Важные события вторника: новый директор аэропорта «Храброво» пока не спешит обещать миллионы пассажиров, но предлагает вполне реальные идеи по увеличению пассажиропотока; федеральная целевая программа в регионе провалилась, что ставит под угрозу подготовку к ЧМ-2018; а Владимир Путин вдруг согласился придержать закон о защите чувств верующих.
Обещание полета
Во вторник в калининградском аэропорту на вопросы представителей СМИ ответил новый генеральный директор ЗАО «Аэропорт Храброво», назначенный на эту должность 2 ноября новым собственником. Журналистам предложили оставить машины на бесплатной гостевой стоянке, с которой открывался непрезентабельный вид на недостроенное здание аэровокзала, в настоящее время больше похожее на полуразрушенный рейхстаг. Новый генеральный директор решил встретиться с прессой в ВИП-зале, который, как оказалось, построили в правом крыле действующего здания. Идти к нему пришлось через кордоны охраны, но все — мимо бетонных конструкций с ржавой арматурой.
Новый генеральный директор — 46-летний Виктор Титарев, работавший ранее руководителем ряда крупных предприятий — произвел впечатление человека конкретного. Любопытный нюанс: еще совсем недавно Титарев занимал пост управляющего директора ОАО «Международный аэропорт Краснодар». После того как Краснодар выбыл из списка городов, принимающих игры Чемпионата мира по футболу 2018 года, Титарев сменил место работы на Калининград, который в этот список вошел. Сложно сказать, связано ли это обстоятельство со сменой места работы конкретного топ-менеджера, но можно предположить, что человек, решившийся на подобную рокировку в своей карьере, заинтересован в развитии своего проекта.
Титарев сразу заявил журналистам: пока сложно говорить о том, что будет представлять из себя здание аэропорта «Храброво» в будущем, поскольку сначала руководство намерено получить отчет консалтинговой группы NACO из Нидерландов, которая занимается подобными проектами. Эксперты определят, может ли существующая конструкция вмещать те объемы пассажиропотока, которые планируются, после чего начнутся работы. Впрочем, это вовсе не значит, что Калининград будет встречать гостей города полуразрушенным рейхстагом еще 7–8 месяцев, пока будут работать голландские эксперты. «Часть работ, которые необходимы, мы начнем производить уже сейчас, — это туалеты, нормальные перила, побелить, покрасить стены, сделать навес над зоной прилета, чтобы пассажиры из автобуса не попадали под дождь, — сказал Титарев. — Мы намерены системно подойти к формировании концепции аэровокзала. Придет сюда NACO, мы поставим перед ними задачи, они нам дадут варианты, мы выберем из них экономически обоснованные, и вот тогда через 7–8 месяцев мы сможем с уверенностью сказать: строить будем вот так то, а оснащать так-то». Также гендиректор отметил, что инвестор очень хорошо понимает: нельзя оставлять здание в том виде, в котором оно есть, потому что это вопрос репутации.
Но самое интересное, что новое руководство аэропорта не спешит заявлять о масштабном росте пассажиропотока на калининградском направлении, связанном с ростом числа туристов, о котором говорил губернатор весной этого года. Признаться, у многих представителей прессы были весьма определенные опасения по поводу того, зачем сюда пришел инвестор и как он будет отбивать свои затраты по выкупу акций аэропорта. Ведь даже ожидаемый рост туристов, связанный с играми ЧМ-2018, — это разовый всплеск, который вряд ли позволит инвестору отбить вложенные средства. Были и опасения, связанные с распилом бюджетного кредита в 2,2 млрд рублей, выделенного области федеральным центром на развитие аэропорта.
Выяснилось, что новое руководство компании подходит к процессу увеличения пассажиропотока осторожно и не особо рассчитывает на рост туристической привлекательности региона, предлагая использовать иной потенциал Калининграда. В частности, журналисты поинтересовались, как инвестор собирается увеличивать пассажиропоток до 7 млн пассажиров в год. «Если ко мне вопрос, то я цифр пассажиропотока не называл, — сказал Титарев. — Если говорить о внутренних рейсах, то дороговато, на мой взгляд, сюда летают. Лоукостеров российских сейчас не существует в принципе. Поэтому долететь в Берлин сейчас дешевле, чем в Санкт-Петербург». По его словам, отсутствие лоукостеров и недорогих авиаперелетов является российской спецификой, поскольку «регулирование авиационной отрасли не позволяет аэропортам предоставлять услуги дешево авиакомпаниям, а авиакомпаниям — продавать их пассажирам». Но он отметил определенные сдвиги в этом направлении, связанные со встречей президента Владимира Путина и гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, на которой прозвучали слова о возможности снизить тарифы на авиаперевозки.
Титарев сообщил, что аэропорт Калининграда намерен развиваться за счет «транзитно-трансферного потенциала» и руководство аэропорта уже ведет работу над тем, чтобы в весенне-летнем расписании 2013 года появились маршруты, учитывающие возможность подвоза пассажиров из России под имеющиеся в Калининграде рейсы «Эйр Берлин» или SAS в Европу.
Представители СМИ спросили, не планирует ли новое руководство аэропорта привлечь иностранных лоукостеров — в частности, ирландскую авиакомпанию «Ryanair», которая летает из Гданьска и Каунаса. «Нам бы хотелось, чтобы они к нам полетели. Постольку поскольку мы ориентируемся на Северную Европу, нам это интересно. Но надо понимать, что пустить зарубежного лоукостера из Калининграда в Екатеринбург не позволит никто. Поэтому нам нужно работать над инфраструктурой подвоза, — сказал Титарев. — С „той“ стороны мы их убедим, они прилетят. Но они прилетят тогда, когда мы покажем: с „этой“, российской стороны сюда сейчас тоже летают. Поэтому я не сторонник таких заявлений: вот мы сейчас полетим, 7 млн там повезем. Нет. Мы сейчас что хотим сделать. К нам летает с хорошей загрузкой „Эйр Берлин“, с весны он обещал сделать ежедневные рейсы. Мы хотим весной-летом 2013 года организовать подвоз пассажиров под эти рейсы из Омска, Екатеринбурга, Астаны, Минеральных Вод, возможно, Ростова. Если нам удастся сделать это на малоразмерных воздушных судах, то мы автоматически повысим заполняемость „Эйр Берлина“ и он готов будет перейти на большие самолеты». Титарев также сообщил, что в настоящее время руководство аэропорта ведет переговоры с российскими авиакомпаниями, которые готовы бы были организовать такой подвоз транзитных пассажиров.
Новый руководитель «Храброво» добавил, что у Калининградской области есть еще один внутренний потенциал, который может быть реализован, если удастся «получить какие-то преференции на краткосрочный безвизовый въезд». «Я думаю, что если будет проявлена определенная настойчивость, она увенчается успехом. Думаю, что у Калининграда очень большие шансы», — отметил Титарев.
Конечно, надежды на возможные преференции весьма призрачные, и всерьез рассчитывать на них, вероятно, не стоит. Но сам подход нового руководителя аэропорта к политике увеличения пассажиропотока вселяет определенный оптимизм. Если ему удастся сделать из Калининграда транзитно-трансферный аэропорт, это положительно отразится не только на самом здании аэровокзала, которое, наконец, приобретет человеческий облик. Это позволит и самим жителям Калининградской области рассчитывать на то, что со временем появятся новые недорогие рейсы на европейском направлении. К тому же, Титарев откровенно сказал, что инвестор хоть и рассчитывает на 2,2 млрд бюджетного кредита, предназначенного на развитие Храброво, но отчетливо понимает, что эти деньги необходимо вернуть в течение небольшого срока — всего 3 лет.
Он уточнил, что по запросу правительства области компания представила инвестиционные планы на сумму 3,2 млрд рублей. «Какие из них будут реализованы, на какую сумму — это все предмет переговоров, определения структуры. Это может быть 2,2 млрд, может 1 рубль, может быть ноль. Органы власти сурово ограничены во вложении средств. Может оказаться так, что мы вообще не найдем точек, как это корректно все завести. Ну значит, и не будет ничего. Значит, будет частный инвестор вкладывать в частные активы. У нас есть планы инвестиций в ближайший период, но мы ждем отчета NACO». Жителям Калининграда пока остается ждать и надеяться, что уже весной 2013 года российские пассажиры вновь полетят в Европу через Калининград.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент