конкурс по новому закону. Ведь этот закон позволяет перевозчику, который выиграл конкурс и выполнил все условия, продлить дальше контракт без конкурса. Ведь мы все заинтересованы обновить парк. У меня уже есть договор с компанией, что в феврале мы меняем старые автобусы на первоначальный взнос. Это нормальный подход. Есть программа утилизации, в рамках нее выкупаются автобусы по 300–400 тысяч рублей, которые засчитываются как первоначальный взнос для покупки новых. И плюс, если мы покупаем новые автобусы с газомоторными двигателями, там тоже есть программа поддержки.

У нас все прописано! Дайте возможность нам все поменять. Не выбрасывать на мусорку старые, а давайте цивилизованно это сделаем. Почему у нас в Германии еще не ездят новые автобусы, мы что, богаче, чем в Германии? Почему у нас крайности какие-то? Нам говорят — судитесь. А пока будете судиться — сдохнете. Я считаю, что это просто-напросто кормушка для отмывания бюджетных денег. И, кстати, мы написали письмо не только президенту, но и прокурору, и губернатору.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Майтакова

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.