15 справок: минэк представил механизм возврата денег из-за «проблемы-2016»

Все новости по теме: Проблема-2016

Министерство экономики Калининградской области разработало проект правительственного постановления, определяющее порядок возмещения затрат, которые понесут предприятия «переходного периода» из-за «проблемы-2016» после отмена таможенных льгот в апреле следующего года.

В ожидании денег

Принципиальное решение о том, что калининградские резиденты Особой экономической зоны, которые лишатся в апреле 2016 года таможенных льгот, смогут получать выплаченные ими таможенные пошлины обратно, было принято в мае 2014 года на выездном совещании Правительства РФ в Калининграде.

В октябре 2014 года министр экономики Анастасия Кузнецова рассказала, что субсидирование предприятий будет идти в рамках «иных межбюджетных трансфертов», которые Калининградская область получит из федерального бюджета. Формально эти трансферты будут называться «субсидиями на рынок труда», дабы не дразнить Всемирную торговую организацию, которая категорически относится к таможенным преференциям.

Кузнецова рассказывала, что трансферт бюджету Калининградской области будет рассчитываться по формуле «фонд оплаты труда по региону, умноженный на коэффициент, который будет равен той сумме, которую предприятия, работающие в рамках „переходного периода“, должны будут платить в виде таможенных пошлин после 1 апреля 2016 года». «Коэффициент должен быть таким, чтобы сумма трансферта была сопоставима с суммой дополнительных расходов предприятий», — отмечала министр.

В октябре 2014 года предполагалось, что предприятия начнут платить таможенные платежи в объеме 62 млрд рублей в год, и эти деньги они должны будут получить обратно. «В список потенциальных получателей субсидий попадают те предприятия, который включены в реестр участников внешнеэкономической деятельности до 1 апреля 2006 года, плюс те резиденты, которые до 1 января 2012 года были включены в реестр. Это чуть больше 700 предприятий», — говорила министр.

Справки и заявления

Ключевым вопросом оставался механизм распределения федеральных денег среди местных получателей, попадающих под «проблему-2016». В декабре 2014 года во время встречи с журналистами Анастасия Кузнецова рассказала, что распределение денег будет зависеть от регионального правительства, правила планируется выработать в течение 2015 года. Министр промышленности Дмитрий Чемакин отметил, что правила распределения денег будут вырабатываться совместно с представителями бизнес-сообществ, чтобы эти правила были «четкими и прозрачными». 

В июне 2014 года министр Анастасия Кузнецова выдвинула идею, что претендовать на субсидии из федерального бюджета должны только предприятия, которые будут экспортировать свою продукцию за пределы Таможенного союза. В критерии для распределения денег она предлагала внести «долю экспорта собственной продукции», чтобы «поддержать экономику региона».

Год назад министр однозначно подчеркнула, что критерий доли экспорта будет обязательным для всех желающих получать субсидии. «Я прекрасно понимаю разницу между предприятиями и их способностью выйти на экспорт. Тем не менее, подтолкнуть их к тому, чтобы выходить на экспорт, я считаю правильным. Это будет обязательный критерий. Без его выполнения на субсидии они могут не рассчитывать», — утверждала Кузнецова.

Региональное бизнес-сообщество восприняло идею министра весьма неоднозначно. В частности, экс-замминистра экономики Михаил Городков сказал, что в области «почти нет подобных клиентов для субсидий с таким условием». Он отмечал, что применение такого критерия в качестве обязательного поставит под угрозу существенную часть потенциальных получателей субсидий.

«Их рынок сбыта был ориентирован на постсоветское пространство, прежде всего на Российскую Федерацию, менее — на Таможенный союз», — сказал Городков. Он также добавил, что сохраняющиеся экспортные ограничения и «не особое желание» видеть несырьевые российские товары на рынках Евросоюза и других стран сделают выполнение «экспортного критерия» крайне проблематичным. 

Наконец, текст проекта постановления в июле 2015 года появился на сайте минэка. И выяснилось, что предложение Кузнецовой в нём отсутствует.

Текст проекта постановления опубликован на сайте министерства. Предприниматели могут высказать свои пожелания и предложения по поводу документа. «Предложения принимаются в установленном порядке по адресу: 236007, г. Калининград, ул. Дмитрия Донского, 1, а также по адресу электронной почты: k.antonets@gov39.ru Сроки приема предложений: по 3 августа. Отчет о проведенных публичных консультациях будет размещен на сайте http://economy.gov39.ru/ не позднее 5 августа», — отмечается в сообщении минэка.

В проекте постановления говорится, что право на получение федеральных субсидий будут иметь резиденты ОЭЗ, соответствующие ряду критериев. Вопреки опасениям, что региональные власти решат привязать субсидирование к минимальному размеру оплаты труда, который в области уже совсем скоро составит 10 тысяч рублей, требования к получателям субсидий оказались относительно либеральными.

Во-первых, у них на дату подачи заявления должны отсутствовать просроченная задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Во-вторых, предприятию потребуется подтвердить факт сохранения средней заработной платы и отсутствия просроченной задолженности по зарплате за отчетный период (месяц). В-третьих, на дату подачи заявления о предоставлении субсидии заявитель должен получить «Акт экспертизы по определению возможности предприятия (изготовителя) производить продукцию заявленного ассортимента». Кроме того, в отношении предприятия не должна осуществляться процедура банкротства, ликвидации, реорганизации, либо прекращения деятельности.

При этом предприятиям, претендующим на федеральные деньги, придётся собрать 15 справок и заявлений и предоставить в некий специальный орган, который будет создан при региональном министерстве экономики.

20.jpg

Для получения субсидии заявитель предоставляет в уполномоченную организацию следующие документы:

1) заявление на субсидирование понесенных затрат установленного образца, оформленное в трех экземплярах по форме, утвержденной уполномоченным органом;

2) сведения о размере понесенных затрат, подлежащих компенсации за отчетный период по форме, установленной уполномоченным органом;

3) расчёт размера субсидии по форме, установленной уполномоченным органом;

4) заверенные руководителем предприятия (организации) — заявителя копии деклараций на товары, помещенные в отчетный период под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», являющиеся продуктами переработки, в процессе производства которых в качестве сырья, материалов и комплектующих были использованы иностранные товары, ранее помещенные под таможенную процедуру «Свободная таможенная зона», либо копии деклараций на товары, помещенные под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», которые были использованы в качестве сырья и материалов для выпуска готовой продукции, копии деклараций на готовую продукцию, по которой товары помещены под таможенную процедуру «Таможенного транзита»;

5) справки государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) об отсутствии просроченной задолженности за отчетный период, выданные не ранее десяти рабочих дней с даты подачи заявления на получение субсидии;

6) заверенная руководителем предприятия/организации заявителя копия расчета по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования форма РСВ-1 за предшествующий компенсационной выплате квартал;

7) справка, заверенная заявителем, о размере фонда оплаты труда в организации заявителя, рассчитанного с использованием индекса потребительских цен за календарный год, предшествующий году, в котором планируются выплаты;

8) расчет затрат на выплату заработной платы, отчислений на социальное и медицинское страхование и в Пенсионный фонд РФ, понесенные заявителем за отчетный период по форме, утвержденной уполномоченным органом;

9) заключение об идентификации товаров, помещенных под таможенную процедуру «Свободная таможенная зона» в продуктах переработки, помещенных под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», подтверждающее заявленные получателем субсидии сведения об иностранных товарах, использованных в качестве сырья, материалов и комплектующих при производстве готовой продукции, указанной в представленных декларациях на товары, либо Акт экспертизы товаров, перемещенных через таможенную границу РФ;

10) заключение администрации Особой экономической зоны в Калининградской области об отсутствии выявленных фактов нарушения со стороны резидента ОЭЗ условий реализации инвестиционного проекта, указанных в инвестиционной декларации или инвестиционном соглашении.

11) заверенная руководителем предприятия копия инвестиционного соглашения между администрацией ОЭЗ и резидентом ОЭЗ, а также отсутствие выявленных фактов нарушения со стороны резидента ОЭЗ указанного соглашения;

12) справка налогового органа, выданная не ранее 10 рабочих дней от даты подачи заявления на получение субсидии, об отсутствии просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за отчетный период;

13) справка таможенного органа об отсутствии задолженности по уплате таможенных платежей за отчетный период;

14) акт экспертизы по определению возможности предприятия (изготовителя) производить продукцию заявленного ассортимента;

15) заверенная руководителем предприятия заявителя справка, подтверждающая факт того, что на дату подачи заявления о предоставлении субсидии в отношении заявителя не осуществляется процедура ликвидации, реорганизации, либо прекращения деятельности.

Впрочем, есть в проекте постановления пункты, которые могут весьма не порадовать представителей местного бизнеса. В самом начале документа говорится, что решение о предоставлении субсидий может быть принято при выполнении нескольких условий, в том числе при «наличии подписанного соглашения между Министерством экономического развития РФ и правительством Калининградской области о предоставлении иных межбюджетных трансфертов» и «перечисление необходимых сумм иного межбюджетного трансферта на счет правительства области». Если учесть, что соглашения о финансировании объектов ФЦП между областными и федеральными властями заключаются чуть ли не годами, то стоит ли здесь ожидать большей оперативности?

Также в постановлении говорится, что «в случае недостаточности бюджетных средств иного межбюджетного трансферта, поступившего из федерального бюджета <…> в полном объеме, субсидии распределяются между всеми получателями, включенными в реестр за отчетный период, пропорционально суммам, указанным в расчете размера субсидий заявителей». То есть, если в область придет не 40 миллиардов, а 40 миллионов, то все получат по чуть-чуть.

Субсидирование таможенных платежей не решает задачи экономического развития региона, полагает российский экономист Михаил Делягин. «Бюджет не резиновый. И вы понимаете, что 60 млрд в 2016 г. — это сильно меньше, чем в 2014-м. Фиксированная сумма уже будет уменьшаться каждый год. Второе: хорошо, эти деньги будут даны, но как и кому они будут даны? — заявил Делягин. — Если платить на основе таможенных деклараций, то причём здесь рабочие места? У меня два рабочих места, которые создали сто миллиардов рублей, а у вас сто рабочих мест, которые создали сто рублей — кто из нас сколько получит?».

При этом невыплаченные остатки «подлежат включению в подлежащую выплате сумму субсидии в квартале, следующим за отчетным». Что же касается суммы долга перед резидентом ОЭЗ, которая возникла из-за недостатка федерального финансирования, «такие расходные обязательства подлежат исполнению исключительно в течение финансового года, в котором они возникли».

Стоит отметить, что этот пункт уже вызвал вопросы у предпринимательского сообщества. На странице министра промышленности региона Дмитрия Чемакина в «Фейсбуке» представители бизнеса поинтересовались, не сгорит ли субсидия, если в течение финансового года средств на субсидирование не хватит. Дмитрий Чемакин ответил, что в тексте проекта постановления говорится, что обязательства «подлежат исполнению». «Это же императив. То есть гарантия для получателя», — заверил министр.

Однако этот пункт в проекте постановления дает понимание, что целиком и полностью рассчитывать на поддержку из федерального бюджета не стоит. Ситуация в экономике не самая благоприятная, и Правительству РФ в будущем году может быть вообще не до резидентов ОЭЗ, которые не использовали данные им 10 лет «переходного периода», чтобы перестроиться и перестать работать за счет таможенных льгот.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.