Смех и слёзы: как Правительство РФ помогает Калининградской области

Дмитрий Медведев. Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Проблема-2016

В День смеха стало известно о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал ряд поручений по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области. Это не первые поручения руководства страны, призванные помочь региону. Однако и предыдущие поручения пока исполняются вяло.

За счет антикризисных мер

Решения по итогам заседания правительственной комиссии опубликованы на сайте российского кабинета министров в среду, 1 апреля. В частности, Дмитрий Медведев поручил принять к сведению доклады губернатора Калининградской области Николая Цуканова и Минэкономразвития России, прозвучавшие на заседании на прошлой неделе.

«Если возможно, всё-таки не сокращать нашу ФЦП, потому что там всё выверено, каждый рубль, наше софинансирование есть. Причём это бюджет развития, это не просто какие-то наши хотелки, которые можно было бы перенести на более долгий период. Это как раз точки роста, которые завтра дадут налоговую базу, прежде всего в федеральный бюджет и региональный», — говорил Цуканов.

Напомним, что Николай Цуканов попросил власти страны не сокращать бюджетное финансирование Федеральной целевой программы развития Калининградской области, несмотря на непростую ситуацию в стране (на заседании шла речь о сокращении бюджетного финансирования региона на 27%).

В итоге 1 апреля Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития России внести в Правительство РФ проект правового акта о внесении изменений в ФЦП в части включения в неё объектов капитального строительства, указанных в разделе II «дорожной карты», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1623-р (отметим, что в открытых правовых системах нет информации об этом распоряжении, поскольку оно может содержать информацию, квалифицируемую как «государственная тайна» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено представить в Правительство РФ проект правового акта о восстановлении бюджетных ассигнований на финансирование ФЦП в 2015 году. Правда, учитывая, что расставлять приоритеты в тяжёлом деле реализации ФЦП в текущем году губернатор Николай Цуканов взялся лишь первого апреля, ожидать «стопроцентного освоения» выделяемых средств по итогам года может только очень оптимистично настроенный человек.

Также должно быть восстановлено финансирование объектов транспортной инфраструктуры и объектов по подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, финансирование разработки проектной документации строительства международного круизного морского терминала в Пионерском. При этом в тексте решения говорится, что восстановление ассигнований на финансирование Федеральной целевой программы должно быть выполнено «с учётом 10-процентного сокращения расходов Минэкономразвития России».

«Источником финансирования указанных расходов определить бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов на реализацию „антикризисных“ мер», — отмечается в тексте документа.

Согласно постановлению от 27 сентября 2014 года, федеральный бюджет сократил финансирование портовой инфраструктуры в Калининградской области с 17,69 млрд рублей до 8,5 млрд рублей. На глубоководный порт в Янтарном идёт всего 400 млн, остальное — на круизный терминал в Пионерском.

Что касается порта в Пионерском, Минтранс России совместно с Минфином и Минэкономразвития должны «проработать» возможность выделения бюджетных ассигнований для обеспечения строительства морского терминала в Пионерском. При этом федеральные министерства должны учитывать постановление Правительства РФ от 27 сентября 2014 года № 990. Напомним, что этот документ в два раза урезал финансирование портовой инфраструктуры.

О результатах исполнения поручения министерства должны доложить Правительству РФ до 15 сентября 2015 года. То есть к тому времени, когда бюджетный год будет уже практически на исходе.

Опережающее развитие

Еще одно премьерское поручение выписано Минэкономразвития России. Министерство должно подготовить и внести в установленном порядке поправки в законодательство РФ о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР). Эти поправки должны предусмотреть распространение мер государственной поддержки и особого порядка осуществления деятельности на территорию Калининградской области с 1 апреля 2016 года. Срок исполнения поручения — до 24 июля 2015 года.

Об этом ранее на заседании правительственной комиссии просил Дмитрия Медведева губернатор Николай Цуканов. Об этом говорили в мае 2014 года во время визита премьер-министра в регион и калининградские бизнесмены.

Принятый в декабре 2014 года закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» касался в первую очередь Дальнего Востока. Закон предполагает ряд льгот и преференций для инвесторов, которые будут реализовывать свои проекты в условиях ТОР. В частности, им положена нулевая ставка налога на прибыль в течение 5 лет, таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал и другие преференции.

Стоит отметить, что закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» предполагает более льготные налоговые условия — нулевую ставку по налогу на прибыль и имущество предприятий в течение первых шести лет работы, 50-процентную ставку в течение последующих шести лет. Кроме того,  а таких территориях возможно применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. В Калининградской области, как утверждают в правительстве, эта процедура гарантирована до 2031 года любому, даже вновь зарегистрированному лицу.

До сих пор ждут

0NV_3469.jpg

Озаботилось Правительство РФ и транспортной доступностью Калининградской области. В частности, Минтрансу, Минэкономразвития и ОАО «РЖД» выдано поручение «проработать вопрос о повышении конкурентоспособности железнодорожных перевозок с целью увеличения их объёмов на железнодорожной паромной переправе Балтийск — Усть-Луга». О результатах проработки вопроса министры и глава «РЖД» должны доложить в Правительство РФ до 15 июня 2015 года.

Кроме того, в списке решений появилось поручение Минфину России совместно с правительством Калининградской области «предусмотреть бюджетные ассигнования на предоставление иных межбюджетных трансфертов на компенсацию части затрат российских юрлиц». Речь идет о компенсации некой части затрат на перевозку по железной дороге готовых товаров, произведённых на территории Калининградской области, на территорию России.

Также планируется компенсировать часть затрат на перевозку по железной дороге из России в Калининград сырья, строительных материалов и комплектующих для производства товаров на территории Калининградской области. Бюджетные ассигнования должны быть предусмотрены в проекте федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Срок исполнения поручения — до 14 апреля 2015 года.

Интересно, что подобное поручение — компенсировать часть затрат на железнодорожные перевозки — уже было. Президент Путин давал его еще в ноябре 2014 года по итогам совещания, которое проходило в октябре. «Правительство РФ до 1 декабря должно издать нормативный акт, который будет касаться субсидирования расходов на транспортировку товаров, производимых на территории области, а также сырья, строительных материалов и комплектующих для их производства», — говорилось тогда в поручении Путина. Однако постановление так и не было принято.

13 мая 2014 года калининградский бизнес обозначил 16 позиций, которые требовали решения. В протокольном поручении по итогам совещания было записано 12 позиций, в итоге в окончательный список поручений вошли только четыре, из которых исполнено полностью лишь одно.

Более того, в начале декабря на встрече с журналистами представители калининградского бизнеса говорили, что поднимали эту тему на майском выездном совещании Правительства РФ, которое проводил в Калининграде премьер Медведев. И просили компенсировать затраты не только на провоз грузов по железной дороге, но и все остальные перевозки. Скоро уж год, как прошло совещаний, а известий о субсидиях так и нет.

Список из 12 поручений по решению «проблемы-2016» премьера Медведева в октябре трансформировался в список из четырех поручение президента Путина. Как уже говорилось выше, поручение по субсидированию перевозок не исполнено до сих пор, и на прошлой неделе получило новую жизнь и новые сроки.

Что касается остальных трех, исполнено из них лишь одно. Во-первых, Правительство РФ утвердило методику расчёта межбюджетных трансфертов, благодаря которой в Калининградскую область должны возвращаться таможенные платежи, которые предприниматели, ранее имевшие льготы, начнут платить после 1 апреля 2016 года. Правда, кто и как будет получать эти деньги, пока так и непонятно — это должно будет решить областное правительство в течение 2015 года.

Второе поручение по итогам майского и сентябрьского совещаний — это поправки в закон «Об Особой экономической зоне», снижающие порог инвестиций для резидентов ОЭЗ со 150 млн рублей до 50 млн рублей. Поправки прошли общественное обсуждение и должны были быть внесены в Госдуму до конца 2014 года. Однако в Госдуме на обсуждении пока находятся другие поправки в закон об ОЭЗ — об упрощении таможенного администрирования и об уточнении сроков налоговых каникул. По поводу поправок о снижении порога для инвесторов ничего не слышно, хотя с конца 2014 года прошло уже три месяца.

И, наконец, третье поручение, единственное полностью исполненное спустя год — это создание правительственной комиссии по решению вопросов Калининградской области. Комиссию наконец создали, и она даже провела первое заседание. Правда, судя по всему, ее основная задача — штамповка новых поручений. Результаты которых, если верить тому, что произошло с прошлыми, весьма туманны.

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Эта земля была нашей

Главный редактор Алексей Милованов о серьёзном дефиците желающих видеть нашу область своей — даже на 71-м году её современного существования.