Снег проблем: в «Чистоте» рассказали, что им мешает содержать город в порядке

Все новости по теме: Снег и ЖКХ

Первая после новогодних каникул неделя началась для калининградцев с обильного снегопада, гололеда, аварий и заявлений властей, что они делают все, чтобы устранить последствия разгула стихии. В пятницу МП «Чистота» пригласила к себе в гости представителей СМИ и председателя городского Совета депутатов Андрея Кропоткина, чтобы рассказать о проблемах, которые могут привести к транспортному коллапсу в случае повторения погодных катаклизмов зимы 2010–2011 годов. «Новый Калининград.Ru» побывал на этой встрече и услышал о тех же сложностях, с которыми сталкивалось предприятие и 10 лет назад.

Производственная база, боксы, стоянка для техники, площадка для хранения пескосоляной смеси, которыми располагает МП «Чистота», встречали журналистов картинками из 1990 — начала 2000-х годов. Традиционная ситуация для среднестатистического муниципального коммунального предприятия. Нет средств для обновления автопарка и выплаты достойной заработной платы, а сам штат дворников не доукомплектован на треть, дорогие запчасти, старые машины. Об этом вам расскажет, наверное, руководитель любого аналогичного предприятия в стране. В Калининграде роль констатирующего проблемы безденежья и отсутствия перспектив выпала главному инженеру МП «Чистота» Александру Селю.

«По нормативу улицы города должны быть полностью убраны в течение шести часов после завершения снегопада. Мы делали расчет, в соответствии с которым для того, чтобы выдерживать этот ГОСТ, нам необходимо увеличить свой автопарк в 3–4 раза. Для этого нужно как минимум 100 миллионов рублей. Для того чтобы полностью соответствовать всем нормам, потребуется все 400 млн рублей», — рассказал он журналистам.

картинка для снега.jpg

Вывод о готовности предприятия к суровым испытаниям многочасовыми снегопадами сделал за главного инженера «Чистоты» председатель горсовета Андрей Кропоткин: «Получается, если снег будет идти не как сейчас, а, например, 10 часов, то город встанет, мы его будем убирать несколько дней, город встанет. Сейчас предприятие находится на начальном этапе своего становления. У него есть минимально необходимое количество техники. Вам просто везет, если честно», — констатировал Андрей Кропоткин.

Констатировал он и то, что если дороги в городе хоть как-то убираются, то тротуары в основном очищаются «народным» способами.

«Они просто не убраны. Где необходимо, горожане протаптывают дорожки сами. То же и с подходами к остановкам. Это никуда не годится», — отметил глава городского Совета депутатов.

Александр Сель не стал отпираться и утверждать, что Андрей Кропоткин увидел единственный неочищенный участок тротуара. «Да, сегодня это так. Это происходит из-за

В понедельник директор МП «Чистота» рассказала, что на дороги для уборки улиц было выведено 37 единиц техники. Всего в распоряжении предприятия имеется 70 уборочных машин.

того, что у нас элементарно не хватает людей. На треть штат дворниками не укомплектован. Если летом и осенью мы как-то справляемся с уборкой проездов, тротуаров, то зимой встает большая проблема кадров. Никто не хочет идти работать за 10–12 тысяч рублей. Вставать в 4 утра, в 5 утра быть на работе и заниматься тяжелым физическим трудом. Поэтому сейчас мы выходим из ситуации за счет мобильных бригад, которые посылаем на самые сложные участки», — отметил главный инженер предприятия.

В ответ на вопрос, можно ли дворникам брать 1,5 — 2 ставки для увеличения своего заработка, Александр Сель ответил положительно: «У нас есть такие примеры, когда люди берут большое количество участков, выходит на 1,5–2 ставки. Но мы строго контролируем качество уборки территории, чтобы не получилось так, что люди не выполняли свои обязательства».

Другим способом решения этой проблемы могла бы стать закупка надежной современной и многофункциональной техники. «Одна машина стоимостью 9–10 млн рублей может заменить до 50 дворников. Эта цифра условная, но близка к реальности. Мне легче обучить одного оператора-тракториста, чем контролировать десятки дворников. Хотя от их труда мы не уйдем. Есть места, участки, где их труд востребован и по-другому не справиться. Сейчас мы занимаемся расчетами, о которых попросил на последнем совещании глава города Александра Ярошук», — сообщил главный инженер МП «Чистота».

Другой насущной проблемой, по словам Александра Селя, является износ имеющейся техники и большие затраты на поддержание ее в рабочем состоянии. «Мы замучились чинить эти курганские установки. За год три раза вызывал специалистов с предприятия-производителя для устранения поломок. Меня уже в Кургане ненавидят из-за этого. Но эту технику не мы покупали, ее нам предоставило областное правительство. Много тратится средств на запчасти для ремонта „ЗИЛов“. Завода уже нет, а мы такую технику еще эксплуатируем. В год тратим на запчасти около 20 млн рублей. Если бы была более современная, то и затрат было бы меньше, и эффективность больше. Например, с той, что на базе „Вольво“, нареканий нет, работает как часы», — посетовал Александр Сель возле злополучной курганской установки.

Показал он во время посещения производственной базы предприятия и те самые «ЗИЛы», а также давно устаревшие пескоразбрасывательные машины. «Их придумали двадцать лет назад, они очень неэффективные. Современные позволяют более точно и экономно разбрасывать антигололедную смесь. К тому же они универсальные. Покупается одно шасси и три комплекта оборудования на все сезоны. Экономия существенная», — поделился своими соображениями главный инженер МП «Чистота».

Доводы эти председатель горсовета Андрей Кропоткин посчитал разумными. Однако признал, что на закупку более современной техники в бюджете Калининграда средств нет. «Со своей стороны мы понимаем масштаб проблемы. Будем готовить письма и обращаться к губернатору Калининградской области с просьбой о выделении денег на закупку новой техники. С другой стороны, в том, что не хватает дворников — это недоработка руководства предприятия. Вашей операционной работой никто заниматься не будет. Нужно лучше искать. Для меня было большим открытием, что штат постоянно не укомплектован почти на треть. Говорят, что безработица, а здесь больше ста вакансий есть», — отметил Андрей Кропоткин.

Нехватка персонала и техники для уборки города давно уже не является новостью для городских властей. Идти на кардинальные меры и допускать до этой важной социальной услуги частные компании горвласти и депутаты пока не намерены.

«Знаете, здесь не все так однозначно. Но предопределенности какой-то, что в Калининграде убирают от снега только муниципальные предприятия, этого нет. Правда, это не тот вид деятельности, который был бы интересен бизнесу. Поднять такие объемы, привлечь финансирование желающих нет, и давно».

Андрей Кропоткин, председатель городского Совета депутатов

Переменчивая калининградская погода, «мягкие зимы» пока оставляют возможность депутатам и руководству муниципальных предприятий для таких общих разговоров и рассуждений. Первый снегопад, который продлится больше 24 часов, подобный подход к решению городских коммунальных проблем оставит в прошлом.

Как только Калининград действительно «встанет» в многокилометровых и многочасовых пробках из-за неубранных улиц, муниципальные и региональные власти вынуждены будут вспомнить и про лизинг, и про кредиты на покупку техники, и про государственно-частное партнерство, и про необходимость создания конкуренции на рынке коммунальных услуг с ясными и прозрачными правилами игры на нем.

Пока же остается восторгаться примерами Санкт-Петербурга и Москвы, где во время серьезных снегопадов на улицы выходят нужное количество, но и современной техники. Ну, и еще, пожалуй, «молиться» на хорошую погоду и писать письма во все инстанции.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»




Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.