«Незакольцованный» город: как решили построить мост через залив и «похоронить» эту идею

Все новости по теме: Мост через залив в Калининграде
«Незакольцованный» город: как решили построить мост через залив и «похоронить» эту идею

Мост через Калининградский залив — пожалуй, самый амбициозный инфраструктурный объект, который давно хотят построить в регионе. По замыслу, дорога стоимостью в десятки миллиардов рублей должна соединить Южный и Северный обходы, «закольцевав» город. Наиболее активно разговоры о ней шли при губернаторе Антоне Алиханове. Дело дошло даже до разработки проекта, который, похоже, все же не получится реализовать. «Я изначально сомневался в реализации», — заявил в конце 2022 года Алиханов, общаясь с представителями СМИ. «Новый Калининград» решил вспомнить прежнюю риторику и действия чиновников.

В июле 2017 года Алиханов, являясь еще врио губернатора, сообщил, что региональные власти ведут переговоры с «Росавтодором» о возможности использования собранных системой «Платон» средств для строительства моста через залив.

В апреле 2018 года в правительстве региона утвердили проект планировки, предусматривающий строительство нового мостового перехода, соединяющего микрорайон им. А. Космодемьянского с поселком Шоссейное Гурьевского городского округа.

В 2018 году из регионального бюджета потратили 14,2 млн руб. на экспертное исследование, которое доказывает, что мост нужен: «Реализации данного объекта дает возможность выхода транспортных потоков с северо-запада региона на ответвление трансъевропейского транспортного коридора 1-А „Рига — Калининград — Гданьск“, улучшая транспортную доступность территории и сохраняя при этом морские связи и выводя из Калининграда большегрузный транспорт».

В начале 2019 года выяснилось, что «Десятая концессионная компания» (входит в группу «ВИС», косвенные данные указывают, что она связана с другом президента РФ Аркадием Ротенбергом) заявила о желании построить мост в рамках концессии, которая предусматривала, что проезд будет в итоге платным. Концессионер, взяв на себя обязательство проектирования, хотел получить из федерального бюджета на строительство моста «капитальный грант» в размере 28,7 млрд руб., а также 34,1 млрд руб. возмещения от области в течение 24 лет.

В середине 2019 года Алиханов подписал с группой «ВИС» концессионное соглашение. «Новый мостовой переход в самом западном регионе страны создаст возможности для интенсивного развития региона, откроет новые транспортные коридоры в Европу, улучшит транспортную доступность для калининградцев», — заявил тогда председатель Совета директоров Группы «ВИС» Игорь Снегуров.

В марте 2020 года власти региона заявили, что проектируемое сооружение пока не с чем стыковать в районе проспекта Победы. «Для того, чтобы было куда стыковать мост через залив, мы должны свести Северный обход развязкой с проспектом Победы», — заявила занимавшая тогда пост областного министра развития инфраструктуры Елена Дятлова. Отметим, работы по строительству данной развязки в рамках реконструкции Северного обхода еще не ведутся.

В июне 2020 года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин признал, что стоимость проекта «очень большая», за счет бюджетных средств «не сможем осилить».

В октябре 2020 года «Десятая концессионная компания» и «Сбербанк» подписали соглашение о привлечении кредитных средств. Лимит кредитной линии банка должен был составить более 13 млрд рублей, срок кредитования — более 10 лет.

В марте 2021 года глава администрации Калининграда Елена Дятлова заявила, что строительство моста является благом для города, поскольку он позволит перенаправить грузопотоки и оказать положительное влияние на экологию

В марте 2021 года владельцы домов и участков в калининградских СНТ «Дельфин» и «Ветерок» выступили за корректировку проекта платной дороги с мостом. На юге города под изъятие попадает более 100 га частных участков.

В 2021 году выяснилось, что в ходе проектирования объекта для его удешевления была решено, что основная часть дороги пройдет по суше, а мостовая часть будет ниже, чем планировалось. Тем не менее, строительство оценивалось в 40 млрд руб., а участки собственников попадали под изъятие. Кроме того, под вырубку попадало 89 га городских лесов.

В октябре 2021 года стало известно, что в 2022-2024 годах правительство области планирует вложить со своей стороны в концессионный проект 3,5 млрд руб. При этом общая стоимость 8-километровой дороги подросла до 51 млрд руб. «В настоящий момент завершаются проектно-изыскательские работы. Предполагаемый срок реализации данного объекта — до конца 2026 года», — заявляла министра развития инфраструктуры области Евгения Кукушкина.

В феврале 2022 года вышло постановление областного правительства об изъятии 52 гектаров земли и 56 домов.

«Судьбы людей никого не волнуют»: что происходит с изъятием земли и домов под мост через залив

В апреле 2022 года Алиханов сделал следующее заявление: «Проект готов, сейчас готовится к загрузке в экспертизу. Марат Шакирзянович Хуснуллин (вице-премьер Правительства РФ — прим. „Нового Калининграда“) докладывал президенту. Часть федерального финансирования уже получила предварительное одобрение. Сейчас коллеги работают над тем, чтобы увеличить капитальный грант федерального бюджета». При этом Алиханов отметил, что «мы в любом случае продолжаем двигаться вперед», так как «проект очень важный».

В октябре 2022 года СМИ выяснили, что СКР возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), в котором фигурирует группа компаний «ВИС». Речь шла о хищении 1 млрд руб. при строительстве скоростной автомагистрали «Обход Хабаровска». В самой группе «ВИС» заявили, что основанием для расследования стало обращение в правоохранительные органы именно их представителя, а само дело «касается одного из субподрядных договоров».

В ноябре 2022 года при рассмотрении бюджета области на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг вложения в строительство моста со стороны региона решили увеличить до 5 млрд руб.

В начале декабря 2022 года зампредседателя областного правительства Александр Рольбинов допустил, что строительство не начнется и в 2023 году. По его словам, проект отправили на повторную экспертизу: «Изменилась стоимость на некоторые строительные материалы, мы вынуждены были все это дело пересчитать и соответственно заново заходить на экспертизу». При этом Рольбинов назвал «ВИС» «инициатором этого проекта».

В конце декабря 2022 года Алиханов заверил СМИ, что «изначально сомневался» в реализации проекта. «И сейчас я понимаю, что в текущем моменте просить у федерального бюджета 40 млрд рублей на этот мост, с учетом тех задач, которые сейчас стоят перед нашей страной... наверное, было бы легкомысленно надеяться на то, что это легко вот так вот решится и нам выдадут завтра. Сомневаюсь в этом», — сказал губернатор, отметив, что после фактического закрытия границ актуальность моста снизилась. Чиновник добавил, что не начался даже выкуп участков.

Отметим, в федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг нет информации о планах направить средства на строительство моста.

Изображение — группа «ВИС»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.