Итоги года-2010: Нам бы в небо

Все новости по теме: Итоги года-2010
Итоги года-2010: Нам бы в небо
Вне зависимости от того, ползать мы рождены или летать, каждому из нас хоть иногда, но приходится пользоваться общественным транспортом. И как бывает печально, когда желания не совпадают с возможностями. Все то, что, так или иначе, затрагивало в уходящем году каждого калининградца, пользующегося общественным транспортом, в обзоре "Нового Калининграда.Ru". 

Льготный полет
Когда-то давным-давно в Калининграде существовала своя авиакомпания. И уж сколько бы пассажиры не ругались на сервис, возраст «боингов» и задержку рейсов, летать за небольшие суммы было все равно приятно. Теперь ситуация стала прямо противоположной: ведущие авиакомпании России могут предложить и неплохой сервис, и вполне сносные самолеты, да вот только платить за это счастье приходится дорого. На самом высшем уровне области и даже страны об удивительно подорожавших перелетах в большую Россию заговорили в конце весны-начале лета. Сам полномочный представитель президента РФ в СЗФО Илья Клебанов ужаснулся средней ценой до Москвы в эконом-классе в 10 тыс рублей и пошел обсуждать это с Минтрансом.

Потом выяснилось, что из-за высоких цен область недосчиталась приличного числа туристов. Региональный министр транспорта и развития инфраструктуры Александр Рольбинов, ознакомившись со свеженьким анализом цен на авиабилеты в Москву и Питер, пришел к выводу, что ситуация просто абсурдна и объявил, что Клебанов должен разобраться с ценами в течение 10 дней.

Решение пришло даже быстрее, через 4 дня. Именно тогда заговорили о субсидировании авиабилетов для жителей Калининградской области по примеру Дальнего Востока, в результате чего цены на авиаперелеты должны были сравняться с ценами на ж/д переезды. Еще через несколько дней Клебанов бил челом перед премьером Путиным и клялся-божился, что иного выхода, кроме как помочь авиаперевозчикам субсидией, просто нет.

Вопрос, почему же цены на авиабилеты так резко подскочили и нет ли здесь необоснованного завышения, пришел в голову далеко не всем. Он лишь мельком проскочил среди прочих мыслей у Георгия Бооса, восседавшего в то время еще в губернаторском кресле, да воплотился в административное дело антимонопольной службы. Пока высшие федеральные чины обсуждали, за чей счет субсидировать расходы авиаперевозчиков, ФАС искала подвох. В итоге дела были возбуждены в отношении ГТК "Россия" и "Аэрофлота", занимающих доминирующие положения по перевозкам в направлениях Санкт-Петербурга и Москвы.

Тут сразу "виновники торжества" стали объявлять о продаже "льготных" билетов (5900 рублей у "Аэрофлота" и 4800 - у "России", и все это в одну сторону), которых, конечно же, на всех не хватало. Льгота, вообще, слово магическое, потому все больше компаний и чиновников пытаются им загипнотизировать ворчливый народ. Не так давно правительство области объявило об аттракционе неслыханной щедрости компании "Скай Экспресс" и назвало льготной цену до Москвы (в одну сторону, конечно же) в 3 тысячи рублей. Калининградцы опять зароптали, высказала свое "фи" даже занимавшая тогда пост и.о. министра промышленности Марина Друтман, на что усатый заместитель гендиректора "Скай экспресс" Андрей Егоров назвал пассажиров, несколько лет летающих британской Ryanair за 10 евро в одну сторону, "жертвами пиара".

В общем, пока известно лишь то, что в 2011 году волшебное слово "льгота" на авиабилеты будет действовать для молодежи до 23 лет и для пенсионеров после 60. А в 2012 такое счастье, по словам Путина, может ожидатькаждого калининградца. Чтобы в самолетах нашлись бюджетные места, авиаперевозчикам, летающим по маршруту Калининград-Москва и Калининград-Санкт-Петербург, из федерального бюджета, наполняемого налогами, будут выделены субсидии – 738 млн рублей на 2011 год. За это компании будут возить в Москву за 3600 рублей, а в Питер - за 3300 рублей.

Кстати, "Аэрофлот" и "Россия" все-таки были признаны нарушителями антимонопольного законодательства. Нарушение выразилось в завышении цен на перелеты в Москву и Санкт-Петербург. Не помогли даже объяснения, что несчастные компании в целом за год терпят большие убытки. Размеры штрафов пока не определены, но вероятнее всего суммы будут шести, а то и семизначными. 

Клонировать "КД авиа" 
Говоря о ценах на авиабилеты, нельзя не вспомнить грандиозное предложение в стиле Остапа Бендера: находящийся под следствием бывший исполнительный директор "КД авиа" Леонид Ицков предложил скинуться на создание аналога калининградской авиакомпании, ныне официально считающейся банкротом. Ицков прямо заявил, что для создания "народной" компании ему нужен 1 млрд рублей и пригласил бывших работников "КД авиа" к сотрудничеству, создать некое "некоммерческое партнерство".

Росавиация, правда, не поддержала инициативу, посчитав, что в России достаточно авиакомпаний, которые могли бы связать Калининград с другими городами нашей необъятной страны. Ранее, кстати, подобное предложение озвучивал и Георгий Боос, правда ему было достаточно для создания "лоукостера" 700-800 млн рублей. Но, увы, Минтранс тогда тоже не прислушался к доводам "федерального проходимца".

Впрочем, после прихода в наш регион "Авиановы" самолетно-льготные страсти как-то поутихли. Еще больше радости принесло возобновление рейсов из Калининграда польской авиакомпании LOT, а также прилет в калининградское небо перевозчика "АэроСвит", связавшего регион с Одессой и Симферополем. Также с июля открыла рейс Ташкент-Калининград авиакомпания «Узбекистон Хаво Йуллари». Видимо, по многочисленным просьбам трудящихся.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы 
Но вернемся с небес на землю. Тем, кто был рожден исключительно ползать, тоже нужны средства передвижения. Такие, например, как поезда, бороздящие просторы страны.

Не мало шуму, и даже, в некотором роде, паники, наделала в этом году Калининградская железная дорога, решив сократить пару-другую пригородных поездов и оставив, таким образом, жителей различных селений без возможности добираться до цивилизации. Оно, конечно, понятно: порядка 600 млн убытков ни одно ОАО терпеть не будет. Вот и заговорило руководство компании-монополиста об отмене 4 поездов в Зеленоградском и Светлогорском направлениях.

Глава КЖД Иван Беседин тогда даже заявил, что ответственность за решение убрать электрички совсем, сократить или сохранить их ляжет на плечи депутатов областной Думы. Мол, поддержка регионального железнодорожного транспорта входит в компетенцию властей, и все тут. Поэтому пришлось правительству области пообещать компенсировать часть убытков от перевозки людей.

Однако, несмотря на то, что поезда еще даже не успели отменить, ФАС быстро возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства. Руководство КЖД потом пересмотрело план сокращения, убрало 19 парпоездов, сохранив при этом жизненно важные маршруты и время курсирования, но ФАС оставалась непреклонной и влепила штраф: 2,6 млн рублей. Впрочем, на перевозчике это никак не отразилось: железная дорога обжаловала "незаконное" решение, и суд признал ее правоту.

Решив проблему с ФАС, затянув пояс на своем собственном содержании на 198 млн рублей и договорившись о компенсации убытков, КЖД, от греха подальше, передала пригородные перевозки только что образованной РЖД "Калининградской пригородной пассажирской компании" с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. Теперь все субсидия из облбюджета на погашение убытков, а также "лишние" несколько миллионов, заработанные на повышении цен на билеты на 20%, уйдут именно туда.

Ну, и наконец, про транспортную сеть Калининграда. В уходящем году власти города и сотрудники ГИБДД решили, что пора бы что-то уже поменять, и взор их упал на автобусы и маршрутки. Были сокращены автобусы малой вместимости, якобы, чтобы избежать роста цен на билеты, переписаны номера маршрутов, убрана часть транспорта с Ленинского проспекта. Власти даже обязали перевозчиков до мая этого года установить во всех автобусах спутниковую систему навигации, а также переодеть водителей и кондукторов в униформу.

Как жаль, что большинство прожектов остались только в памяти журналистов да в красивых мечтах чиновников. Новая маршрутная сеть так и не принесла городу чувства облегчения, в большинстве автобусов так и не объявляют остановки, а кондукторы если и видели специальную рабочую форму, то только у некоторых коллег, работающих на пригородных направлениях. Поговаривают, что даже сам начальник транспортного управления Андрей Носонов признал новую маршрутную сеть, мягко говоря, не совсем удачной. Хорошо, что хоть тариф в 10 рублей сумели отстоять.

Какие еще новшества подготовили для пользователей воздушного и наземного общественного транспорта местные чиновники, "Новый Калининград.Ru" обязательно расскажет, а, по возможности, и покажет, но уже только в следующем году.

Текст - Мария БОЧКО, фото из архива "Нового Калининграда.Ru".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.