Обещание полета, область провалилась и отложить и применить

Важные события вторника: новый директор аэропорта «Храброво» пока не спешит обещать миллионы пассажиров, но предлагает вполне реальные идеи по увеличению пассажиропотока;  федеральная целевая программа в регионе провалилась, что ставит под угрозу подготовку к ЧМ-2018; а Владимир Путин вдруг согласился придержать закон о защите чувств верующих.

titarev_hrabrovo.jpgОбещание полета
Во вторник в калининградском аэропорту на вопросы представителей СМИ ответил новый генеральный директор ЗАО «Аэропорт Храброво», назначенный на эту должность 2 ноября новым собственником. Журналистам предложили оставить машины на бесплатной гостевой стоянке, с которой открывался непрезентабельный вид на недостроенное здание аэровокзала, в настоящее время больше похожее на полуразрушенный рейхстаг. Новый генеральный директор решил встретиться с прессой в ВИП-зале, который, как оказалось, построили в правом крыле действующего здания. Идти к нему пришлось через кордоны охраны, но все — мимо бетонных конструкций с ржавой арматурой.

Новый генеральный директор — 46-летний Виктор Титарев, работавший ранее руководителем ряда крупных предприятий — произвел впечатление человека конкретного. Любопытный нюанс: еще совсем недавно Титарев занимал пост управляющего директора ОАО «Международный аэропорт Краснодар». После того как Краснодар выбыл из списка городов, принимающих игры Чемпионата мира по футболу 2018 года, Титарев сменил место работы на Калининград, который в этот список вошел. Сложно сказать, связано ли это обстоятельство со сменой места работы конкретного топ-менеджера, но можно предположить, что человек, решившийся на подобную рокировку в своей карьере, заинтересован в развитии своего проекта.

Титарев сразу заявил журналистам: пока сложно говорить о том, что будет представлять из себя здание аэропорта «Храброво» в будущем, поскольку сначала руководство намерено получить отчет консалтинговой группы NACO из Нидерландов, которая занимается подобными проектами. Эксперты определят, может ли существующая конструкция вмещать те объемы пассажиропотока, которые планируются, после чего начнутся работы. Впрочем, это вовсе не значит, что Калининград будет встречать гостей города полуразрушенным рейхстагом еще 7–8 месяцев, пока будут работать голландские эксперты. «Часть работ, которые необходимы, мы начнем производить уже сейчас, — это туалеты, нормальные перила, побелить, покрасить стены, сделать навес над зоной прилета, чтобы пассажиры из автобуса не попадали под дождь, — сказал Титарев. — Мы намерены системно подойти к формировании концепции аэровокзала. Придет сюда NACO, мы поставим перед ними задачи, они нам дадут варианты, мы выберем из них экономически обоснованные, и вот тогда через 7–8 месяцев мы сможем с уверенностью сказать: строить будем вот так то, а оснащать так-то». Также гендиректор отметил, что инвестор очень хорошо понимает: нельзя оставлять здание в том виде, в котором оно есть, потому что это вопрос репутации.

Но самое интересное, что новое руководство аэропорта не спешит заявлять о масштабном росте пассажиропотока на калининградском направлении, связанном с ростом числа туристов, о котором говорил губернатор весной этого года. Признаться, у многих представителей прессы были весьма определенные опасения по поводу того, зачем сюда пришел инвестор и как он будет отбивать свои затраты по выкупу акций аэропорта. Ведь даже ожидаемый рост туристов, связанный с играми ЧМ-2018, — это разовый всплеск, который вряд ли позволит инвестору отбить вложенные средства. Были и опасения, связанные с распилом бюджетного кредита в 2,2 млрд рублей, выделенного области федеральным центром на развитие аэропорта.

Выяснилось, что новое руководство компании подходит к процессу увеличения пассажиропотока осторожно и не особо рассчитывает на рост туристической привлекательности региона, предлагая использовать иной потенциал Калининграда. В частности, журналисты поинтересовались, как инвестор собирается увеличивать пассажиропоток до 7 млн пассажиров в год. «Если ко мне вопрос, то я цифр пассажиропотока не называл, — сказал Титарев. — Если говорить о внутренних рейсах, то дороговато, на мой взгляд, сюда летают. Лоукостеров российских сейчас не существует в принципе. Поэтому долететь в Берлин сейчас дешевле, чем в Санкт-Петербург». По его словам, отсутствие лоукостеров и недорогих авиаперелетов является российской спецификой, поскольку «регулирование авиационной отрасли не позволяет аэропортам предоставлять услуги дешево авиакомпаниям, а авиакомпаниям — продавать их пассажирам». Но он отметил определенные сдвиги в этом направлении, связанные со встречей президента Владимира Путина и гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, на которой прозвучали слова о возможности снизить тарифы на авиаперевозки.

hrabrovo_3.jpgТитарев сообщил, что аэропорт Калининграда намерен развиваться за счет «транзитно-трансферного потенциала» и руководство аэропорта уже ведет работу над тем, чтобы в весенне-летнем расписании 2013 года появились маршруты, учитывающие возможность подвоза пассажиров из России под имеющиеся в Калининграде рейсы «Эйр Берлин» или SAS в Европу.

Представители СМИ спросили, не планирует ли новое руководство аэропорта привлечь иностранных лоукостеров — в частности, ирландскую авиакомпанию «Ryanair», которая летает из Гданьска и Каунаса. «Нам бы хотелось, чтобы они к нам полетели. Постольку поскольку мы ориентируемся на Северную Европу, нам это интересно. Но надо понимать, что пустить зарубежного лоукостера из Калининграда в Екатеринбург не позволит никто. Поэтому нам нужно работать над инфраструктурой подвоза, — сказал Титарев. — С „той“ стороны мы их убедим, они прилетят. Но они прилетят тогда, когда мы покажем: с „этой“, российской стороны сюда сейчас тоже летают. Поэтому я не сторонник таких заявлений: вот мы сейчас полетим, 7 млн там повезем. Нет. Мы сейчас что хотим сделать. К нам летает с хорошей загрузкой „Эйр Берлин“, с весны он обещал сделать ежедневные рейсы. Мы хотим весной-летом 2013 года организовать подвоз пассажиров под эти рейсы из Омска, Екатеринбурга, Астаны, Минеральных Вод, возможно, Ростова. Если нам удастся сделать это на малоразмерных воздушных судах, то мы автоматически повысим заполняемость „Эйр Берлина“ и он готов будет перейти на большие самолеты». Титарев также сообщил, что в настоящее время руководство аэропорта ведет переговоры с российскими авиакомпаниями, которые готовы бы были организовать такой подвоз транзитных пассажиров.

Новый руководитель «Храброво» добавил, что у Калининградской области есть еще один внутренний потенциал, который может быть реализован, если удастся «получить какие-то преференции на краткосрочный безвизовый въезд». «Я думаю, что если будет проявлена определенная настойчивость, она увенчается успехом. Думаю, что у Калининграда очень большие шансы», — отметил Титарев.

Конечно, надежды на возможные преференции весьма призрачные, и всерьез рассчитывать на них, вероятно, не стоит. Но сам подход нового руководителя аэропорта к политике увеличения пассажиропотока вселяет определенный оптимизм. Если ему удастся сделать из Калининграда транзитно-трансферный аэропорт, это положительно отразится не только на самом здании аэровокзала, которое, наконец, приобретет человеческий облик. Это позволит и самим жителям Калининградской области рассчитывать на то, что со временем появятся новые недорогие рейсы на европейском направлении. К тому же, Титарев откровенно сказал, что инвестор хоть и рассчитывает на 2,2 млрд бюджетного кредита, предназначенного на развитие Храброво, но отчетливо понимает, что эти деньги необходимо вернуть в течение небольшого срока — всего 3 лет.

Он уточнил, что по запросу правительства области компания представила инвестиционные планы на сумму 3,2 млрд рублей. «Какие из них будут реализованы, на какую сумму — это все предмет переговоров, определения структуры. Это может быть 2,2 млрд, может 1 рубль, может быть ноль. Органы власти сурово ограничены во вложении средств. Может оказаться так, что мы вообще не найдем точек, как это корректно все завести. Ну значит, и не будет ничего. Значит, будет частный инвестор вкладывать в частные активы. У нас есть планы инвестиций в ближайший период, но мы ждем отчета NACO». Жителям Калининграда пока остается ждать и надеяться, что уже весной 2013 года российские пассажиры вновь полетят в Европу через Калининград.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент


money_14.jpgОбласть провалилась
2015 год уже совсем-совсем близко. Для Калининградской области это так называемый час «Х». В этому году мы с вами как по мановению волшебной палочки должны начать жить не хуже, чем в соседних Польше и Литве. Ведь такие перспективы нам обещает масштабная федеральная целевая программа развития Калининградской области, которая принималась в 2002 году и была рассчитана до 2015 года. Ее цель, как говорится на сайте Министерства регионального развития РФ, — «создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств — членов Европейского союза».

ФЦП — это официальный документ, которому граждане страны, по идее, должны верить. Так же как, например, и увещеваниям руководителей области, которые в начале 2000-х обещали нам райскую жизнь. Сначала экс-губернатор Владимир Егоров, принявший стратегию развития области, говорил, что к 2010 году благосостояние калининградцев вырастет до уровня жизни жителей Польши и Литвы. Ну да ладно, тогда еще не было четкой федеральной политики по отношению к региону, поэтому Егорова можно простить. Но кто, спрашивается, тянул за язык также ушедшего от нас губернатора Георгия Бооса, который тоже несколько раз обещал, что будет хорошо, причем довольно скоро? Его заявления звучали в 2007 году, чуть раньше разносились по стране восторженные слова экс-полпреда президента в Северо-Западном Федеральном округе Ильи Клебанова: «Через 10 лет жители Калининградской области будут жить не хуже», - и далее по тексту.

Итак, 2015 год, окончание действия федеральной целевой программы. А в 2012 году, 13 ноября,мы узнаем, что не видать нам обещанных золотых гор как сами знаете чего. Потому что во вторник на совещании Минрегиона РФ реализация ФЦП по развитию Калининградской области была признана неудовлетворительной. Директор Департамента целевых программ территориального развития Минрегиона Евгений Потапенко доложил, что ежегодно в области по ФЦП не осваивается около 3 млрд рублей. Из 119 объектов, которые планировалось ввести в эксплуатацию, на 1 января 2012 года введены только 49 объектов. Конечно, к 1 ноября эта цифра увеличилась до 90, однако на многих объектах, в том числе и тех, которые должны быть сданы в 2012 году, отмечается существенное отставание по срокам.

Сумма, которую должны были за 13 лет освоить три губернатора (начиная с Егорова), по оценкам, составляет 364 млрд 662 млн рублей. Федеральный бюджет при этом должен был дать 12% от суммы. И федцентр, если верить Минрегиону, с деньгами особо не подводил. Зато в долгах остался областной бюджет: задолженность финансирования программы составляет около 1,5 млрд рублей. К списку также добавляется несвоевременная и некачественная подготовка проектно-сметной документации на вошедшие в программу объекты.

Собственно, сообщение дошедшее из Минрегиона, для калининградцев вовсе не удивительно. Каждый месяц, а то и по два раза, в правительстве области бьются с реализацией ФЦП и ничего добиться не могут. ПСД не выдерживает критики, подрядчики — мошенники, строители — разгильдяи. Из самых крупных и самых проблемных объектов программы — зоопарк, калининградские очистные сооружения и РТС «Северная», Восточная водопроводная станция. В сентябре на одном из оперативных совещаний вице-премьер регионального правительства Евгений Морозов признал неудовлетворительной работу строительного комплекса Калининграда в части исполнения ФЦП. То есть, озвучил и так давно всем известный факт. На предварительные итоги реализации программы это если и повлияло, то не существенно.

Но будем справедливы: нельзя винить исключительно калининградских чиновников или весь строительный комплекс. Потому что не они принимали 94 федеральный закон, позволявший выигрывать торги строителям-мошенникам и неквалифицированным проектантам. Сейчас на многих объектах руководителям приходится расхлебывать последствия применения российского законодательства.

И все-таки факт остается фактом: вряд ли Калининградской области к 2016 году грозит газификация на уровне 95,7%. Потому что региональное правительство поставило задачу к этому времени довести газификацию региона лишь до 85%, в то время как сейчас газ есть только на 50% территории. За инвестиционную привлекательность спасибо скажем особому геополитическому положению и Чемпионату мира по футболу, а за создание рабочих мест (по программе в 2016 году их должно быть создано 12 тысяч) — в основном, образующимся здесь частным предприятиям.

Сейчас Минрегион должен будет включить какой-нибудь федеральный рычаг, провести у нас совещание, погрозить пальцем и пнуть региональную власть. Потому что с такими показателями реализации ФЦП под реальной угрозой стоит подготовка к Чемпионату мира по футболу. С завершением федеральной целевой программы миллиардное финансирование региона не прекратится, а, скорее, только увеличится. Деньги из столицы должны потечь в область бурным потоком. Уже сейчас стоимость только лишь проектной и рабочей документации увеличивается третий раз и уже превышает миллиард рублей. Но кто здесь даст гарантию, что ЧМ-2018 не превратится в очередную ФЦП-2002–2015? Только если в случае с российской программой стыдно перед своими гражданами, то в случае с мундиалем придется краснеть за всю державу и перед всем миром.

Мария БОЧКО, корреспондент

putin_2.jpgОтложить и применить
Понедельник принес удивительную новость — президент РФ Владимир Путин готов отложить принятие закона об оскорблении чувств верующих. На фоне каскада сообщений о закрытии «Луркоморья», проблем с «Рутрекером» и «Либрусеком» и прочих внезапно вредящих детям сайтов это крайне приятное сообщение.

И при этом очень неожиданное. Ведь, как известно, уже есть сидельцы, именно что оскорбившие чувства верующих. Для того, чтобы внушить им уважение к чужим чувствам, нового закона не понадобилось, обошлись теми, что уже есть.

А ведь стоит напомнить, что этот законопроект на общем фоне не так чтоб уж очень сильно выделялся. И другие новации в российское законодательство вызвали массу протестов, недоумений и предложений не гнать коней и не пороть горячку. Но почему-то и закон «о митингах», против которого выступил даже советник президента по правам человека, и закон о защите детей от вредоносной информации, вызвавший забастовку «Википедии», «Живого Журнала», «Яндекса» и «Твиттера», прошли все стадии, как и планировалось изначально.

Между прочим, госсекретарь США Хилари Клинтон дважды высказалась по поводу российских инициатив. Первый раз она еще в 2011 год заявила на саммите ОБСЕ, что Россия считает интернет опасным для своей политической системы. А второй раз этим летом в Санкт-Петербурге она пообещала найти новые формы поддержки для тех, чью работу мог бы затруднить еще один спорный законопроект — об НКО-иностранных агентах.

Но, как известно, ни родная, ни зарубежная критика заметного влияния на содержание и скорость принятия этих законов не оказала. Все прошло по давно знакомому сценарию: «Если партия сказала „надо"…»

И вот теперь внезапно самый вроде бы «проходимый» законопроект собираются притормозить в его триумфальном шествии. Причем готовность сделать это изъявил сам Владимир Путин. И пока неясно, чем это вызвано. Никаких сообщений о разладе между светским лидером страны и духовным лидером большинства россиян нет. А события недавнего прошлого и вовсе являют пример глубокой любви и взаимопонимания даже на калининградском уровне. Этому свидетели и две православные церкви на площади Победы в Калининграде, и передача в собственность РПЦ всех объектов, имеющих хоть какое-то отношение хоть к какой-нибудь религии на этой исконно неправославной земле, и строительство храмов совсем не на никому не нужных пустырях.

А вот сейчас вдруг все поменялось. Хотя, как известно почти всякому из нас, просто слова в России уже почти ничего не значат: пообещать можно что угодно. А вот добиться выполнения обещанного порой невозможно.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото «Нового Калининграда.Ru», пресс-службы областного правительства

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.