Штаны малые и большие, дорогу трёхлеткам и вечные ямы

Важные события среды: новое руководство «Автотора» рисует перспективы развития, по смелости способные поспорить с дирижаблями мечты Георгия Бооса, грандиозное развитие общественного транспорта в Калининграде грозит лечь таким же масштабным бременем на плечи пассажиров, а вместо ремонта зияющих ям на дорогах городские власти предпочитают строить парковки для прихожан храмов.

avtotorrr.jpgШтаны малые и большие
В среду руководство «Автотор Холдинг» выступило в роли художника, рисующего заманчивые перспективы. Если словам президента этой компании, сказанным после встречи с губернатором, суждено сбыться, то менее чем через десять лет в области появится еще 21 автомобильный завод с микрорайоном на 50 тыс жителей, учебный и инжиниринговый центры, новый порт и даже нанотехнологии. В отличие от предыдущих грандиозных задумок, озвученных в здании правительства, этот проект не повлек десятки критических комментариев, что заставляет задуматься о том, что мегапроект мегапроекту рознь. Ну или просто еще не успели.

Сначала о сути проекта. Еще в марте 2012 года стало известно, что «Автотор» договорился с канадской компанией «Magna» о создании совместного автомобильного производства. Позже стали известны детали, а тогдашний премьер-министр Владимир Путин пообещал поддержку этой идее. Правда, вопреки сложившейся тенденции, чиновники областного правительства не спешили трубить на всех углах о планируемых успехах и не зарекались оказывать всемирную поддержку самому что ни на есть настоящему инвестору. Драганов даже подчеркнул, что компания в ближайшее время будет инициировать обсуждение проекта, отвечать на вопросы по нему с тем, чтобы привлечь общественное внимание к своей затее.

Более того, по данным "Rugrad.Eu", правительство области даже жаловалось в УФАС на администрацию города, которая сдала в аренду землю на реализацию этого проекта — 970 гектаров в районе поселка Майский. Впрочем, то ли от того, что суд первой инстанции уже признал правоту горадминистрации, отдавшей участок «Автотору», а не «ВестИнвестСтрой», то ли по каким-то другим причинам президент «Автотор Холдинга» Валерий Драганов после встречи с губернатором заявил, что продолжение спора не является препятствием для реализации проекта.

В течение 40 минут Драганов рассказывал о том, что объем производства увеличится, первые заводы появятся уже в 2016 году, а к концу беседы и вовсе пообещал создать IT-кластер, в котором захотят работать некогда отправившиеся в Силиконовую долину «мозги». Драганов сообщил, что «Автотор Холдинг» собирается создать в регионе учебный центр мирового уровня — эдакую кузницу кадров для всей России. Вместе со всем этим компания рассчитывает построить «умный город» на 50 тыс человек, что, по мнению Драганова, сделает Калининград привлекательным для молодежи.

Стоить отметить, что подобные амбициозные проекты не внове для Калининградской области: например, десятки тысяч рабочих мест пытались создать под развитие игорной зоны, спасение поселков на Куршской косе путем создания турзоны. Правда, эти громкие проекты которые должны были вот-вот выручить регион так и оставались исключительно бумажными идеями. 

«„Автотор“ — серьезная компания, слов на ветер не бросает. Что касается реалистичности проекта, то в нашем регионе о подобном развитии автомобильного кластера можно говорить. Это возможно сделать. Производство автомобилей становится все более технологичным», — отметил экономический аналитик Георгий Дыханов.

По его словам, в отличие от туристических проектов, эта идея более реалистична, так как регион «дорос»: есть производства, связанные с выпуском электроники, мебельщики, по мнению Дыханова, могли бы потянуть производство автомобильных кресел.

Складывается впечатление, что амбициозные экономические проекты — как одежда на вырост. 10-летней девочке всегда можно купить пальто 50-го размера, но не факт, что она когда-нибудь станет настолько большой. Пытаясь развивать в нашей области мега-проекты, рассчитанные на миллионы туристов, региональные власти регулярно пытались засунуть в презентабельный деловой костюм наш бизнес, который в этой сфере еще ходит в коротких штанишках.

«Идея с развитием автопрома более исполнима хотя бы потому, что реальный товар куда проще продавать, чем любую услугу. Услуга — это, прежде всего, бренд. Пытаясь заманить туристов, мы продавали бы им в целом регион», — отмечает Георгий Дыханов, подчеркивая, что в случае с туристическим кластером власть шла от идеи к инвестору, а не наоборот, как в случае с «Автотором». К тому же, по словам Дыханова, в случае с игорной зоной реализации проекта помешали отчасти и земельные проблемы, спровоцированные самими же властями. Впрочем, и в проекте «Автотора» без государственного участия не обойтись. До 18% от требуемых средств, по задумке бизнесменов, будут государственными. Эти деньги предполагается пустить на инфраструктуру.

«Кто хочет все и сразу, тот беден тем, что не умеет ждать», — писал Евтушенко. Пример с нашим регионом достаточно иллюстративен. Мы постоянно пытаемся влезть в чьи-то чужие большие костюмы и построить на мелких турфирмах большой турбизнес, на янтарщиках-кустарщиках — центр мировой обработки солнечного камня, даже при отсутствии металлодобывающих компаний — пытались создать металлургический завод, совершенно беспечно относясь к тем отраслям, которые до костюмов уже доросли. Может быть, если им поддержка будет оказываться чаще, а средств на несбыточные проекты тратиться будет меньше, долгожданное процветание области все же настанет?

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

traffi.jpgДорогу трехлеткам!
Нынешний глава города Александр Ярошук в среду выдал внезапную для многих идею. По его мнению, перевозить калининградцев должны автобусы не старше трех лет. Идея хорошая – ну кто из пассажиров при возможности выбора предпочтет развалюху – новенькому автобусу? Таких экстремалов явно исчезающее мало. 

Ведь калининградский транспорт далек от идеала. Стоит только вспомнить, как этой зимой выяснилось, что общественный транспорт Калининграда не выдерживает сильных морозов и буквально замерзает на ходу, как заявил депутат окрсовета и одновременно руководитель крупной автокомпании  Сергей Донских. В связи с этим тогда еще не собиравшаяся покинуть свой пост сити-менеджер Светлана Мухомор в конце июля потребовала наладить отопление в городском общественном транспорте. Правда, так и осталось неизвестным, было ли хоть что-то сделано. 

Но сразу встает вопрос – а кто же оплатит обновление автопарка? Ответ очевиден – пассажир. То есть, автоперевозчики будут всячески добиваться повышения цены билета, которая, к сведению, в Калининграде не менялась уже три года. И, между прочим, не потому, что нашим автобусникам не хотелось. Нет, они просто не могли обосновать должным образом необходимость повышения тарифов в региональной службе по тарифам. Ну а если в условиях конкурса будет прописано, что транспорт должен быть «молодым», то, значит, грядущим королям дорог Калининграда придется раскошелиться, ведь вряд ли у них в загашниках припрятаны подходящие автобусы. А если еще учесть, что 15% автобусов должны будут иметь приспособления, помогающие людям с ограниченными возможностями, то повышение цен просто становится неизбежным.

Но, помимо возможного обновления автобусного парка, транспортную сеть Калининграда ожидают и другие перемены. 

Например, планируется вернуть на улицы трамваи, добавить к привычным скоростные и экскурсионные, и вообще дать еще один шанс электротранспорту. Что из этого выйдет, пока непонятно, особенно учитывая состояние трамвайных путей. Все-таки, каким бы красивым ни был зелененький троллейбус-«кузнечик», но пока и он, и трамвай проигрывают автобусам, а особенно маршруткам, и по скорости, и по охвату города.
 
Кроме того, одной из проблем Калининграда стали пробки. Заторы из легковушек, «скорых», автобусов, а порой и трамваев уже никого не удивляют. Для улучшения дорожной проходимости решено выделить для общественного транспорта отдельную полосу. Первые из них должны вскоре появиться на Ленинском проспекте и улице Черняховского. И областной глава, и городской уверены, что саму маршрутную сеть Калининграда необходимо пересмотреть, чтобы исключить дублирование одних и тех же направлений разными видами транспорта.  Так что транспортная схема будет корректироваться с учетом и этого обстоятельства.

Стоит отметить, что некоторые влиятельные транспортные люди считают, что в Калининграде наблюдается излишек автобусов. Не так давно начальник областной ГИБДД Юрий Казаков высказал недовольство тем, как в областном центре организовано движение общественного транспорта. «Необъяснимо то число автобусов, которое выходит ежедневно на линию. Нам не надо 700 автобусов», — считает он. 

Правда, вряд ли горожане, пользующиеся именно общественным транспортом, а не служебным или личным, поддержат это утверждение. Ни для кого не секрет, что, при всем изобилии общественного транспорта в городе, уехать на нем порой очень трудно, особенно в часы пик и вечером

Но пока, похоже, мало какая из властных голов озабочена действительно потребностями горожан. Гораздо больше чиновничьи мозги заняты решением пока еще несуществующей проблемы, а именно – транспортной инфраструктурой для ЧМ-2018. Практически все разговоры об общественном транспорте Калининграда обязательно выходят на то, что ведь будет чемпионат, а тут мы со своим бардаком на дорогах. В связи с этим еще не до конца прояснившимся фактором губернатор области решил, что Калининграду,  необходимо «легкое метро» или что-то вроде него. Но городские власти и бюджет к такому повороту явно не готовы, даже с областной поддержкой. 

Поэтому складывается впечатление, что если вдруг на область вообще, а на Калининград в особенности, не прольется финансовый дождь, все эти разговоры об улучшении транспортной схемы и обновлении автопарка закончатся обычным повышением стоимости проезда. Без видимых улучшений работы автотранспорта.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

traff_2.jpgВечные ямы
Каждый день в Калининграде на перекрестке Озерова и Горького возникает пробка. Одна из причин затора — не странно работающий светофор, на котором давно бы пора установить секцию с зеленой стрелкой для поворота «налево» (с Горького на Озерова и с Озерова на Горького), а глубокая яма сразу за перекрестком, которую гуськом вынуждены объезжать все автомобилисты. Иногда пробку там создают маршрутки, останавливающиеся сразу за перекрестком, но даже они не так вредят, как та самая яма, которую вроде постоянно заделывают, но она через некоторое время появляется вновь. Причем вызывает крайнее изумление тот факт, что яма образуется летом, а не после зимы, как это обычно у нас принято.

Не в лучшем виде сегодня и другие дороги в центре города — к примеру, улица Гаражная, езда по которой напоминает полет на «кукурузнике», попадающем в воздушные ямы, или улица Пролетарская, особенно ее участок в районе Центрального продовольственного рынка. Эти дороги латают каждый год, но это мало помогает, поскольку ямы продолжают возникать из небытия и портить жизнь автомобилистам, да и остальным участникам движения. Однако в план ремонта дорог эти центральные магистрали в 2012 году не попали. Зато в план вошла парковка около Храма Александра Невского на ул. Панина. Если кто не знает, это улица, идущая вдоль пустыря на Сельме. Автомобилисты давно и успешно оставляют свои машины вдоль тротуаров, сужая тем самым проезжую часть до одной полосы, но в принципе это не столь серьезная помеха. Однако в среду на сайте госзакупок появилась информация о том, что около храма будет построена парковка из плитки, рассчитанная на несколько машин. Начальная цена контракта — 447 тыс рублей или по 2,7 тыс рублей за 1 квадратный метр паркинга.

И.о. главы комитета городского хозяйства администрации Калининграда Сергей Мельников сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что парковка строится на муниципальной земле, поэтому никаких проблем нет. «Земля около храма является муниципальной, прихожане храма — тоже горожане, имеют право парковать свои автомобили. Почему она стоит больше 400 тыс рублей? Нужно смотреть техническую документацию, объем работы, какие там грунты, — сказал Мельников. — А вообще эта парковка была включена в План ремонта дорог по просьбе депутата от округа, на Сельме это Андрей Шумилин. Депутаты собирают заявки от жителей и уже передают эти заявки в горадминистрацию, которая формирует план ремонта дорог».

Парковка у храма — не единственный пример странного расходования бюджетных средств на городское дорожное хозяйство. Не так давно фирма депутата окружного Совета Сергея Григоренко выиграла контракт стоимостью 20 млн рублей на ремонт съездов с моста по ул. Невского, который, в том числе, ведет к комплексу «Бауцентра».

«Но помимо этого проезд на ул. Невского, который будет капитально отремонтирован, ведет к гаражному обществу, жилым домам, там ходят маршрутки. У нас были многочисленные обращения от граждан, которые просили привести дорогу в порядок. Покрытие самого моста по ул. Невского ремонтировать не планируется, нужно делать отдельный проект», — сообщал в начале июля замглавы комитета строительства Артур Крупин. При этом те, кто ездит по мосту на ул. Невского, наверное, лучше меня знают, в каком отвратительном состоянии находится дорожное покрытие на этой важной для города магистрали.

Еще один пример — промышленный проезд на Московском проспекте напротив Международного автовокзала и «Бауцентра». Ремонт обошелся в 9,5 млн рублей, площадь отремонтированного покрытия — 3120 кв. метров, подрядчиком выступило то же ЗАО ДСП депутата Сергея Григоренко. Однако я как автомобилист, который часто бывает в тех краях, могу отметить, что дорога напротив того же автовокзала была еще более-менее. Тоску наводил участок дороги, ведущий от Бауцентра к выезду на Московский проспект и под мост. Но там, как мне довелось убедиться в минувшие выходные, ремонта никакого не было. Дорожное полотно все еще напоминает о временах сплошных бомбардировок.

И.о. главы комитета городского хозяйства Сергей Мельников, отвечавший в свое время за капремонт городских дорог, как-то на вопрос журналистов о том, зачем понадобилось ремонтировать второстепенную ул. Стрелковую, пошутил: «Наверное, там живет теща какого-нибудь депутата». Верно, в каждой шутке есть доля правды. Иначе как объяснить попадание в план ремонта дорог (план, напомню, формируется по заявкам депутатов окружного Совета) улиц, которые можно было бы отложить на потом.

Самое интересное, что доказать ничего здесь невозможно — в каждом конкретном случае депутаты ссылаются на мнения и желания своих избирателей. Однако информацию о том, сколько избирателей проголосовали за ремонт той или иной улицы, у нас нигде не публикуется. Как и информация, что это за люди, и подписывали ли они какие-то протоколы.

Пока же остается надеяться, что городские руководители проедут по центральным улицам города — как минимум, Гаражной, Озерова и Пролетарской, и расскажут, наконец, когда они вечные ямы на этих дорогах будут ликвидированы как класс.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.