Порт, визы, ТОР: что предлагает Москва сделать с Калининградской областью

Работа над новым законом «О социально-экономическом развитии Калининградской области» была анонсирована на заседании правительственной комиссии под руководством премьер-министра Медведева в конце февраля. Первый вариант закона, разработанный в Минэкономразвития РФ, уже представили специальной рабочей группе.

Копипаста из Москвы

Первое заседание рабочей группы по разработке нового закона «О социально-экономическом развитии Калининградской области» прошло в региональном правительстве во вторник. На него пригласили представителей бизнеса, многие из которых вошли в состав рабочей группы. Как сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» источник в региональном кабмине, участникам встречи представили первые наработки закона.

По словам источника, первый вариант законопроекта был подготовлен в Москве в Минэкономразвития РФ. Для более детального изучения этого варианта был создан специальный сайт, на котором чиновники выложили всю информацию. На этом же сайте представлен и сам законопроект, который пока что включает набор глав, касающихся режимов ТОР, свободного порта и въезда иностранцев на территорию Калининградской области.

Кроме того, в законопроекте появились главы, которые касаются регламентирования градостроительной деятельности на территории региона, особенностей изъятия земельных участков для госнужд, размещения объектов инфраструктуры на землях лесного фонда.

«По большому счету, областное правительство за закон и хочет его максимально насытить льготами, субсидиями и прочими прелестями типа безвизового режима, — рассказал „Новому Калининграду.Ru“ один из участников рабочей группы. — Но, как считают в правительстве, Минэкономразвития просто выделило человека, который скопипастил выдержки из законов по Крыму и Дальнему востоку и отправил все в Калининград. Позиция вице-премьера Алиханова, который курирует данный вопрос в кабмине, в том, что в существующем законопроекте слишком много противоречащих друг другу вещей».

Позиция правительства области сформулирована в виде замечаний к законопроекту, которые опубликованы на том же сайте. И по ряду вопросов она действительно расходится с предложениями, представленными в законопроекте.

Безвизовый, но визовый

Одна из самых интересных тем для жителей региона — это вопрос безвизового въезда в Калининградскую область иностранцев. Оказалось, что предложенные в законопроекте варианты отличаются от тех, что анонсировались ранее. Напомним, 26 февраля замминистра экономического развития РФ Цыбульский говорил о том, что «предполагается предложить некоторые нормы для возможности упрощенного или безвизового режима въезда иностранных граждан на территорию области с целью туризма и санаторно-курортного лечения». Однако в проекте о безвизовом режиме — ни слова.0NV_9140.jpg

В главе 3-й законопроекта говорится, что потенциальные инвесторы и туристы, которые приезжают на курорты, могут пользоваться режимом упрощенного оформления виз непосредственно в пунктах пропуска. При этом инвесторы — на основе приглашений, оформленных по ходатайству правительства региона. Туристам ничего такого не требуется, им предлагается оформлять в пунктах пропуска однократные визы сроком действия на 12 дней.

Однако так называемый упрощенный визовый режим в Калининградской области и так действует последние несколько лет в качестве эксперимента. Год назад его, правда, хотели отменить. Но МИД решил продлить действие режима.

Краткосрочные визы с 1 февраля 2002 года выдаются гражданам стран Шенгенской зоны, а также Великобритании и Японии. Эти граждане имеют возможность посетить Калининградскую область в качестве туристов и получить 72-часовую визу при пересечении границы области в пунктах пропуска «Багратионовск» (автомобильный), «Мамоново» (автомобильный), «Храброво» (аэропорт). Упрощенным режимом пользовались несколько турфирм, аккредитованных при представительстве МИДа. Турфирмы таким образом привозили в регион небольшие организованные группы туристов. В общей сложности режимом пользовались в среднем 1000 человек в год.

Источник в правительстве региона рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что идею безвизового режима для иностранцев пытается лоббировать вице-премьер Антон Алиханов. И в «Замечаниях», сформулированных региональными чиновниками к законопроекту, региональное правительство продолжает настаивать на своей позиции.

«Эта норма (безвизовый режим — прим. „Нового Калининграда.Ru“) сделает Калининградскую область своеобразной всероссийской переговорной площадкой Россия — Мир, на которой представители российского и иностранного бизнеса смогут провести очные переговоры уже на следующий день после достижения договоренности о встрече, — говорится в „Замечаниях“. — Данная мера приведет к активизации девелоперского и гостиничного бизнеса, развитию аэропортового комплекса Калининградской области, восстановлению обширной сети направлений для перелетов».

Следующими шагами могут быть, например, выдача виз на пограничном пункте пропуска при въезде на территорию области или односторонний порядок безвизового въезда в Калининградскую область для граждан ЕС. Я полагаю, что в контексте реализации договоренностей между Россией и ЕС по переходу к безвизовому режиму Калининградская область может стать регионом апробации этих «дорожных карт». Губернатор Цуканов в послании депутатам, 27 декабря 2011 года.

Идею безвизового въезда иностранцев в Калининградскую область свежей назвать нельзя, она витает в чиновничьих и депутатских кругах последние лет пять как минимум. Правда, в последние годы из-за сложной геополитической ситуации ее задвинули на задний план. Возродилась она, по всей видимости, благодаря молодому вице-премьеру Алиханову, приехавшему из Москвы и «свежим» взглядом окинувшему потенциал региона. Однако пока что реализация этой идеи представляет собой нечто из рода фантастики.

Напомним, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в августе 2012 года заявил, что не считает целесообразной идею односторонней отмены виз для иностранцев, посещающих Калининградскую область. Он выступил за взаимную отмену виз между Россией и Евросоюзом.

Несколько режимов

Другие принципиальные моменты, отраженные в первых наработках к законопроекту, — это внедрение в Калининградской области режимов Территории опережающего развития и свободного порта. Причем, как отмечал ранее источник «Нового Калининграда.Ru», пока что эти предложения действительно перекопированы из других законопроектов и никак не связаны между собой.

Впрочем, кое-какие моменты выделить можно. Режиму ТОР, в частности, уделяется 4-я глава проекта, состоящая из одной статьи. В ней указывается, что функционирование Территории опережающего социально-экономического развития в Калининградской области осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Кроме того, в статье отмечается, что действующие резиденты ОЭЗ могут перерегистрироваться и получить статус резидентов ТОР. Основное условие — они должны дополнительно проинвестировать 75 млн рублей. Однако при этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что резиденты ОЭЗ, получающие компенсации на рынок труда в рамках решения проблемы-2016, рассчитывать на снижение страховых взносов во внебюджетные фонды не могут. В то время как вся прелесть режима ТОР — именно в снижении размеров этих взносов.

Значительная часть законопроекта — это регламентация режима свободного порта. В первых статьях главы отмечается, что свободным портом будет являться часть территории Калининградской области, на которой будут установлены специальные меры господдержки. Срок действия режима — 75 лет.

Однако статья 15 сразу моментально ставит крест на каком-либо возможном развитии режима свободного порта в регионе.

«К свободному порту Калининградской области не относятся территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития», — говорится в статье 15-й. При том, что 2-я статья действующего закона «Об ОЭЗ в Калининградской области» ФЗ-16 черным по белому гласит: «Особая экономическая зона в Калининградской области — территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны».

IMG_9754.jpg

На эти нестыковки указывается и в «Замечениях», сформулированных региональным правительством.

Что еще предлагает новый закон резидентам свободного порта:

— облегченный визовый режим (получение 8-дневной визы непосредственно на границе) (при этом первые главы законопроекта предлагают подобный облегченный режим для инвесторов без ограничения срока визы — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

— современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли;

— существенное сокращение сроков проведения фискальных проверок;

— введение единого налога свободного порта в размере 17% (за счет преобразования налогов на имущество и на прибыль) (при этом действующий режим ОЭЗ предполагает шестилетние налоговые каникулы по налогу на прибыль и на имущество — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

— льготная ставка страховых взносов для инвестпроектов, реализуемых в течение первых 10 лет, в размере 7,6%, понижающий коэффициент по НДПИ и ускоренная процедура возмещения НДС.

При первом прочтении московских наработок складывается ощущение, что готовил их человек, отдаленно знакомый с калининградской спецификой. Мало того, что существующий проект в принципе не позволяет распространить режим ТОР на всю Калининградскую область. Так еще и режим свободного порта предлагает единый налог в 17% вместо налогов на прибыль и имущество организаций, от которых резиденты ОЭЗ освобождены первые шесть лет работы. Зато в рамках свободного порта можно претендовать на сниженные страховые взносы в социальные фонды, на которые нельзя претендовать в рамках режима ТОР, если компания получает компенсации в рамках проблемы-2016.

Замечания правительства

Замечания правительства Калининградской области к предложенному на обсуждение варианту законопроекта занимают 6 листов. Самое главное — это проблема совмещения действия разных режимов. Областные власти обращают внимание столичных разработчиков на тот очевидный факт, что вся территория Калининградской области является территорией, на которой действует режим Особой экономической зоны, что согласно действующему законодательству и текущему тексту законопроекта исключает применение преференций ТОР и свободного порта.

По мнению областных властей, необходимо уточнить порядок применения режимов ТОР, ОЭЗ и свободного порта на территории Калининградской области без привязки к территориальному признаку.

«На наш взгляд, оптимальным будет оставить возможность применения различных режимов по субъектному составу и/или по объему инвестиций. И исходя из данного принципа установить возможность применения особых налоговых режимов (и соответствующих ограничений). Инвестиционная схема в общем виде состоит в применении системы „порогов“, — говорится в „Замечаниях“. — Кроме того, представляется целесообразным совместить новый проект закона и 16-ФЗ „Об Особой экономической зоне в Калининградской области“, получая в итоге расширенную по своему содержанию особую экономическую зоны без путаницы понятий и режимов».

Напомним, что формирование модели опережающего социально-экономического развития Калининградской области вошло в антикризисный план Правительства РФ. В соответствии с документом, формироваться модель опережающего социально-экономического развития будет посредством федерального закона. Закон должен быть готов к четвертому кварталу 2016 года.

Что еще предлагает правительство области включить в закон:

— Освободить реализацию на территории области (товаров) и услуг от уплаты НДС. Применение 0% ставки НДС на услуги, не носящие трансграничного характера (туристические, медицинские, образовательные, услуги авторемонта и т. п.) позволит как снизить уровень расходов населения на «социальные» расходы, так и повысить туристическую привлекательность Калининградской области. Также это приведет к росту спроса на услуги, оказываемые в интересах транзитных перевозчиков или потребителей из близлежащих стран.

— Направить налог на добычу полезных ископаемых полностью в доход регионального бюджета. Создание Фонда развития промышленности Калининградской области или Фонда модернизации инфраструктуры Калининградской области, которые формировались бы за счет поступлений от НДПИ.

— Смягчить правила локализации и «российскости» товара — законодательно закрепить право Правительства РФ снижать требования (или устанавливать более либеральные переходные периоды) к уровню локализации производимой на территории Калининградской области продукции в случае привязки мер государственной поддержки к критериям «российского товара». С учетом географической отдаленности Калининградской области от традиционных рынков сбыта на территории РФ процесс привлечения инвесторов для локализации производства в Калининградской области сопряжен с дополнительными сложностями. Поэтому возможность присвоения статуса «российского товара» товарам, произведенным в Калининградской области, пусть и с меньшим уровнем локализации (чем уровень, который требовался бы при производстве на остальной территории РФ) стала бы дополнительным стимулом к размещению производств в Калининградской области.

— Внести изменения в 35-ФЗ «Об электроэнергетике», которые дадут право АО «Янтарьэнерго» в течение 10 лет направлять средства от экспорта электроэнергии на реализацию инвестиционной программы, что позволит в разы снизить уровень потерь в сетях и обеспечить доставку необходимых мощностей до потенциальных потребителей

— Применять механизм ускоренного (в течение 7 дней) возврата экспортного НДС для калининградских компаний, являющихся «доверенными» экспортерами для ФНС России и ФТС России, экспортирующих несырьевую и высокотехнологичную продукцию (по аналогии с постановлением Правительства РФ в отношении упрощенного возврата НДС для Газпрома).

— Установить для компаний, зарегистрированных в Калининградской области, пониженную налоговую ставку по российскому налогу на прибыль в размере 5% в отношении доходов, полученных от торговых операций, местом совершения которых не является РФ.

Фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru».

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.