Виктор Порембский: «Нас заподозрили в лоббировании финансовых интересов Гусева»

Виктор Порембский.
Все новости по теме: Бюджет области-2012
Министр финансов Калининградской области Виктор Порембский в интервью корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» рассказал о том, как учитывалась при работе над бюджетом-2012 возможность нового кризиса, о своих взглядах на транспортный налог в области, а также пояснил основы распределения дотаций между муниципалитетами и рассказал о том, что собой представляет программа повышения финансовой грамотности жителей региона.

- Виктор Ярославович, окончательно принят бюджет на 2012-й год, утверждены последние поправки. Какой прогноз предоставило региональное министерство экономики и учитывается ли в нем возможный финансовый кризис, который многие эксперты прогнозируют на весну-лето 2012 года?

- В этом году в региональном министерстве экономики сформировали макроэкономические параметры, которые позволяют определить максимальную долю валового регионального продукта (ВРП) не только по отраслям, но и в разрезе территорий муниципальных образований.

Кроме того, экономисты сделали два прогноза: инерционный и активный. В рамках инерционного варианта, мы только отслеживаем тренды, сложившиеся в последние посткризисные годы. Активный же вариант предполагает, что основные макроэкономические параметры (ВРП, инвестиции) и важные социальные показатели (заработная плата, уровень занятости населения) - более динамичны. Следовательно, активный сценарий более благоприятен для формирования бюджета.

Когда на заседании областной Думы мы защищали бюджет, то говорили, что экономисты должны быть более оптимистичными, их задача в некотором роде программировать ситуацию, давать установку экономике. А финансисты, в свою очередь, должны быть более осторожными и пессимистичными, ведь мы берем на себя обязательства и несем ответственность за их исполнение.

- Расходы бюджета, утвержденные на 2012 год - 35,7 млрд рублей, доходы - 30,3 млрд рублей. При формировании этих параметров учитывалась вероятность наступления кризисной ситуации в мировой, а соответственно и в региональной экономике?

- Экономисты сделали базовым инерционный бюджет – мы приняли его за основу. Хотя даже инерционный сценарий мы применяем с осторожностью. Например, считаем налоговые доходы, и оцениваем их с точки зрения того, как они соотносятся с валовым региональным продуктом. На протяжении последних четырех лет уровень налоговых изъятий по консолидированному бюджету составляет порядка 11,7-11,8%. Такой уровень - объективная реальность того, сколько, исходя из налогового обязательства, дает нам экономика.

Но в этом году при формировании бюджета над нами довлели и прогнозы о возможном финансовом кризисе. Причина таких прогнозов - нестабильность мировой финансовой системы, основная концентрация проблем сосредоточена в Европейском союзе. В России после кризиса 2008 года наблюдается спад инвестресурсов. Новый кризис может повлиять на субъекты в части возникновения проблем с потреблением энергоресурсов. Российский бюджет значительно завязан на цену нефти и газа, и, если цена на нефть резко упадет, возникнут серьезные трудности. Поэтому нужно внимательно относиться к рискам, которые связаны с разбалансировкой внешних факторов, а, соответственно, и внутренних.

- Какие базовые условия учитывались при формировании доходной и расходной части?

- К принятию новых расходных обязательств нужно подходить очень аккуратно и стараться не завышать их. В случае с нашим бюджетом мы уже не могли не повышать расходы, поскольку во время и после кризиса некоторые направления и так были долгое время заморожены. В частности, речь идет о социальных обязательствах, повышении заработной платы бюджетникам, реализации программ модернизации бюджетных отраслей. Напомню, что еще в 2010 году мы начали наращивать вложения в бюджетную сферу, значительно увеличили ассигнования в здравоохранение. Кроме того, создание дорожных фондов с 2011 года на федеральном уровне и с 2012 года на уровне субъектов также создавало очень серьезное давление на расходную часть бюджета.

Основные параметры доходов сверстаны, в том числе, и исходя из объемов федеральной помощи, которая в 2012 году составит 8 млрд рублей. В течение года размер федеральной помощи может увеличиваться, например, в нынешнем году мы уже получили 19 млрд рублей из федерального бюджета. Более стабильный для нас параметр - это налоговые и неналоговые доходы. По областному бюджету они составят 21,4 млрд. рублей. Мы старались удержать прогноз по доходам в рамках разумного, сформировали его с ростом относительно 2011 года на 11%. И это уже достаточно напряженный план.

poremb_4.jpg- Поэтому бюджет сформирован с таким высоким уровнем дефицита - 5,4 млрд рублей? Часть суммы, как вы говорили ранее - это остаток средств, полученных для "КД авиа", которые будут направлены на строительство путепровода на Сельме…

- Мы всегда говорим, что часть дефицита бюджета покрывается за счет остатков средств. Это ресурсы, которые пришли в область во время кризиса и использовались по согласованию с Минфином Российской Федерации. В нашем случае было принято решение направить эти средства на развитие микрорайона «Сельма» в Калининграде. Был подготовлен проект по строительству путепровода, и эти 2 млрд рублей включили в бюджет следующего года.

Что касается оставшихся 3,2 млрд рублей, то такой уровень дефицита является предельным согласно бюджетному кодексу РФ. Однако эта сумма будет отрегулирована, так как в последние дни года уточняется объем целевых средств и параметр корректируется с учетом финансирования за счет остатков. Дефицит бюджета возник потому, что в расходной части, исходя из основных социальных инициатив и других обязательств, мы ничего убрать не могли. Добавлю, что на сегодняшний день у нас нет никаких банковских заимствований, и в следующем году мы можем прибегнуть к ним, чтобы развивать бюджетную сферу, сделать ее более эффективной, чтобы создавать активы.

- Изначально на поддержку "КД авиа" выделялось 4 млрд рублей, из которых 2 млрд рублей направлено на строительство путепровода на Сельме, а на что потрачены оставшиеся 2 млрд?

- Четыре миллиарда были целевыми: в момент кризиса федеральный центр определял болевые точки, которые надо было смягчить. Для обеспечения транспортной доступности Калининградской области было принято решение поддержать авиакомпанию, которая имела тогда сеть рейсов, связывающих область с остальной Россией. К сожалению, финансовое состояние «КД авиа» было таковым, что она не выдержала даже минимальный временной период и стала банкротом. Когда это произошло - передать средства было невозможно.

В Министерстве финансов РФ решили оставить деньги у нас, поскольку они были предоставлены в форме дополнительной дотации. Первые два направления, на которые расходовались средства - это выполнение государственных обязательств перед банком и материальная поддержка работников "КД авиа". Также часть средств была направлена на взносы за неработающее население, благодаря чему постепенно за два года мы нарастили уровень взносов, и в 2011 году их объем составил 4,125 млрд рублей.

- Какие социальные расходы бюджета увеличатся в новом году?

- Если говорить о мерах социальной поддержки, то особенность, отличающая бюджет 2012 года от бюджетов предыдущих лет в том, что мы пошли на индексацию ежемесячных выплат отдельным категориям граждан. Эти выплаты не индексировались с 2009 года. Речь идет о ветеранах труда, тружениках тыла, репрессированных, а также о многодетных семьях. Меры поддержки этих групп определяются на уровне субъектов. Для многодетных семей в 2011 году выплата составила 1360 рублей, с 1 января 2012 года она будет 1400, с 1 октября - 1450 рублей. Эта прибавка может показаться не такой значительной, как хотелось бы, но движение уже есть, и дополнительные расходы бюджета в связи с индексацией составят около 80 млн рублей.

Второе - инициатива о региональном материнском капитале, когда на третьего ребенка в семье предусматривается по 100 тыс рублей, и определены направления, на которые могут использоваться эти средства. Причем, они могут использоваться уже в 2012 году для детей, рожденных в 2011-м. На эти цели в бюджете заложено 135 млн рублей.

Существенный блок расходов связан с увеличением бюджетных ассигнований на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы практически всех отраслей. Уже в четвертом квартале этого года нашим обязательством было вывести средние зарплаты учителей на уровень средних в экономике на первый квартал 2011 года. Повышения 2012 года потребуют от нас в 2012 году 300 млн рублей дополнительных ассигнований, всего мы предусмотрели более 500 млн рублей. Кроме того, в этом году мы уже начали существенно повышать заработную плату работникам стационарных и других учреждений социальной защиты - зарплата персоналу увеличена на 15% в среднем.

- Финансирование каких крупных инфраструктурных объектов заложено в бюджете следующего года, кроме Приморского кольца?

- Доля капитальных расходов у нас одна из самых больших по субъектам Российской Федерации. Даже по исполнению она составляет около 30%, а по плану 2011 года - это около 44% в бюджете. База для обеспечения этих расходов - это в значительной степени финансовая помощь из федерального бюджета. Калининградская область получает помощь на развитие инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы (ФЦП), в 2012 году у нас 6 млрд рублей вложений. ФЦП - это, в значительной части, газификация области, важные инфраструктурные объекты для развития сети бюджетных услуг, культуры и образования, экологические проекты - например, очистные сооружения. С 2012 года будет реализовываться программа развития детских садов. Дорожное хозяйство также является важным направлением финансирования. На 2012-й год запланировано строительство новой очереди Приморского кольца, обхода Советска, а также Южного обхода Калининграда и Берлинского моста.

- Сложилось ощущение, что в этом году обсуждение бюджета в Облдуме было более эмоциональным и долгим. Возникли ли у вас какие-то разногласия с депутатами?

- У меня такого ощущения не сложилось. Просто обсуждение началось раньше, но шло, как обычно. В этом году министерство финансов Калининградской области применило в какой-то степени новаторский подход к работе по согласованию бюджета с депутатами. Мы вышли к парламентариям еще до внесения проекта бюджета в Думу, обсудили корректировки, и основные предложения были учтены еще на стадии формирования проекта бюджета. Поэтому как раз наоборот, была достаточно профессиональная и спокойная работа, и, надо заметить, что ко второму чтению поправок было немного.

- Для чего вы ввели эту новацию?

- Эту работу называют «нулевое чтение», законодательно в области она никак не оформлена. Но мы договорились с председателем Думы Мариной Эдуардовной Оргеевой, с председателем комитета по бюджету и финансам Валерием Витальевичем Фроловым и организовали ряд встреч с депутатами, на которых рассказали о проектировках, сформированным в правительстве, и отдельных направлениях, услышали мнения.

В частности, предложения касались увеличения ассигнований на поддержку села, сельхозпроизводителей, и более весомого финансирования программы развития села. Здесь позиции совпали с установкой губернатора о том, что в сельское хозяйство надо вкладывать больше средств. Поэтому в этом году беспрецедентно высокий уровень финансирования селян, еще до получения федеральных субсидий - 900 млн рублей, а вместе с инвестиционной программой - это больше 1 млрд рублей.

poremb_6.jpg- Со следующего года существенно снизятся доходы от транспортного налога. Как это выравнивается в бюджете?

- Транспортный налог постепенно снижается с 2010 года. На мой взгляд, мы достаточно честно с точки зрения определения нагрузки на автовладельцев, подошли к решению этого вопроса. В общественную палату предоставили свои расчеты по снижению транспортного налога, исходя из дополнительных расходов автовладельцев на бензин с учетом повышения акцизов на 1 рубль ежегодно. В 2011 году акциз на бензин повысили на 1 рубль, в 2012 году - на 2 рубля, в 2013-м - на 3 рубля. Все эти ресурсы идут в дорожный фонд.

Кстати, у нас достаточно весомое увеличение доходов областного бюджета от акцизов на нефтепродукты, которые являются основным источником доходов дорожного фонда. И в этом году дорожный фонд без учета остатков на счетах сформирован в объеме 2,8 млрд рублей. В последующие годы мы прогнозируем существенный рост - около 25-30%, общий объем будет более 3 млрд рублей.

В 2012 году владельцы автомобилей с мощностью двигателя до100 лошадиных сил будут платить по базовой ставке 2,5 рубля, предусмотренной федеральным законодательством. За авто мощностью в 100 лошадиных сил будет ежегодно взиматься налог в 250 рублей.

- Я правильно понимаю, что те средства, которые бюджет недополучит за счет снижения транспортного налога, компенсируются повышающимися акцизами на нефтепродукты?

- В том числе, да.

- Выходит, мечта некоторых калининградских автомобилистов о включении транспортного налога в стоимость топлива, воплотилась?

- Отчасти, да. Есть мнение, что транспортный налог надо полностью включить в стоимость акцизов. Безусловно, такая замена больше повлияет на малолитражные автомобили, потому что транспортный налог - прогрессивный, исходя из мощности машины. Но тогда возникает вопрос: как сделать так, чтобы люди разного достатка платили исходя из своих финансовых возможностей? Имущественные налоги помогли бы решить эту проблему (налоги на землю, недвижимость, машины). Имущественные налоги логичны, они есть во многих странах мира. Их нужно рассматривать, как элемент налогообложения физических лиц, который вносит справедливость: имеешь возможность купить «Лексус» - заплати большой транспортный налог. Если у тебя средство передвижения с мощностью до 135 лошадиных сил - заплати 500-1500 рублей.
При этом необходимо помнить и о дорожном хозяйстве, строительстве новых дорог. Это тоже важно, на мой взгляд.

- Не могу не спросить о системе распределения средств между муниципальными бюджетами. По какому принципу распределяются дотации на выравнивание и дополнительную поддержку?

- Если говорить об общем уровне финансовой поддержки, то уже в этом году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности мы нарастили более чем на 45%. Фонд дотаций по дополнительной поддержке еще три года назад был на уровне 450 млн рублей, в кризис его подняли до 650 млн рублей. С финансовой помощью из федерального бюджета, в конечном итоге у нас получалось всего около 900 млн рублей.

В последнее время очень много поисков субъективных подходов к распределению средств. Нас заподозрили в лоббировании финансовых интересов Гусева, но поймите - нет субъективной поддержки, есть принципы, которые резонны. Нельзя примитивно понимать систему межбюджетных отношений. Дать дотацию на одного жителя - это неправильно, потому что дотация нужна для того, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность. Когда мы говорим, что у одного муниципалитета больше, а у другого меньше, мы, прежде всего, должны посмотреть, сколько собирает муниципалитет налогов. В соответствии с бюджетным законодательством и нашей методикой, мы распределяем дотации даже не исходя из того, сколько по факту поступило в местный бюджет средств, а исходя из оценки налогового потенциала. Мы используем статистические данные, которые не можем самовольно изменять, они согласованы с муниципалитетами.

Что касается дотаций на дополнительную поддержку, то мы сформировали предложения по методике их распределения. Хотелось бы, чтобы ни у кого не возникало сомнений, что мы применяем какие-то принципы, которые никому не известны. Часть этих дотаций распределяется исходя из качества работы глав муниципальных образований и органов местного самоуправления. В соответствующей методике больше сотни показателей, по которым определяется, кто лучше, а кто хуже. Одиннадцати лучшим муниципалитетам выделяются поощрительные гранты. Этим занимается министерство муниципального развития.

- Виктор Ярославович, у меня есть свой взгляд на такой подход. Он, возможно, дилетантский, но все же: складывается ощущение, что муниципалитеты, которые по этим показателям не демонстрируют высокого уровня, без дополнительных дотаций не могут выполнить их. А те, чьи показатели на высоком уровне, получают средства, которые могли бы использовать на развитие более слабые муниципалитеты.

- С такой точкой зрения мы сталкиваемся. Тогда возникают вопросы. Что будет, если мы откажемся от финансового стимулирования качества работы? Как поощрять сильные муниципалитеты, как стимулировать органы местного самоуправления? Будет лучше, если мы отменим эти «призы»? Пожалуйста, давайте дискутировать.

- Получается, основная суть подхода в том, чтобы стимулировать другие районы расти. Но будет ли у них такая возможность на том уровне, который они получают?

- Возможность есть всегда. Состав показателей не ограничивается тем, сколько ты вложил средств, есть они у тебя или нет. У нас есть и методика оценки финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований. Там есть показатели, которые зависят от объема ресурсов муниципалитета. Но больше там показателей по организации бюджетного процесса. Они позволяют понять, насколько качественно сформирован бюджет, исходя из тех ресурсов, которые есть. Эти показатели достаточно объективны и лояльны к муниципалитетам, у которых не хватает средств на развитие.

Наша главная задача - сформировать равные условия для муниципалитетов, передать им ресурсы в виде налоговых доходов и дотаций на выравнивание (базу), достаточных для нормального исполнения их полномочий. А дальше уже субсидировать инициативы, в том числе, и по капитальным вложениям, инвестициям, социальным направлениям - как дополнение к базе. Если муниципалитеты говорят, что не хватает средств базовых, то мы конечно, должны перераспределить ресурсы.

Можно говорить о том, чтобы все дотации на допподдержку переориентировать на дотации на выравнивание. В этом случае мы распределяли бы их в начале года и потом в течение года никому бы ничего не давали. Но так поступать нельзя, потому что значительная часть дотаций на допподдержку распределяется, в том числе, исходя из текущего исполнения местных бюджетов, каких-то трудностей, например, с подготовкой к зиме, или объективным провалом в поступлении доходов.

poremb_5.jpg- В предстоящем году в активную фазу войдет программа повышения финансовой грамотности населения. Калининградская область вошла в число пилотных регионов. Что собой представляет эта программа?

- Программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения Калининградской области в 2011-2016 годах» была разработана в рамках федерального проекта, направленного на повышение уровня финансовой грамотности населения РФ. Кроме Калининградского региона в проекте участвует и Волгоградская область. Часть мероприятий в этом году мы уже реализовывали, но в полную силу программа стартует в 2012-м году.

Тема финансовой грамотности очень актуальна - результаты социологических исследований показывают, что люди вообще не уделяют или уделяют недостаточное внимание управлению своими финансами. Многие не умеют грамотно решать жилищные проблемы, пользоваться кредитными продуктами, работать с пенсионными накоплениями. В современном мире любому человеку важно внимательно относиться к бюджету семьи, правильно оценивать свой кредитный потенциал, адекватно реагировать на рекламу.

Еще одной предпосылкой для создания этой программы явился тот факт, что в России сложилась привычка перекладывать свою ответственность на государство. Государству необходимо обучать граждан правильному отношению к своим финансам, чтобы создать класс ответственных и самодостаточных участников финансового рынка, которые формируют накопления.

- То есть программа рассчитана на людей среднего возраста и среднего достатка?

- Целевых групп всего четыре. Первая - учащиеся (школьники и студенты) - те, кто придет на финансовый рынок завтра. Именно они станут экономически активными и, соответственно, столкнутся с проблемой принятия решений в области личных финансов. Вторая - активные и потенциальные потребители финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов. Эти люди обладают низким уровнем знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, а также недостаточным пониманием своих прав как потребителей финансовых услуг. Здесь нужно отдельно отметить жителей сельской местности и отдаленных районов Калининградской области, которые особенно нуждаются в образовательной и информационной поддержке.

Третья группа - предприниматели, представители малого и среднего бизнеса. Здесь мы рассматриваем не крупных предпринимателей, которые уже могут себе позволить пригласить на работу профессиональных финансистов. Речь о тех, кто только начинает предпринимательскую деятельность и не имеет знаний в сфере кредитования и эффективных способов накопления инвестиционных ресурсов. И четвертая группа - население старшего возраста. Пенсионеры, как правило, в наибольшей степени не приспособлены к условиям меняющегося рынка, эта группа является наименее грамотной и наименее способной к обучению, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на их жизненном уровне.

- Я так понимаю, что вы планируете создать некий центр, где будут обучать финансовой грамотности?

- Для успешной реализации данной программы необходимы две вещи. Во-первых, создание кадрового ресурса, в который должны войти учителя и преподаватели всех уровней системы образования, а также педагоги неформальных объединений. Во-вторых, должна быть создана такая система, которая будет работать и после окончания реализации программы. Мы планируем создать Региональный центр финансовой грамотности (РЦФГ), который должен будет взять на себя функцию продолжения работы в области повышения финансовой грамотности и обеспечить устойчивость результатов программы.

В 2012 году планируется провести исследование, которое поможет точно определить концепцию центра и составить его бизнес-план. В числе важнейших задач – разработка и внедрение образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности жителей области.

Саму программу, все материалы по ней вы можете найти на сайте министерства финансов Калининградской области - www.minfin39.ru. Сайт позволяет оставлять комментарии и высказывать предложения. Я надеюсь, они будут конструктивными.

- Виктор Ярославович, мы много говорили о бюджете, финансовых планах, подходах к распределению средств. А вы сами чего ждете от 2012-го года, есть мечты-надежды? Мы знаем, что 27 декабря у вас день рождения…поздравляем!

- Спасибо. Действительно мой биологический цикл совпал с бюджетным циклом. (смеется) Если говорить о работе, нам, министерству финансов, хотелось бы успешно завершить финансовый год. Что касается личной жизни, то, конечно, мечтаю чаще бывать с семьей. Хочется, чтобы было больше возможностей путешествовать, получать новые впечатления, читать, смотреть фильмы, быть в кругу друзей. Обычные человеческие интересы и желания.

Текст, фото - Наталья Калугина

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.