Светлое будущее откладывается: что сулят Калининграду поправки в госпрограмму

Министерство экономического развития РФ решило вновь скорректировать госпрограмму развития Калининградской области. Если раньше предполагалось, что область сможет достичь высокого уровня развития к 2020 году, то теперь светлое будущее хотят отложить еще на 5 лет. «Новый Калининград.Ru» разбирался, какие изменения вносят в программу.

Догнать и перегнать

Проект госпрограммы включает в себя Федеральную целевую программу развития области, а также деньги на «проблему-2016».

Министерство экономического развития РФ разместило новый вариант госпрограммы развития Калининградской области на портале проектов нормативных правовых актов на прошлой неделе. В пояснительной записке долго перечисляются постановления, поручения и письма, на основании которых потребовались изменения. Основные документы датированы еще 2015 годом — к примеру, было решение, принятое на оперативном совещании Совета Безопасности РФ 10 октября 2015 г., поручения Правительства РФ от 3 ноября 2015 г., письма Аппарата Правительства и т. д.

По словам врио министра экономики Калининградской области Нинель Салагаевой, региональные власти отправили свои предложения в Минэкономразвития еще весной 2016 года. «У Минэкономразвития в прошлом году менялись рекомендации по разработке и принятию госпрограмм. Был принят новый приказ, и это послужило тому, что они долгое время не выпускали проект на согласование и не выпускали на обсуждение», — признала Нинель Салагаева.

Основных изменений, которые предлагает Минэкономразвития, — всего два. Во-первых, это сроки реализации программы. Их предлагается продлить еще на пять лет — до 2025 года. Во-вторых, это наполнение программы.

«Там сохранились те же самые направления и задачи, но поменялись направления внутри мероприятий. Раньше, к примеру, мы делали акцент на строительстве детсадов и частично школ. В той редакции, которую мы предлагаем сейчас и которую будем отстаивать, мы направляем средства на создание условий для одаренных детей, центров для одаренных детей, развитие дополнительного дошкольного образования», — пояснила Салагаева.

Нельзя отрицать тот факт, что пролонгация сроков реализации программы с 2020 до 2025 года — новость в принципе хорошая. Это значит, что федеральный центр продолжит финансировать строительство в Калининградской области объектов и субсидирование предприятий еще в течение пяти лет. Что же касается целей и задач госпрограммы, они остаются прежними и по большей части декларативными.

«Главной целью экономического и социального развития Калининградской области является повышение уровня жизни населения ‎до среднеевропейского уровня на основе укрепления социально-экономических связей с остальной территорией России ‎и использования в полной мере преимуществ, связанных с расположением области в европейском макрорегионе», — говорится в текстовой части проекта поправок в госпрограмму.

Напомним, что жители Калининградской области живут в режиме ожидания уже 14 лет. Первая редакция масштабной Федеральной целевой программ развития Калининградской области принималась в 2002 году во времена экс-губернатора Владимира Егорова. Тогда калининградцам было обещано, что уже к 2010 году их благосостояние вырастет до уровня жизни жителей сопредельных Польши и Литвы. Затем светлое будущее обещал экс-губернатор Георгий Боос — в 2007 году он говорил, что уровень жизни в области приблизится к среднеевропейскому к 2016 году, а Польшу и Литву так вообще догонит к 2008 году. Правда, затем сроки корректировались — сначала Федеральную целевую программу продлили до 2015 года, во времена экс-губернатора Николая Цуканова — до 2020 года.

При этом чуть меньше года назад, в июне 2016 года, Николай Цуканов во всеуслышание заявил президенту Путину, что поляки завидуют самому западному российскому региону. Годом ранее он говорил президенту, что Литва «давно не конкурент» Калининградской области, а «дожать поляков» удастся через 3–4 года.

111.jpg
Кто кому завидует: уровень жизни калининградцев и поляков в цифрах статистики.

Между тем, на практике ситуация, увы, пока не вызывает радужных эмоций. Явное доказательство тому — сравнительный анализ уровня жизни Калининградской области и сопредельного Варминско-Мазурского, которое в Польше считается одним из самых малообеспеченных. К примеру, средняя ожидаемая продолжительность жизни отличается весьма существенно: в Калининграде мужчины живут в среднем 65,5 лет, в соседнем регионе Польши — 72,7. Калининградские женщины живут 75,4 года, польские — 81,1. Среднемесячная зарплата в экономике в Калининградской области (с учетом налогов) в 2015 году составляла 420 евро, в соседнем регионе Польши — 770 евро. Пенсия — 171 евро в российском регионе и 428 евро в польском. Средний доход — 272 евро на одного жителя в Калининградской области и 306 евро в Польше.

Тем не менее, разработчики нового варианта госпрограммы полагают, что к концу 2025 года Калининградскую область ждет «сбалансированное социально-экономическое развитие, основанное ‎на развитии конкурентоспособных секторов экономики на мировом рынке».

Очередные обещания

Реализация нового варианта госпрограммы до 2020 года должна привести Калининградскую область как минимум к светлому будущему. Региону обещают «модернизацию инженерной инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию ‎в окружающее экономическое пространство и достижение целей социально-экономического развития и национальной безопасности России». 

Также в Калининградской области должна появиться транспортно-логистическая зона. Социальная инфраструктура будет коренным образом модернизирована и повысит качество жизни населения. Научно-образовательная система в полной мере обеспечит подготовку высококвалифицированных кадров для развивающихся секторов экономики.

Среди прочих конечных целей — «создание условий для эффективного агропромышленного производства, обеспечивающего потребности Калининградской области в качественных продуктах питания с учетом требований продовольственной безопасности региона, а также стимулирующего рост экспорта продукции».

Увидеть результаты реализации программы, как обычно, можно будет благодаря ряду показателей — это продолжительность жизни, среднедушевые доходы, уровень бедности и т. п. Любопытно, но основной показатель — объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения —в 2025 году будет ниже, чем планировалось к 2020 году — 546,7 тыс рублей против 551,4 тыс рублей.

Не в лучшую сторону изменяется такой показатель, как уровень бедности. По мнению разработчиков нового проекта, в 2025 году в Калининградской области 12% населения будут иметь доходы ниже региональной величины прожиточного минимума. В прежней редакции планировалось к 2020 году сократить этот показатель до 9,8% жителей региона. То же самое с новыми рабочими местами — к 2025 году количество созданных и сохраненных рабочих мест составит 19 551 единиц. В прежней редакции к 2020 году планировалось создать 41 тыс рабочих мест.

Остальные показатели должны улучшиться — к примеру, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения должен составить — 87,8 тыс рублей (в прежней редакции 38,102 тыс рублей). Ожидаемая продолжительность жизни вырастет до 77 лет (в прежней редакции — 76,1 года). Среднедушевые денежные доходы населения к 2025 году составят 50,2 тыс рублей против 41,398 тыс рублей, которые планировались к 2020 году.

Нинель Салагаева

Врио министра экономики Нинель Салагаева

Про деньги

Несмотря на радужные обещания, с деньгами в проекте госпрограммы всё не очень хорошо — на ближайшие три года предусмотрено сокращение финансирования мероприятий Федеральной целевой программы. Нинель Салагаева объяснила это работой столичных бюрократов и реалиями бюджета.

Прежняя редакция программы, утвержденная в 2014 году, предполагала выделение на реализацию ФЦП по 6,47 млрд рублей ежегодно с 2016 по 2020 годы. В новом варианте программы эти суммы урезаются. В частности, в 2017 году область получит 5,565 млрд рублей, в 2018 — 4,952 млрд рублей, в 2019 году — 3,582 млрд рублей, в 2020 — 5,928 млрд рублей.

«Трехлетку на 2017–2019 годы коллеги из Минэкономразвития РФ привели в соответствие с федеральным законом о бюджете. Там такие объемы, несмотря на то, что мы просили, обосновывали, что нам нужно больше средств на исполнение полномочий, что нам нужно за 2018 годом продолжать развитие инфраструктуры, строить дороги. В 2019 году мы обосновывали достаточно большие средства. Но поскольку есть закон о бюджете, бюрократы подошли к этому формально и привели объемы к утвержденным по закону», — рассказала Нинель Салагаева.

Однако уже после 2021 года Калининградскую область, если верить проекту госпрограммы, ждет настоящий денежный дождь: на 2021 год предусмотрено 57,906 млрд рублей, на 2022 год — 42,960 млрд, на 2023 год — 29, 624 млрд, на 2024 год — 24, 305 млрд, на 2025 год — 24, 129 млрд рублей. Впрочем, врио министра экономики региона говорит про перспективы с осторожным оптимизмом. 

«За пределами 2020 года — это не резкий скачок, это та потребность, которая нам нужна, которую мы обосновываем. Думаю, что в рамках согласования программы там будут изменения», — пояснила Нинель Салагаева и признала, что объемы финансирования могут снизиться. 

«За рамками 2021 года всем сложно предсказать бюджетные возможности. Это цифра не рисованная, она обоснованная в рамках потребностей Калининградской области. Как будут складываться бюджетные возможности — мы увидим, когда будем формировать бюджет», — сказала врио министра.

В проекте на «проблему-2016» предусмотрено: на 2018 год — 45,715 млрд рублей, на 2019 год — 46,912 млрд, на 2020 год — 44,566 млрд, на 2021 год — 42,338 млрд, на 2022 год — 40,221 млрд, на 2023 год — 38,210 млрд, на 2024 год — 36, 299 млрд, на 2025 год — 34, 484 млрд.

Отдельная финансовая тема — это субсидии на решение «проблемы-2016». В прошлом году область рассчитывала на 66 млрд рублей. Однако оказалось, что калининградские предприятия заплатили куда меньше таможенных пошли, чем планировалось. Поэтому ближе к концу года Правительство РФ урезало лимиты до 25,9 млрд рублей. И оказалось, что этих денег не хватило. «По итогам прошлого года мы вышли на 26 с лишним млрд рублей. По закону нам утвердили 25,9 млрд рублей, и нам не хватило более 300 млн. Мы сформировали кредиторскую задолженности, которую погашали за счет средств текущего года», — сообщила Нинель Салагаева.

В 2017 году предприятия Калининградской области могут рассчитывать на возмещение 44,720 млрд рублей. По словам врио министра, рост расходов произойдет за счет того, что в список получателей компенсаций войдут «Мираторг» и «Соя». Правда, на какие объемы денег рассчитывают эти компании, врио министра не сказала.

Отодвинули за 2021

Самое, наверное, интересное — это план мероприятий, благодаря которому Калининградская область будет достигать среднеевропейского уровня. По словам врио министра экономики, до 2018 в рамках ФЦП будут финансироваться только объекты Чемпионата мира по футболу. «Затем большая часть — дороги, завершение больниц и коммунальная инфраструктура, промышленные парки и завершение строительства системы очистных сооружений и сетей, завершение газификации региона», — сообщила врио министра.

После 2020 года, в частности, предполагается провести реконструкцию и строительство системы водоснабжения Калининградской области. «В последние годы было много построено газопроводов, были реконструированы либо построены новые очистные. А системой водоподготовки никто не занимался, она находится в плачевном состоянии. В рамках той работы, которую мы проводили (над проектом госпрограммы — прим. „Нового Калининграда.Ru“), мы уделили ей большое внимание. В части дорог — это продолжение строительства Северного обхода Калининграда, продление Восточной эстакады к Северному обходу, большие магистрали внутри города и Приморское кольцо», — сообщила врио министра.

Строительство онкологического центра тоже предложили отодвинуть за пределы 2021 года. Причина всё та же — денег пока нет.

«По срокам (строительства учреждения — прим. „Нового Калининграда.Ru“) пока непонятно. Коллеги из Минэкономразвития, Минздрава говорят, что нужно все реализовывать после 2021 года, потому что до 2020 года у нас есть утвержденные объемы финансирования, в рамках которого мы не вписываемся в строительство онкоцентра, поскольку он дорогой, — рассказала Салагаева. — Они говорят: после 2021 года вас никто не ограничивает в средствах, поэтому можете. Он стоит после 2021 года. Но насколько я знаю, у нового вице-губернатора(Ильи Баринова, вице-премьера по социальной политике — прим. ред.) есть свое видение, поэтому, возможно, концепция поменяется».

Очевидно, что новый проект госпрограммы хоть и декларирует масштабные цели, на самом деле лишь закрепляет действующую ситуацию для предприятий-переходников, которые будут получать те деньги, которые у них бы и так были, если бы им не отменили льготы год назад. Федеральная целевая программа на ближайшие годы урезается. Значительные цифры, обещанные после 2021 года, — вилами по воде писаны. 

Скорее всего, через пару-тройку лет нас ждут очередные корректировки сроков реализации госпрограммы, которые вновь отодвинут наступление светлого будущего на очередные 5–10 лет.

_NEV2310.jpg

Какие еще мероприятия записаны в ФЦП:

 — создание системы индустриальных кластеров, промышленных площадок и технологических парков в сфере высоких технологий, туристско-рекреационной зоны в районе пос. Куликово (проект «Новый город»);

 — реализация проектов «Сердце города», развитие территории о. Октябрьский, строительство велодорожек, сохранение и использование объектов культурного наследия, создание биосферного курорта, яхтенного порта и марин, международных пунктов пропуска; землечерпание, закупка и установка светосигнальной аппаратуры для знаков судоходной обстановки;

 — строительство берегозащитных сооружений, проведение противооползневых и берегоукрепительных работ в Светлогорске, Зеленоградске, Пионерском, пос. Янтарном, пос. Морское, пос. Лесное, пос. Куликово и на Вислинской косе в пос. Коса, строительство променадов;

 — реконструкция стационарных электрифицированных насосных станций, отрегулированных и неотрегулированных водоприемников федеральной собственности;

 — модернизация объектов теплоснабжения с целью увеличения мощности уже существующих теплоисточников в связи с развитием территорий, решение экологических вопросов путем закрытия угольных котельных и перевода их на газ;

 — строительство и реконструкция водозаборных сооружений и водопроводных сетей, объектов водоснабжения, канализации и очистных сооружений, канализационных сетей, объектов теплоснабжения в Калининградской области;

 — реконструкция корпусов и отделений Пионерской горбольницы; Городской клинической больницы скорой медицинской помощи; Центральной городской клинической больницы, Калининградской областной больницы, комплекса зданий Детской областной больницы;

 — строительство областного онкологического центра, хосписа, лечебно-диагностического корпуса Регионального перинатального центра в Калининграде, родильного дома в Черняховске;

 — строительство, реконструкция и оборудование объектов социальной инфраструктуры в сфере образования (дошкольного, общего, а также среднего и высшего профессионального образования);

 — строительство многоквартирного жилого дома для ветеранов войн в Калининграде, спального корпуса загородного оздоровительного лагеря в Светлогорске;

 — строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов в муниципальных образованиях Калининградской области;

 — реконструкция зоопарка, объекта культурного наследия «Здание янтарной мануфактуры», ГБУК «Художественная галерея», Калининградской областной научной библиотеки, Калининградского областного музыкального театра, строительство центров культурного развития в муниципальных образованиях Калининградской области;

 — реконструкция детско-молодежного оздоровительного лагеря «Жемчужина», строительство Открытого детско-молодежногокультурно-образовательного Центра на побережье Балтийского моря;

 — строительство газопроводов-отводов, газопроводов высокого давления и межпоселковых газопроводов, а также внутрипоселковых газопроводов и газопроводов-вводов в восточной части Калининградской области;

 — создание технической возможности присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств индустриального парка «Черняховск» и новых объектов Центрального района Калининграда, а также в Полесске, Ладушкине, Багратионовске, Славске, п. Озерки;

 — строительство подстанции в Черняховске, реконструкция подстанции «Промышленная» в Калининграде; взнос в уставный капитал АО «Янтарьэнерго» для обеспечения реконструкции 5 подстанций 110 кВт в Озерках, Полесске, Ладушкине, Багратионовске, Славске;

 — строительство инфраструктурных объектов для обеспечения проведения матчей Чемпионата мира по футболу в Калининграде;

 — работы по реконструкции кольцевого маршрута (до транспортной развязки на Балтийск), автомобильной дороги «Гусев-Ольховатка-граница Республики Польша», а также строительство участка дороги между Северным и Южным обходами Калининграда с мостовым переходом через Преголю от п. им. Космодемьянского до п. Шоссейный.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Майтакова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.