Необременительное решение: как Облдума региональный «Платон» одобряла

Фото — Алексей МИЛОВАНОВ, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Сбор с дальнобойщиков

В понедельник в Калининградскую областную Думу поступила на рассмотрение инициатива депутатов законодательного собрания Краснодарского края о распространении норм системы сбора средств с большегрузов «Платон» на региональные дороги. Несмотря на отпуска и затишье перед началом предвыборной кампании, большинство народных избранников высказались по поводу этого законопроекта. «Новый Калининград. Ru» выслушал их мнения и узнал для чего депутаты голосуют за не особо проходные инициативы.

Подмахнули

Появление обращения заксобрания Краснодарская края не стало новостью для калининградских депутатов. Накануне федеральные СМИ написали о том, что подобные письма были уже направлены в парламенты Нижегородской, Калужской, Ленинградской областей. Сам законопроект был внесен в Государственной Думу также на прошлой неделе.

Суть поправок к закону «Об автомобильных дорогах», которые просили поддержать краснодарские депутаты, сводился к тому, что в регионах должен быть запущен аналог системы «Платон». Собранные за проезд деньги предлагается направить в региональные бюджеты.

В регионах идею Краснодарского края поддержали. За распространение действия «Платона» на дороги регионального значения выступили представители региональных парламентов Новосибирской, Нижегородской, Новосибирской, Ленинградской областей. По предварительным оценкам властей той же Нижегородской области, введение регионального аналога «Платона» сможет принести в бюджет субъекта дополнительно 1 млрд рублей.

По мнению губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, после введения системы «Платон» на федеральных трассах возрастёт нагрузка на местные дороги, так как транспортные компании перенаправят свои грузовики туда. «Наши (региональные) дороги изначально были спроектированы на меньшие нагрузки и могут быть очень быстро разрушены, если мы не будем этот процесс контролировать. В весенний период, когда грунты еще слабые, а грузовики перевозят по 40–60 тонн инертных материалов по нашим дорогам, это разве нормально? Поэтому система взимания сборов за пользование большегрузными машинами автотрасс „Платон“ должна быть расширена на региональные дороги», — рассказал он федеральным информагентствам еще в декабре.

_NVV9330.jpg

Для привлечения внимания

На этой неделе очередь высказаться по поводу регионального «Платона» пришла депутатам Калининградской областной Думы. Из-за того, что все плановые заседания комитетов и самой Думы прошли еще в июне, выразить позицию по поводу идеи заксобрания Краснодарского края депутаты могли только заочно.

Как объяснил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» председатель комитета по экономической политике Александр Никулин, этот законопроект изначально был направлен комитету по бюджету, налогам и финансам. «Такая практика. Законопроекты рассматриваются тем комитетом, к функционалу которого эта инициатива имеет непосредственное отношение. Поэтому этот был отписан в бюджетный», — уточнил Александр Никулин.

По словам Никулина, эту инициативу он поддержал, хоть и осознавал, что она не имеет никаких перспектив быть утвержденной новым составом Государственной Думы. «Да я поддержал поправки, которые предложили в законодательном собрании Краснодарского края. Но я понимаю, что в том виде, в каком к нам поступил законопроект он точно не пройдет в Государственной Думе, он очень сырой. Но чем больше региональных парламентов его поддержат, то больше вероятность, что на него обратят внимание в Государственной Думе. Этот законопроект только повод для дискуссии на важную тему ремонта дорог регионального значения», — пояснил депутат.

Его коллега по комитету Александр Мусевич еще не получил документы для заочного голосования по этому обращению. «Мы ещё этот вопрос на комитете не обсуждали, в голосовании я не участвовал. Но у меня есть своя позиция по этому вопросу. С „Платоном“ или еще как-то, но нужны специальные фонды, за счет средств которых ремонтировались бы дороги областного значения. Сейчас большегрузы, объезжая трассы федеральные, разбивают региональные дороги. В чем тут справедливость?», — заявил депутат.

«Нельзя сказать, что в дорожное строительство региона не вкладываются средства. Наоборот, дороги, путепроводы, развязки строятся, но за счет федеральных средств, в том числе и в рамках программы подготовки к Чемпионату мира по футболу. Но нельзя забывать о подводящих путях, региональных дорогах. Поэтому нужно остроумное, необременительное решение для транспортных и логистических компаний, чтобы в итоге это не сказалось и на потребителях», — отметил Александр Мусевич.

Не столь оптимистична и дипломатична в своих оценках предложенной инициативы была член бюджетного комитета Алла Войтова. Она выступила с резкой критикой распространения «Платона» на региональные дороги.

«Я изначально была категорически против введения платы за проезд большегрузов по федеральным трассам, потому что знала, что это приведет к повышению цен на продукцию, тарифы на перевозки. Здесь также была однозначно против, когда поступила в Облдуму инициатива законодательного собрания Краснодарского края. Авторы законопроекта утверждают, что это важно, потому что собранные средства позволят восстанавливать дороги, разбитые большегрузами. Но это благие цели, прикрытие, в итоге новый сбор приведет лишь к дальнейшему росту цен для конечного потребителя», — рассказала «Новому Калининграду.Ru» Алла Войтова.

Она также отметила, что не знает, как проголосовали остальные члены комитета. «Я не знаю, голосование было заочным. Но когда отдавала свой опросный лист, то видела, что эту инициативу не поддержал только коллега Евгений Ган», — уточнила депутат.

Председатель бюджетного комитета Валерий Фролов не смог оперативно прокомментировать результаты заочного голосования и свою позицию по данному вопросу. «Сейчас у меня нет времени, не могу с вами разговаривать»,- сказал депутат, находящийся на каникулах. Заместитель председателя областной Думы Сергей Юспин и вовсе оказался в среду недоступен для комментариев. Хотя, по информации Аллы Войтовой, именно у Юспина должен быть итоговый протокол, в котором отражены результаты заочного голосования.

0009-2683.jpg

Нерешающий голос

Скорее всего, голосов положительных, одобряющих предложение депутатов Краснодарского края в нем будет большинство. Ведь ещё в конце прошлого года за введение регионального аналога «Платона» выступил губернатор Калининградской области Николай Цуканов.

«Необходимо комплексное решение. Нужно посчитать, во что это выльется, эти потери. Нужно думать, как их компенсировать. К тому же система „Платон“ уже работает, приносит деньги. Необходимо рассмотреть возможность такой системы для региональных дорог. Потому что региональные дороги будут разбиваться со скоростью звука. Все машины, теоретически, могут пойти по ним. Мы здесь готовы что-то делать, обсуждать и поддержать предложение калужского губернатора в этой части», — отметил губернатор.

Уже в июле, комментируя инициативу депутатов Краснодарского края, он подтвердил свое желание пополнять региональную казну за счет дополнительных сборов с большегрузов, пользующихся дорогами областного значения. «Мы знаем, что внесен закон в Госдуму, предусматривающий внедрение системы „Платон“ на региональных дорогах. Это поможет нам собрать деньги на дороги, тротуары, освещение, знаки и обеспечение безопасности», — сказал глава региона в прямом эфире ГТРК «Калининград».

В этой же реплике главы региона прозвучала досада по поводу нерадивых перевозчиков, которые уже не предположительно, но точно «со скоростью звука» разбивают региональные трассы. Если в декабре он только выступал с предположением, то в июле он констатировал саму проблему.

Это при том, что одновременно с запуском системы «Платон» заработал пункт весового контроля на трассе Калининград-Нестеров. Однако большегрузы научились его объезжать, минуя не только пункт контроля, но и рамку «Платона». О том, что ему известны эти махинации, Цуканов говорил в феврале. Признался он в этом и в прямом эфире в июле.

«Я знаю об этой проблеме. Когда вступила в действие федеральная программа „Платон“, калининградские водители ушли с федеральных трасс и перешли на региональные. Сейчас они „убивают“ наши трассы. Помимо того, что это риск для жителей региона и наших детей — грузовые машины уходят в Гурьевский район с федеральной трассы», — сообщил губернатор Николай Цуканов.

Помогла вспомнить первому лицу региона об этой мелочи жительница Низовья, которая перед камерами пожаловалась на действия перевозчиков. По её словам, грузовики едут через поселок в обход федеральной трассы, в итоге местным жителям стало опасно переходить дорогу, а детям добираться в школу — их приходится встречать учителям. В ответ на это получило традиционное губернаторское «надо разобраться».

Помимо этой проблемы, Николаю Цуканову нужно будет разобраться, где найти средства в региональном бюджете на ремонт областных дорог сейчас, пока нужные поправки не одобрит новый созыв Госдумы. На дополнительные средства из федерального центра, собранные в рамках системы «Платон», Калининградской области не приходится. Регион не попал в перечень тех субъектов федерации, которые получат финансирование из этого источника.

Не стоит рассчитывать региональным и муниципальным властям и на средства дорожных фондов, пополняемых за счет акцизов на топливо. В том же Калининграде все деньги, собранные в дорожном фонде за полтора года, было решено направить на реконструкцию Высокого и Деревянного мостов.

Поэтому депутатам и губернатору региона приходится хвататься за краснодарские законотворческие соломинки. Все прекрасно понимают, что их поддержка не добавит в обозримом будущем средств на всё дальше откладывающуюся стройку обхода Черняховска. Но этого никто и не обещал. Главное в условиях безденежья и перевернутой системы межбюджетных отношений привлечь внимание к проблеме.

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.