«Возят песок по ночам, их никто не проверяет»: новые реалии грузоперевозок

Фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Транспортные проблемы

В последние месяцы калининградские транспортные компании, занимающимся грузоперевозками, все чаще стали сталкиваться со штрафами за нарушение федерального закона 248-ФЗ, регулирующего загрузку грузового транспорта. Из-за этого перевозчики вынуждены увеличивать количество рейсов и нести дополнительные расходы. В среду представители работающих в этом сегменте рынка компаний собрались за круглым столом, чтобы высказать все, что они думают по этому поводу, руководителям проверяющих органов. «Новый Калининград.Ru» выслушал взаимные претензии и узнал, перед каким сложным выбором федеральные власти поставили бизнес в регионе.

Теперь 30-тонные машины возят 20 тонн или 22 тонны, они не могут больше возить. 10-кубовые миксеры, которые перевозят бетон, теперь могут перевозить только 6 кубов. 7-кубовые — 4 куба. Повсеместно стоят весы, штрафы я вам скажу, какие: 37 тыс рублей на месте штраф взяли, ещё 30 тыс — с механика за то, что он выпустил машину на дорогу. Теперь 30-тонная машина вообще вне закона?

Депутат областной Думы Сергей Фирсиков.

Впервые публично и остро о проблеме дополнительных издержек, которые должен нести региональный бизнес в связи с изменившимся законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», заявил в минувшую субботу депутат областной Думы Сергей Фирсиков. Он сообщил, что 30-тонные машины теперь фактически бесполезны, а штрафы за нарушения начинаются с отметки в 30 тыс рублей.

С июля по декабрь перевозчики и контролирующие органы пытались найти взаимопонимание по поводу применения новых норм закона. Тестировали весы, смотрели за работой водителей, изучали административную практику. Об этом опыте на состоявшемся в среду в круглом столе рассказал руководитель группы компаний «Томас-Бетон» Игорь Плешков.

Он также уточнил, что многие заявившиеся для участия в нём компании и властные структуры в последний момент отказались от своего решения. Не смогли найти время и ответить на вопросы перевозчиков представители ГИБДД, ГУ «Управление дорожного хозяйства», министерства развития инфраструктуры Калининградской области, многие грузоотправители. Отдуваться за обоснованность действий и абсурдность решений властей в этот вечер пришлось начальнику отдела автомобильного контроля международных перевозок Калининградского управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) Гинтарасу Суботинасу.

_NEV3134.JPG

«Есть же здравый смысл какой-то

Он один выслушивал претензии перевозчиков, вызванные вступившими в силу в июле 2015 года поправками к 248-ФЗ. В соответствии с ними, движение грузовиков по федеральным трассам запрещено, «если их масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось…». Ранее при взвешивании грузовиков учитывалась только общая масса машин. Это позволяло владельцам транспорта в полной мере использовать их возможности.

«Штраф за нарушение нового закона может составить от 100 до 500 тыс рублей. Сейчас из-за этого мы недогружаем как минимум 15–20 процентов от заявленной массы. Иначе возможны ошибки и штрафы. Невозможно насыпать песок или щебень так, чтобы его масса равномерно распределилась по осям. На карьерах нет весов, экскаваторщики работают на глаз, плюс-минус 200 кг. Необходимо учесть, что водитель может резко затормозить; тогда нагрузка может распределиться по-другому. Во время движения до объекта может пойти дождь, и тогда песок, набрав влагу, увеличится в массе на 5–10 процентов. Тем более что превышение на 10–15 процентов при разрешенной массе в 10 тонн абсолютно не оказывает дополнительного давления на дорожное полотно. Тогда за что наказывают, какой вред?» — пояснил суть претензий генеральный директор группы компаний «Томас-Бетон» Игорь Плешков.

Руководитель строительной компании «Русь» Сергей Сеньковский обратил внимание коллег и представителя УГАДН на другую проблему. «Вы же сотрудник федеральной структуры, и ваша задача — контролировать исполнение законодательства? Но как быть моей компании или какой-либо другой, которая задействована в исполнении контрактов по Федеральной целевой программе? Они же заключались исходя из экономики „3 рубля за перевозку тонны груза на один километр“. Теперь нужно как минимум поднимать до 6 рублей. Это при минимальной рентабельности. В конце концов мне надоест работать в убыток, и я не буду возить песок, щебенку или гравий. Так произошло недавно. В ответ на мои замечания чиновники регионального правительства спросили, почему вы завышаете цену, работайте как все», — обозначил свою позицию Сеньковский.

Другой предприниматель, не обладающий большим автопарком, но знакомый с тем, как завозится песок на Остров для формирования площадки под будущий стадион для ЧМ-2018, сообщил, что нарушения новых норм процветают и на этой великой стройке современности. «Так они возят песок по ночам, и их никто не проверяет. Если кто-то начнет требовать исполнения закона, ему быстро объяснят соответствующие органы про важность этой стройки, особые условия и сжатые сроки», — рассказал он корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», предпочтя при этом остаться анонимным.

Наличие двойных стандартов в вопросе весовых проверок признали все участники круглого стола. «Сегодня, если ты проехал мимо весового контроля, не заехал на пост, что тебе за это будет? Ничего», — отметил Игорь Плешков. «Не совсем так. Мы такие грузовики фотографируем и берем „на карандаш“. Это уже компетенция ГИБДД — привлекать транспортные компании за эти нарушения», — пояснил Гинтарас Суботинас.

Те же перевозчики, которых все-таки оштрафовало ведомство Суботинаса, пожаловались на абсурдность придирок. «Буквально два дня назад оштрафовали нашего водителя за перевес по осям на 20 кг. Ему даже не дали лопатой перекидать. Ну разве не абсурд? Есть же какие-то нормы здравого смысла», — возмутился руководитель одной из транспортных компаний.

Еще один момент, осложняющий деятельность перевозчиков, это время проверки. «Скажите, есть ли регламент по проведению контрольных действий: порядок, время. Вы можете и три часа, и два дня, при желании, проверять груз?» — спросил у представителя УГАДН присутствовавший на совещании руководитель калининградского отделения «Трасперенси Интернешнл» Илья Шуманов. «Такого регламента нет, мы можем проверять и 40 минут, а можем и 3 часа. Насчет двух дней не надо, пожалуйста, утрировать. Если будет так вам угодно, мы напишем еще раз в вышестоящие органы о необходимости такого документа», — ответил Гинтарас Суботинас.

acf47842b56a0440c7a5e66cdebce6a1.jpg

«Что вы от нас хотите?»

Написать запрос, допустить представителей СМИ и общественности к процессу проверки процедуры весового контроля, разобраться в оформлении конкретного протокола — это всё, что предложил бизнесменам на этой встрече начальник отдела автомобильного контроля международных перевозок Калининградского управления государственного автодорожного надзора.

«Вы поймите меня правильно. Наша задача — контроль за исполнением закона. Нам закон спустили этим летом. Сейчас наше ведомство отвечает за его исполнение. Не наша задача учить ваших водителей, экскаваторщиков, как работать, чтобы не было перевесов. Наша задача — машину встретить, отправить на весовой контроль, оформить документы и, если есть нарушения, их зафиксировать. Есть установленные законом допущения: 2% от установленной массы. В рамках их работаем. Будет изменен закон, будем по новым правилам работать. Вы извольте соблюдать», — пояснил Гинтарас Суботинас. И заметил, что ведомство не обладает законодательной инициативой и не может толковать в чью-либо сторону действующие правила.

Эти заявления транспортников не успокоили. С одной стороны, они понимали, что сидящий перед ними чиновник есть лишь винтик в большой и неповоротливой системе. С другой стороны, больше высказать свои возмущения им было некому.

«Наверное, придется, как дальнобойщикам, выходить на улицу и устраивать „улитку“. Они добились снижения штрафов по системе „Платон“ в 90 раз. Вот и мы будем возить мешок картошки или цемента по Московскому проспекту. Вы этого хотите? В конце концов, есть же здравый смысл?» — эмоционально высказался руководитель одной из транспортных компаний Виталий Усов.

Кстати, если представители транспортно-логистических компаний смогли задать свои вопросы насчёт весового контроля в этот вечер, то претензии и предложения по сбору с большегрузов, действующему с 15 ноября, задавать было некому. Руководитель калининградского офиса компании «РТ-инвест Транспортные Системы», владеющей скандально известной системой «Платон», навстречу не пошёл и на встречу не пришёл.

При том, что введение этих сборов и уменьшение загрузки самосвалов уже сильно ударило по бюджету перевозчиков и заставило их поднять цены на перевозки в два раза. «По тому же песку, как самому ходовому товару, могу сказать следующее: если раньше мы могли предложить контрагентам условные 300 рублей за перевозку 25-тонником, то сейчас дешевле, чем за 500 рублей, никто на рынке и браться не будет», — отметил руководитель группы компаний «Томас-Бетон» Игорь Плешков.

920783c7252ec6ff794c6358eddaa954.jpg

Не тот уровень

Все участники круглого стола, проговорив свои проблемы под запись и не под запись, решили, что для их решения необходимо проводить совещания на более высоком уровне. «Как минимум, о трудностях должны знать руководители проверяющих органов, представители регионального правительства, депутаты областной Думы — все, кто может повлиять на пересмотр принятых летом поправок», — заявил Игорь Плешков.

Он же зачитал и итоговую резолюцию, которую участники встречи в четверг направили в приемную губернатору Калининградской области. «Присутствующие на собрании перевозчики отметили, что ни одно предприятие, отгружающее сыпучие грузы на территории Калининградской области, не может себе позволить купить весовое оборудование для контроля осевых нагрузок, — говорится в документе. — В то же время штрафы за несоблюдение осевых нагрузок приравнены к штрафам за превышение общей массы автомобиля и составляют от 100 000 до 500 000 рублей. Для соблюдения законодательства приходиться уменьшать общий вес груза на 15–20 процентов от разрешенной к перевозке массы, что ведет к резкому увеличению себестоимости перевозки».

В обращении к губернатору подписанты попросили провести открытое и расширенное совещание с участием всех структур, причастных к процессу организации весового контроля, регуляторов грузоперевозок, владельцев «Платона» и, собственно, перевозчиков сыпучих грузов. А также — обратиться в Госдуму с предложением внести изменения в «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом», и в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» в части изменения ответственности за несоблюдение осевых нагрузок при перевозке сыпучих продуктов. Видимо — по примеру «Платона».

Придётся ли грузоперевозчикам применять «улитку» для придания своим требованиям должного статуса — неясно. Но весьма вероятно.

Фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru».

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.