Не дозвол: российско-польский транзит грузов может прекратиться с 1 февраля

Все новости по теме: Транспортные проблемы

С 1 февраля этого года транзитные грузоперевозки между Россией и Польшей вновь могут быть полностью остановлены. В этот день прекращает действие соглашение о контингенте разрешений, заключенное три года назад. О его продлении представители профильных министерств обеих стран до сих пор не договорились. «Новый Калининград.Ru» разбирался в сути конфликта, а также в последствиях, к которым могут привести нежелание российской и, прежде всего, польской стороны идти на компромисс.

В соответствии со сложившейся практикой международных перевозок министерство транспорта любой страны заинтересовано поддерживать национальные компании. При этом оно готово мириться с паритетными перевозчиками той страны, откуда или куда идет груз. Перевозчики из третьих стран могут осуществлять перевозку, только если у них есть специальное разрешение — дозвол. Оно дается транспортной компании на очень жестких условиях: новый подвижной состав, соответствие экологическим нормам Euro 5, отсутствие нарушений таможенного законодательства, международной разрешительной системы. Главное, количество таких разрешений очень жестко квотируется.

Для регулирования этих отношений между странами заключается специальное соглашение. Есть такой документ, регулирующий транзит грузов между Россией и Польшей. Последний раз оно было подписано сроком на три года в январе 2013 года.

«Час Х»

0NV_9205.jpg

В конце января 2016-го руководители российских транспортных компаний, занимающихся международными грузоперевозками, вынуждены внимательно следить за новостями, которые появляются на сайте их профильной ассоциации, сообщениями от Министерства транспорта. Они ждут разъяснений по той конфликтной ситуации, которая сложилась из-за того, что действие прежнего соглашения между Россией и Польшей по так называемым дозволам до сих пор не продлено. Соответственно, они до сих пор не знают, как прокладывать транзитные маршруты их водителям с 1 февраля, какие готовить декларации, каким образом с минимальными потерями и в срок выполнить уже давно заключенные договоры на перевозку грузов европейских клиентов.

В такой же ситуации находятся и представители польских грузоперевозчиков, доставляющих товар из других европейских стран в Россию.

«Если политики, чиновники не договорятся, от этого пострадают все. Не только калининградские перевозчики, но и компании из Москвы, Санкт-Петербурга, а также польские транспортники, а главное — производители товаров обеих стран. Например, польские мебельщики, пищевики, имеющие тесные связи с литовскими компаниями, их товар из-за увеличившихся транспортных расходов уже будет сложнее реализовывать. Но польская сторона, чиновники пошли на принцип и не отступят, хотя выгода от таких мер может быть минимальна, а последствия губительны», — рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» директор компании «Рэфтранс» Василий Васенькин.

По информации нескольких участников калининградского отделения «Ассоциации международных автомобильных перевозчиков» (АСМАП), знакомых с ходом переговоров рабочей группы, на этот раз польские чиновники действительно пошли на принцип и выдвинули очень жесткие, почти невыполнимые требования для России.

«Польская сторона умышленно затягивает переговорный процесс и отказывается от осуществления обмена разрешениями, требуя в ультимативном порядке отмены федерального закона 362-ФЗ и нормативных актов, принятых Минтрансом России для его реализации», — отмечено в официальном заявлении, размещенном на сайте АСМАП.

Прошедшие два раунда переговоров — в Варшаве 21—22 декабря 2015 года и Светлогорске 21 января 2016 года — результатов не принесли. На последней встрече в Светлогорске польская делегация практически прекратила участие в переговорах через два часа после их начала (вместо запланированных двух дней) и отказалась от обсуждения контингента разрешений. Намеченная на 28 января встреча рабочей группы в Гданьске была отменена. Когда пройдет следующий раунд, никто не знает ни в России, ни в Польше.

Сейчас уже можно сказать точно, что отказ польской стороны от обмена разрешениями влечет автоматический запрет на въезд российского перевозчика на территорию Польши, а польского — на территорию России. Если сторонам не удастся договориться, то указанный запрет начнет действовать уже с 1 февраля 2016 года.

Принцип дороже

MIL_8942.jpg

«Поляки требуют невозможного. Пользуясь приближением окончания срока соглашения, они объявили, что им на 2016 год необходимо 100 тысяч разрешений на провоз грузов третьих стран через российскую территорию. Нам они готовы дать только 5 тысяч на всю страну. В 20 раз. Раньше такого никогда не было. В три, пять раз больше, но не так», — отметил директор компании «Рэфтранс».

По его словам, поляки также недовольны теми мерами, которые ввело Министерство транспорта России в прошлом году в ответ на жесткую политику штрафных санкций для российских водителей. «Любое нарушение при оформлении декларации, путевого листа, опечатка карались высокими штрафами, размер которых мог достигать 8–10 тысяч злотых. Часто наша компания из-за откровенных придирок была вынуждена платить эти штрафы, потом мы судились, что-то удавалось компенсировать. Сейчас же подобные нормы стали действовать и для польских водителей», — пояснил Василий Васенькин.

По мнению директора Польского культурного центра в Калининграде Томаша Оманьски, эти действия польских властей можно объяснить лишь их желанием защитить интересы национальных перевозчиков, которые играют значительную роль на рынке транзитных перевозок в Европе.

«По правде сказать, польский парк фур — один из самых больших в Европе, это десятки и десятки тысяч грузовиков, владельцы которых уже давно используют выгодное географическое положение страны. Они не хотят видеть конкурентов из России, способных предложить европейским заказчикам более дешевые услуги. Сокращение внутрироссийских перевозок, конкуренция между фирмами, более дешевое дизельное топливо — все это делает предложения польских компаний не такими интересными для поставщиков из Германии, Франции или Италии. Эти ультиматумы, бескомпромиссность — это отстаивание интересов национального бизнеса», — пояснил Оманьски.

С другой стороны, считает Томаш Оманьски, есть и сугубо технические тонкости производства и перемещения товаров, которые также затрагиваются соглашениями о перевозках компаниями из третьих стран. «Например, в Польше есть завод „Фольксваген“, он работает с запасными частями из Германии. Когда они дорабатываются и перевозятся дальше, как оформлять такие перевозки, как из третьих стран? Действительно, все очень сложно», — пояснил директор Польского культурного центра в Калининграде.

Так же видят ситуацию и представители АСМАП в Калининградской области и других российских регионах. В частности, в интервью специализированному порталу «Логирус» руководитель филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу и Пермскому краю Александр Салаутин отметил, что претензии к принятому Россией закону — 362-фз — это просто повод для того, чтобы всеми способами добиться от российской стороны разрешений на прямую перевозку. «Это самое главное. Это желание отобрать у российских перевозчиков грузы, как из России в Германию, Голландию, так и с той стороны. Не перегружать у себя, как они уже несколько лет делают, консолидируя определенные грузы на своей территории, а возить по разрешениям в/из третьих стран, и все. В этом случае российские перевозчики остаются без работы».

По версии директора АСМАП Андрея Куршина, польские перевозчики заинтересованы в сложившейся ситуации и не готовы к тем изменениями, которые предприняла Россия для борьбы с недобросовестной конкуренцией с их стороны.

 

«Особенно широкое распространение получила схема, используемая польскими перевозчиками, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например из Германии, представляется как загруженный из Польши (товаро-сопроводительные документы при этом фальсифицируются). В России польским перевозчиком предъявляется обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны». 

Андрей Куршин, генеральный директор АСМАП




0NV_9164.jpg

Уверен, что из-за амбиций политиков и чиновников, нежелания поляков уступать доминирующее положение на рынке европейских перевозок в ближайшее время могут остановить перевозки многие компании страны, и председатель комитета Калининградской Торгово-промышленной палаты по транспорту и таможенной политике Леонид Степанюк.

«Машины оставят в гаражах, а собственники компании будут ждать окончания переговорного процесса. Хотя это слишком дорогое удовольствие для них. Даже месячный простой может разорить компании, сорвать сроки поставок товара заказчикам», — отметил глава компании «ДСВ-Транспорт».

По его информации, имеющиеся разрешения действительны до 31 января 2016 года. «Далее при наличии остатков разрешений 2015 года стороны продлевают их на 2016 год и дополнительно договариваются на квоты 2016 года. Насколько мне известно, таких разрешений в АСМАП еще на месяц есть, но вопрос в том, договорятся ли стороны и будут ли продлены оставшиеся разрешения от 2015 года? То есть если стороны договорятся, то никакой задержки в ожидании новых польских дозволов не произойдет», — пояснил Леонид Степанюк.

Если же все-таки чиновники не договорятся, то транспортникам, которые не смогут себе позволить ожидать окончания переговоров, придется срочно перестраивать свою логистику и нести дополнительные расходы.

«Поедем через Литву или паром. Перевозка одной фуры на пароме стоит 750 евро, это те самые деньги, которые в итоге компания зарабатывала за рейс. Ведь эти расходы никто из заказчиков брать на себя не будет. Да и европейские партнеры российских клиентов тоже теперь должны будут оплачивать доставку через Литву, за перегрузку, оформление документов. Это долго и дорого», — пояснил директор транспортной компании «Рэфтранс».

При этом калининградские транспортники уже привыкли к таким перебоям и трудностям, которые возникают из-за действий польских чиновников. Последний раз дефицит дозволов был зафиксирован в январе 2015 года. Тогда, как пишет портал «Логирус», польской стороной было передано только 8% от согласованного для обмена на 2015 год количества разрешений.

По данным Василия Васенькина, в 2009 году выдача дозволов Польшей была и вовсе полностью прекращена. «Тогда поставщики были вынуждены срочно искать обходные пути, переплачивать за паромы. Очереди на них были километровые. И это не спасало. Тогда перевозчики начали жаловаться властям ЕС, и его структуры надавили на правительство Польши. Конфликт был исчерпан», — рассказал директор транспортной компании «Рэфтранс».

До какого уровня разрастется конфликт и сколько он продлится, никто пока не знает. Рассчитывать на участие ЕС в разрешении в условиях санкций и контрсанкций вряд ли стоит.

На сегодняшний момент известно лишь о том, что в Польше водителей предупреждают, что они обязаны покинуть территорию России до 31 января. Такое заявление в среду сделал замминистра строительства и инфраструктуры Ежи Шмит. В четверг, как передает пресс-служба Министерства транспорта России, ведомство направило польской стороне очередное предложение по согласованию контингента разрешений. «Принимая во внимание сжатые сроки поиска взаимоприемлемых решений, Минтранс предложил продлить срок действия разрешений 2015 года до 15 февраля 2016 г. В данный момент прорабатываются дальнейшие шаги по возможному урегулированию складывающейся ситуации», — сообщается на сайте Министерства транспорта.

Руководство калининградского филиала АСМАП также ожидает новостей из Москвы и от участников переговоров по продлению соглашений контингента разрешений.

 

 «Международные автомобильные перевозчики России и Польши еще не утратили надежду на то, что сторонам удастся договориться и коллапса с начала февраля текущего года не произойдет. Ведь пострадать могут сотни добропорядочных российских и польских транспортных компаний. Надеемся, что здравый смысл возобладает над интересами ограниченного круга игроков на рынке перевозок, использующих незаконные схемы, и их лоббистов из польского транспортного ведомства».

 Андрей Куршин, генеральный директор АСМАП  

 

Перевозчики, которые в конце прошлого года были вынуждены начать платить сбор в рамках системы «Платон» за проезд по Литве, пока только подсчитывают, во сколько могут обойтись клиентам рейсы «Москва — Берлин», «Калининград — Киль» или «Варшава — Санкт-Петербург». Вопрос в том, останутся ли эти заказчики, способные оплачивать очередные политические издержки и лоббистские интересы отдельных игроков рынка грузоперевозок.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Станислав Пахотин

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.