Страх тотального контроля: чем грозит Калининграду погранзона с Белоруссией

Фото — depositphoto.com
Все новости по теме: Граница

На этой неделе с российско-белорусской границы вновь начали поступать тревожные вести. На этот раз проблемы начались с приказа ФСБ об установлении погранзон в трех российских регионах. Четвертой областью, затронутой новым выяснением братских отношений между Москвой и Минском, может оказаться наш полуэксклав. Пока ожидания и реакции самые противоречивые — от успокаивающих пассов региональных властей до близкого к панике состояния грузоперевозчиков.

Что вообще происходит? Если коротко, Россия и Белоруссия, кажется, опять поссорились. В январе братская республика ввела 5-дневный безвизовый режим для граждан 80-ти стран (включая США), что полезно для развития туризма, но вредно для отношений с Москвой. Выждав месяц (за который Россия успела начать проверку паспортов на авиарейсах из Минска), она ответила приказом ФСБ установить пределы погранзоны вдоль российско-белорусской границы. Погранконтроля, заметим, не было с 1995-го. Президент Белоруссии Александр Лукашенко счел это решение «политическим выпадом», ответил угрозами продлить безвизовый режим для иностранцев, а для комплекта заявил, что в случае чего республика вполне обойдется без российских нефти и газа, и почему-то пригрозил уголовным делом главе Россельхознадзора.

А с границами что? Согласно приказу ФСБ, режим погранзоны будет введен во всех трех приграничных с Белоруссией областях — Псковской, Смоленской и Брянской. В приказе имеются точные координаты пограничных зон и содержится требование «установить места и время въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону; организовать установку предупреждающих знаков на въездах в пограничную зону». При этом в Кремле советуют не путать пограничную зону и пограничный режим (режим в погранзоне устанавливается отдельно и может быть самым разнообразным), утверждают, что установлены только сами зоны, касаются они исключительно посещающих эти регионы граждан третьих стран и это никак не отразится на обладателях белорусских и российских паспортов.

Хорошо, а при чем тут калининградцы? По словам главы международного агентства Аллы Ивановой, пока ни при чем, так как к транзитным поездкам погранзона не имеет никакого отношения. «Вы по дорогам общего пользования должны проезжать даже без осознавания того, что вы едете через погранзону. Пока не вижу в этом проблем для калининградцев. Как оно там дальше будет развиваться? В принципе, на границе между Россией и Белоруссией нет ни одного пункта пропуска. То есть, по-хорошему, ее могут пересекать только россияне и белорусы. Но если будет повышенное внимание к этой границе и обустройством ее займутся каким-то образом — здесь могут быть подводные камни. Но пока вот то, что мы с вами имеем — это погранзона, и нас не должно это волновать», — говорит Иванова.

0NV_9164.jpg

А почему тогда переживают представители транспортных компаний? Потому что опасаются тотального контроля всех, кто перемещается через границу. По мнению председателя транспортной комиссии КТПП, директора компании «ДСВ-Транспорт» Леонида Степанюка, это — неизбежность. «Тотальный контроль будет обязательно, проверка всех паспортов. А смысл какой в выборочной проверке?» — отмечает Степанюк. Учитывая и без того немалые очереди на калининградском направлении, это неизбежно приведет к длительным простоям, затратам и снижению доступности региона.

Опыт подсказывает, что хорошо проблемы на российско-белорусской границе для региона не заканчиваются. И случаются эти самые проблемы в последнее время с пугающей частотой — примерно раз в год-два. В 2014-м Белоруссия обвинила калининградских производителей техники в том, что они ничего не производят, а лишь легализуют азиатские товары, и в течение года задержала несколько десятков грузовиков. Часть электроники позднее продали в белорусских магазинах. В конце 2015-го калининградские дальнобойщики столкнулись с новой проблемой — белорусские таможенники перестали пускать порожние фуры, следующие из региона в «большую Россию». Компаниям осталось подсчитывать убытки и судиться с белорусской стороной.

А есть ли у грузоперевозчиков какие-то обходные пути? Если говорить об автомобильных грузоперевозках — только в будущем. «Грузовики не поедут ж/д транспортом. И физические лица на автомашинах не поедут. Паром не сможет перевезти всех желающих избежать очередей и простоев», — говорит Степанюк. Есть еще один путь — через Латвию, но альтернативным его назвать сложно, он и так активно используется. «Все туда рванут. и там очереди будут, я уже проходил это. В прошлый раз так и было, и Латвия, напуганная нашим напором, начала всех проверять досконально», — поясняет Степанюк.

И что будет дальше? Пока неясно. Понимания, какие именно проверки будут введены в погранзонах, ни у кого еще нет. В Кремле заявили, что возлагают большие надежды на ближайшее заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, пишет ТАСС. Москва рассчитывает, что в рамках встречи удастся обсудить «весь комплекс вопросов», стоящий на повестке, в том числе и ситуацию с пограничными зонами. Сроки заседания Высшего госсовета пока не установлены, в последний раз он собирался в конце февраля прошлого года в Минске.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алла Сумарокова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.