Кабала или подарок?: что стоит за идеей частника построить мост через залив

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Реконструкция Северного обхода

В апреле стало известно, что структура группы «ВИС» из Ленинградской области предложила построить в рамках концессии мост через Калининградский залив. Концессионное предложение предполагает взимание платы за проезд. Областные власти уже утвердили максимальные ставки проезда по платным дорогам — они как будто были переписаны из концессионного предложения группы «ВИС». «Новый Калининград» рассказывает, чем может обернуться реализация данного проекта для калининградцев.

Что такое концессия?

Это договор между государством и частной организацией, которая готова инвестировать и взять в управление объект государственной собственности. Взамен компания получает право брать плату за оказание услуг с использованием госимущества. Прародителем концессий был откуп, когда власти отдавали определенным лицам права собирать налоги. Именно на основании концессионного соглашения получила право собирать плату с грузовиков через систему «Платон» компания РТИТС. 23,5% компании принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну друга президента Владимира Путина Аркадия Ротенберга.

По мнению Федеральной антимонопольной службы, иногда под концессиями маскируются обычные госзакупки, когда государство отдает в концессию проект, который само полностью финансирует. Впрочем, ФАС не всегда удается отстоять свою позицию в судах.

В случае с мостом через залив государство тоже полностью его оплатит?

Вклад налогоплательщиков в проект будет большим, но проект концессии предполагает и вложение «Десятой концессионной компанией» своих (в том числе заемных) денег. Общая стоимость моста и платной автомобильной дороги общей протяженностью 7,7 км оценивается в 35,2 млрд руб. в ценах 2018 года. Только треть предлагает вложить компания-концессионер. Остальное нужно будет выделить из бюджета. Причем основные инвестиции концессионера запланированы ближе к концу проекта строительства, в то время как бюджет должен начать вкладываться на начальном этапе.

Концессионная компания рассчитывает, что помимо сбора платы за проезд она будет получать ежегодное возмещение за участие в проекте. Возмещение предлагается разделить на две составляющие: базовый инвестиционный платеж (то есть возврат инвестиций) и эксплуатационный платеж. За 24 года участия в проекте структура группы «ВИС» хочет получить из бюджета почти 22 млрд руб. инвестиционного платежа (основное возмещение предлагается делать со 2-го по 8-й годы реализации проекта — почти по 1,6 млрд руб. в год). Возмещение на эксплуатацию за 24 года должно составить 12,4 млрд руб. (в ценах 2018 года), и самые большие платежи от государства компании ожидаются в первые 8 лет реализации проекта.

Заключение концессионного соглашения означает, что мост точно построят?

Губернатор Антон Алиханов планирует подписать концессионное соглашение в ходе Санкт-Петербургского экономического форума, который состоится в июне. Но подписание соглашения не гарантирует реализацию проекта. Скорее оно гарантирует возможность применения санкций к областным властям за срыв проекта. Так областные власти по инициативе Алиханова подписали концессионное соглашение на строительство котельных в Балтийске, но не смогли достроить газопровод к городу (сейчас обсуждается вариант строительства газопровода заново) и проект провалился. Сейчас концессионер пытается взыскать через суд с муниципалитета 158 млн руб. за срыв концессионного соглашения.

Группа «ВИС» не имеет четкой специализации в своей концессионной деятельности. Согласно сайту компании, она занимается или занималась проектами строительства перинатального центра в Сургуте, нового энергоблока Новочеркасской ГРЭС, детсадов в Ямало-Ненецком автономном округе, поликлиник в Новосибирской области, железнодорожной линии и ряда дорожных проектов, а также стала единым мусорным оператором в Новосибирской области. В частности, «ВИС» занимается проектом моста через Обь в Новосибирске, который можно сравнить с калининградским проектом.

Правительство Новосибирской области подписало соглашение на строительство платного моста с «Сибирской концессионной компанией» (входит в группу «ВИС») в декабре 2017 года за 34,5 млрд руб. (более 26 из них должны дать власти). Только подготовительные работы к строительству планируется завершить к 2019 году. По оценке местной контрольно-счетной палаты, сметная стоимость отдельных видов подготовительных работ была завышена в 2,5-3 раза.

По данным РБК, «ВИС» благодаря сотрудничеству с «Газпромом» стала одной из крупнейших инженерно-строительных групп в России. Подряды «Газпрома» ВИС начала получать после того, как ее бывший гендиректор Дмитрий Доев перешел в структуры монополии.

До конца 2017 года акционером «ВИСа» был гендиректор «ТЭК Мосэнерго» Дмитрий Рябов. Владельцем «ТЭК Мосэнерго» является Игорь Ротенберг, сын друга президента РФ Аркадия Ротенберга (его компания строит музейный центр на острове Октябрьском в Калининграде). Основной владелец «ВИС» Игорь Снегов утверждал в 2018 году, что «никогда не встречался с Игорем Аркадьевичем [Ротенбергом]».

Можно ли обойтись в проекте строительства моста без концессионера?

Вероятно, да. Мост и платная дорога являются продолжением запланированного еще губернатором Георгием Боосом проекта Приморского кольца. Существующие участки кольца от Калининграда до Светлогорска, построенные за счет федерального бюджета, содержит и обслуживает федеральное госпредприятие Росавтотор. Сейчас планируется продолжение строительства трассы до Балтийска за счет федерального центра.

По мнению главы комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты Леонида Степанюка, мост повысит конкурентоспособность калининградской экономики, так как позволит оперативно доставлять грузы из порта в Балтийске и Пионерском на юг области, не объезжая город вокруг. «В амбициозных планах этот проект существовал больше чем 10 лет назад», — напоминает Степанюк. При этом транспортникам нет разницы, будет этот проект реализовывать государство или концессионер.

Каких-либо проектных цифр по загрузке планируемого моста пока не озвучивалось. Степанюк готов заниматься экспертизой проекта. «Естественно, если будет убыток, вряд ли на это кто-то пойдет», — отмечает эксперт.

Кроме того, стоимость строительства моста, отраженную в концессионном соглашении, нельзя считать окончательной. Финальная цифра станет понятна после подготовки проекта и прохождения им экспертизы.

Строительство моста могут «повесить» на региональный бюджет?

Стороной концессионного соглашения планирует стать область, но средств, требуемых для проекта, у нее нет, и они вряд ли появятся в ближайшей перспективе. Так что инвестиции в строительство моста (если оно начнется) должен будет сделать федеральный центр. В проекте соглашения выплату в размере 28,7 млрд руб. называют «капитальным грантом» (именно с получением от Москвы этого гранта у «ВИСа» возникали проблемы в Новосибирске, что заметно сказалось на сроках реализации проекта). 34,1 млрд руб. возмещения в течение 24 лет участия в проекте концессионеру, согласно опубликованному предложению, должен выплатить в течение 24 лет концедент — то есть область. Это порядка 2 млрд руб. в год в течение первых 8 лет реализации проекта, что сопоставимо с годовым объемом поддержки всего областного сельского хозяйства в среднем за последние 7 лет плюс около 1 млрд в год в последующий период.

Текст: Вадим Хлебников



Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Почему дело Рудникова-Дацышина — самый важный процесс десятилетия

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о конце эпохи «понятий».