Донских vs Мухоморы: депутат пожаловался Путину на мэра, его зама и её мужа

Масштабное наступление властей Калининграда на бизнес главы комиссии горсовета по развитию дорожно-транспортного комплекса Сергея Донских натолкнулось на ожидаемое радикальное противодействие. Донских и его коллеги по бизнесу пожаловались Владимиру Путину на действия городских властей: мэра Александра Ярошука, его первого зама Светлану Мухомор и её мужа, возглавляющего МКП «Калининград-ГорТранс». В письме на имя Путина фигурируют такие термины, как «рейдерский захват», «травля» и «очернение», «расточительность» и «коррупция», «кормушка» и «отмывание миллиардов». В послание депутата и перевозчиков первому лицу государства внимательно вчитывался корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

О скором конце гегемонии коммерческих структур, аффилированных с главой комиссии горсовета по развитию дорожно-транспортного комплекса Сергея Донских на ниве пассажирских перевозок в областном центре, власти Калининграда заявляли не раз в последние месяцы.

Действующая сейчас заканчивается в 2014 году, и менять её раньше мы не можем, несмотря на то, что она плохая. Это правила игры, мы отыграли схему на 5 лет, ситуация в городе изменилась, но менять их нельзя. Мы рассчитывали, что частники отработают лучше, мы поставили в худшие условия муниципальный общественный транспорт — это была стратегическая ошибка, теперь мы пожинаем плоды. Но мы будем изменять схему, кроме того, на конкурс в 2014 году перевозчики должны будут выходить уже с обновленным подвижным составом.

Александр Ярошук, мэр Калининграда, октябрь 2012 года.

В частности, в середине ноября, в интервью «Новому Калининграду.Ru» мэр Калининграда Александр Ярошук сообщил, что «больше частных перевозчиков на маршрутах, где будут курсировать автобусы большого и среднего класса, не будет». Ошибочным решение отдать коммерческим перевозчикам большинство городских маршрутов мэр называл ещё в 2012 году, сразу после собственных успешных выборов. Тогда он заявлял, что власти города «рассчитывали, что частники отработают лучше» и поставили в заведомо худшие условия муниципальный общественный транспорт. «Это была стратегическая ошибка, теперь мы пожинаем плоды», — констатировал три с лишним года назад Ярошук. «Я даю слово, что в 2016 году вы увидите новые автобусы», — говорил спустя три года мэр.

Глава городского совета депутатов Андрей Кропоткин фактически повторял слова мэра. В большом интервью «Новому Калининграду.Ru» в конце ноября текущего года Кропоткин назвал практику распределения большей части маршрутов коммерсантам «порочной». «От неё пора отказываться, жизнеобеспечивающие функции должны выполнять муниципальные предприятия», — отметил Кропоткин. И задал довольно риторический вопрос: «Кто из частных перевозчиков на больших автобусах купил хотя бы одну новую машину? Я три года им говорил: вы допрыгаетесь до того, что вас просто выкинут из города». «Фракция транспортников» в горсовете, по словам Кропоткина, была «поставлена перед фактом».

В ходе расследования «Новый Калининград.Ru» выяснил, что ряд предприятий сдает маршруты в аренду частникам-одиночкам на старых автобусах. При этом городские власти считают, что в привлечении к маршрутам третьих лиц нет ничего незаконного. Отметим, что за перевозку льготников бюджет выплачивает крупным перевозчикам 120 млн рублей в год.

Факт был воспринят «фракцией транспортников» буквально. Перевозчики на данный момент «допрыгались» до письма на имя президента РФ Владимира Путина. Документ, находящийся в распоряжении редакции «Нового Калининграда.Ru», в первых строках сообщает, что предприятия, обслуживающие более 70 процентов рынка пассажирских перевозок, «возмущены и доведены до отчаяния» сложившейся в сфере этих перевозок ситуацией. Под письмом на имя Путина стоят подписи пяти руководителей транспортных предприятий: собственно депутата и гендиректора ООО «БалтАвтоЛайн» Сергея Донских, исполнительного директора ООО «Анюй» Александра Лавренчука, гендиректора ООО «ПАП» Виктора Фомина, гендиректора ООО «Вест Лайн» Сергея Макарова и гендиректора ООО «ЗеленоградскТранс 2» Сергея Блохова.

Авторы письма Путину однозначно называют сложившуюся ситуацию «рейдерским захватом», ведущим к монополизации сферы пассажирских перевозок муниципальным предприятием. «Более 5 лет в Калининграде создаются невыносимые условия для работы пассажирского автотранспорта», — говорят они о результатах конкурсов, в которых некогда одержали победу. Эти условия, по мнению перевозчиков, заключаются в требованиях мэрии обновить подвижной состав.

IMG_9117.jpg

Необходимость закупки новых автобусов кажется им невозможной при существующем тарифе. Он, напомним, составляет на сегодняшний день 18 рублей. «Тариф не дотируется из бюджета и является одним из самых низких в России», — отмечают авторы обращения к президенту. Отметим, год назад, в декабре 2014 года, глава транспортной комиссии горсовета и, по совместительству, директор компании «БалтАвтолайн» Сергей Донских утверждал, что закупке нового транспорта препятствует ситуация на валютном рынке. «Говорить сейчас о закупке нового транспорта в данный момент, я считаю, нецелесообразно, хотя и не запрещено никому. Но в условиях нашей экономики, при таком евро и при нашем рубле, это очень тяжело, — пояснял тогда депутат. — Мы же видим, у нас „МАНы“, „Мерседесы“ в основном работают. И сейчас уже одно колесо стоит порядка 24–27 тысяч рублей».

Кроме того, говорится в обращении, администрация города «в пожарном порядке» намерена разыграть на конкурсе право осуществления пассажирских перевозок на основе документации 6-летней давности, но при этом с использованием новой маршрутной сети. Эта сеть, отмечают авторы письма Путину, «создана за две недели» и «весьма далека от маршрутной сети, на разработку которой специалистами НИИ из Санкт-Петербурга было потрачено 3 года и 24 млн рублей народных денег».

Напомним, по словам городских властей, новая маршрутная сеть предполагает радикальное сокращение как числа маршрутов, так и количества работающих на них автобусов. Так, по словам главы горсовета Андрея Кропоткина, в связи с изменениями маршрутной сети вместо 70 остаётся лишь 50 маршрутов. «Уверен, что когда эта сеть заработает, должен быть новый подвижной состав, другого выхода нет», — говорил в конце ноября Кропоткин.

_MG_3087.jpg

Насчёт транспорта, впрочем, ситуация несколько иная, ранее отыгранные контракты были распределены в значительной степени по коммерческим перевозчикам. Правда, эта практика оказалась порочной, от неё пора отказываться, жизнеобеспечивающие функции должны выполнять муниципальные предприятия.

Глава горсовета Калининграда Андрей Кропоткин, ноябрь 2015 года.

«Мы не понимаем, чем не устраивают администрацию частные перевозчики», — задают риторический вопрос подписанты письма Владимиру Путину. По их мнению, корень проблемы кроется в конфликте интересов внутри семьи Мухомор. В настоящее время МКП «Калининград-ГорТранс» возглавляет Анатолий Мухомор, его супруга Светлана Мухомор занимает должность первого заместителя главы города. Которым, в свою очередь, является Александр Ярошук. При этом в письме перевозчиков Путину Светлана Мухомор названа «советником и правой рукой мэра города». Информации об изменении должностного статуса Светланы Мухомор у редакции «Нового Калининграда.Ru» по состоянию на вечер вторника нет, на сайте мэрии она также фигурирует в должности первой замглавы мэра.

Отметим, сложная ситуация в семье Мухоморов является предметом пристального интереса как надзорных ведомств, так и общественных антикоррупционных структур уже не первый год. Так, в ноябре 2013 года прокуратура области нашла конфликт интересов в этой ячейке общества. Причиной тому послужило обращение руководителя региональной приемной общественной организации «Трансперенси Интернешнл-РФ» Ильи Шуманова. Прокуратура потребовала принять меры в ситуации со Светланой Мухомор (на тот момент первого заместителя главы администрации Калининграда Александра Ярошука), в подчинении которой работал ее муж, возглавляющий МКП «Калининград-ГорТранс».

В итоге приключилась забавная рокировка. Мухомор покинула свой пост, но тут же заняла должность первого заместителя главы города. По стечению обстоятельств им к тому моменту также являлся Александр Ярошук.

Однако, по словам начальника правового управления мэрии Галины Варфоломеевой, новая должность имела сугубо «представительские полномочия», в которых не было признака конфликта интересов. Тем не менее, потенциальный конфликт интересов в семействе Мухоморов даже стал предметом рассмотрения в суде. Суд Центрального района в июне прошлого года не нашёл подтверждения тому, что Светлана Мухомор нарушила закон о противодействии коррупции.

Лизинг на пять лет 30 белорусских низкопольных автобусов для «Калинининград-ГорТранса» обошёлся муниципальному бюджету в 394 млн рублей. Поступить данный транспорт в Калининград должен в течение месяца. Использоваться он будет на маршрутах общественного транспорта.

Перевозчики утверждают, что на развитие МКП (авторы письма упорно называют его МУПом) «Калининград-ГорТранс» из бюджета области ежегодно тратится не менее 340 млн рублей. Не менее важное место в письме перевозчиков Путину уделяется и вопросу обновления подвижного состава. Напомним, в августе нынешнего года городская администрация получила в лизинг 30 новых низкопольных автобусов «МАЗ». Автобусы были получены на пять лет, за это бюджет заплатил 394 млн рублей. Данную сделку перевозчики во главе с депутатом называют не иначе как «коррупционной»; по их мнению, переплата по лизингу составит около 100 процентов. «Хотя на сайте любой лизинговой компании легко проверить по лизинговому калькулятору, что переплата за аналогичный период будет максимум 51 процент», — констатируют перевозчики.

Подобной «расточительности», по их мнению, нет оправдания. Кроме, возможно, намерения четы Мухомор акционировать транспортное предприятие с обновлённым за бюджетный счёт подвижным составом. «Все вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод, что в этих деяниях присутствует обычная коррупция», — говорится в обращении к Путину.

_NEV9670.JPG

Стоит отметить, что деятельность транспортной компании, принадлежащей депутату городского Совета Сергею Донских, только за последний год неоднократно являлась предметом пристального интереса надзорных органов. В частности, в октябре 2015 года прокуратура Ленинградского района Калининграда нашла массу нарушений в сфере трудового законодательства в ООО «БалтАвтоЛайн». В конце сентября нынешнего года руководство компании также привлекалось к административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда. По мнению прокуратуры, 50 процентов автобусов компании перед выпуском на линию имели неисправности.

Результатом крика души калининградских перевозчиков, судя по подписанному ими документу, должна стать проверка со стороны федеральных контролирующих органов. «Проверки местных органов не дают результатов, — пишут авторы обращения. — Остановите беззаконие и отстраните заинтересованных лиц от „кормушки“. Пора прекратить отмывание миллиардов через МУП „Калининград-ГорТранс“».

В случае если конкурс на обслуживание городских маршрутов будет объявлен до вступления в силу ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перевозчики угрожают акциями протеста. «Вплоть до приостановки транспорта», — подчёркивают они. Транспортная война в этой ситуации выглядит неизбежной. Вопрос лишь во времени и средствах. Транспортных.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.