Ставка на нефть: «Лукойл» намерен начать добычу на границе с Литвой

Вагит Алекперов (в центре)

В понедельник в Калининграде побывал человек из списка «Форбс», президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Глава нефтяной компании и чиновники из правительства Калининградской области договорились о многом, но пока что все эти договоренности даже не легли на бумагу.

Игорная зона без платформы

По данным «Форбс» на 2015 год, состояние Алекперова оценивалось в 12,2 млрд долларов. Он занимает шестую позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России».

Встреча Вагита Алекперова с областными чиновниками проходила за закрытыми дверьми малого зала заседаний регионального правительства. В это время под дверьми зала вместе с журналистами главу «Лукойла» ожидали охранники с рацией в наушниках. Впрочем, после того, как двери зала заседаний распахнулись, и обладатель состояния, в сто раз превышающего бюджет Калининградской области, вышел к журналистам, охранники практически исчезли — их не было ни видно, ни слышно. Журналистам же дали возможность задать почти все интересующие их вопросы.

Основным стал вопрос о перспективах добычи нефти на курортном побережье в непосредственной близости от Зеленоградска и Куликово. Напомним, ровно год назад напротив побережья в Зеленоградске наблюдалась плавучая самоподъемная буровая установка «Арктическая». Выяснилось, что она проводила только лишь разведочное бурение.

Как рассказывал тогда в интервью «Новому Калининграду.Ru» глава компании «Лукойл-Калининградморнефть» Юрий Кесслер, разведка велась на трех точках в соответствии с лицензией на поиски залежей полезных ископаемых, выданной в 2006 году Федеральным агентством по недропользованию. Что касается лицензии на добычу нефти, её нефтяной компании предстояло получать отдельно.

Сначала «Арктическая» вела разведку на точке Д-29 (в районе пос. Куликово, где планируется разместить игорную зону «Янтарная»). В августе она перепозиционировалась на точку Д-41 (напротив пляжа Зеленоградска на расстоянии 5 км от берега). Затем «Арктическая» вела разведку на участке Д-33, который располагается далеко в море в районе морской границы с Литвой. При этом Юрий Кесслер подтвердил, что в районе Куликово на участке Д-29 нефть обнаружена, ее запасы предстояло оценить специалистам института из Волгограда. Начать добычу планировалось в 2017 году. 

_NEV9499.jpg

Однако в понедельник во время визита Вагита Алекперова в Калининград выяснилось, что нефтяных платформ напротив Зеленоградска и Куликово не будет. «Лукойл» намерен разрабатывать месторождение, которое находится в 80 км от берега (речь о точке Д-33 — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

«Сегодня это полигон Минобороны. Мы проводим работу с Минобороны по согласованию совмещения и нашей деятельности, и чтобы, не дай бог, не допустить срыва их деятельности по испытанию оружия», — рассказал он.

Отвечая на вопрос о сроках строительства платформ, Алекперов сообщил, что в 2016 году будет завершено разведочное бурение. «В 2018–2019 годах при открытии начнут строиться платформы», — сказал он. Позже президент «Лукойла» уточнил, что добыча может начаться в 2017 году.

По словам Алекперова, при разработке нового месторождения планируется установить около пяти нефтяных платформ. «Где-то небольшие, где-то крупные. Одна из них будет похожа на Д-6, другие — более современные, — сказал Алекперов. — Мы планируем изготавливать их на заводе „Кливер“, который ранее был заводом группы „Лукойл“, на заводе Янтарь. Мы уже оценили все мощности машиностроительных заводов в Калининграде и разместим здесь заказы». Он также сообщил, что каждая платформа будет рассчитана на 35 лет работы.

На вопрос о том, не опасается ли российская нефтяная компания противодействия со стороны Литвы, поскольку точка бурения находится недалеко от российско-литовской границы, Вагит Алекперов ответил кратко: «Нет. Всё, что мы делаем — находится только на территории Российской Федерации».

Напомним, год назад подобный вопрос (только не о добыче, а о разведке) был адресован главе калининградского подразделения «Лукойла». «Мы им сообщили. И ХЕЛКОМ (Хельсинкская комиссия по защите морской среды Балтийского моря — прим. „Нового Калининграда.Ru“), и всех, кого положено, предупредили. У нас все разрешения есть, от Балтфлота, в том числе», — заявил тогда Юрий Кесслер.

Соглашение затормозилось

 «Лукойл» пообещал властям Калининградской области инвестировать в геологоразведку и открытие новых месторождений в течение 12–15 лет 140 млрд рублей. При этом выяснилось, что калининградская нефть по-прежнему будет идти на экспорт — строить нефтеперерабатывающий завод в регионе не планируется, а отправлять добытое в области сырье на территорию «большой России» сложно и накладно.

_NEV9483.jpg


«Нет, о нефтепереработке в Калининградской области речи не идет. По одной причине — сегодня сокращается нефтепереработка на территории РФ за счет того, что налоговый маневр подталкивает наши заводы к совершенству, и заводы с мощностью менее 7 млн тонн становятся неэффективными, — пояснил Алекперов. — Сегодня мы можем взять на себя гарантию обеспечения Калининградской области всей гаммой нефтепродуктов, что и делается. Ценовой разрыв сегодня между Калининградом и Санкт-Петербургом практически отсутствует».

Алекперов также отметил, что калининградская нефть является очень дорогой. «Поэтому её перерабатывать в то же дизельное топливо менее эффективно, чем как добавку к другим менее качественным нефтям использовать на других нефтеперерабатывающих заводах. Поэтому она имеет такую хорошую стоимость», — сообщил он. Президент «Лукойла» подтвердил, что калининградская нефть идёт на экспорт, а не на российские НПЗ. «Нет инфраструктуры, дорого везти», — признал он. 

По словам главы нефтяной компании, продажа нефти на экспорт — «это более эффективно и для страны, и для „Лукойла“, и для региона».

Впрочем, выяснилось, что обещанные «Лукойлом» миллиарды — это пока только уровень устных договоренностей. Алекперов признал, что компания не стала подписывать соглашение с региональными властями.

В частности, как уточнил глава компании, во время встречи в понедельник власти Калининградской области озвучили предложение построить заправочный комплекс в аэропорту «Храброво». «Поэтому мы и отложили подписание соглашения, потому что со стороны правительства поступили новые инициативы, которые требуют с нашей стороны переосмысления, как со стороны развития розничного бизнеса, увеличения налоговой базы, создания нового топливозаправочного комплекса в аэропорту», — сказал он. По его словам, компания намерена доработать соглашение с учетом тех замечаний, которые прозвучали со стороны правительства области. Подписать соглашение планируется через 2–3 месяца.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.