Мнимая победа и высокий фук


Важные события пятницы: правительство области одержало промежуточную победу над антимонопольной службой, выступающий против непрозрачного распределения денег на PR областных властей; а до Минкомсвязи РФ через пять лет дошло, что таксофоны в заброшенных селах никому не нужны.

gov.jpg

Мнимая победа
В пятницу правительство области сообщило о своей победе над региональным управлением Федеральной антимонопольной службы. 13-й Арбитражный суд Санкт-Петербурга отменил решение Арбитражного суда Калининградской области о том, что региональные власти нарушили закон «О защите конкуренции» при распределении денег на освещение деятельности правительства через автономное учреждение (ГАУ).

По мнению суда, ГАУ «Центр социальной рекламы и информационных технологий» «правомерно освоило выделенные правительством средства в соответствие с положениями Закона о закупках». «Были объявлены торги на освещение в СМИ деятельности правительства, что обеспечило конкуренцию на рынке заказанных правительством услуг, — отметили в пресс-службе. — Решения суда о правомерности механизма выделения денег на освещение деятельности правительства в СМИ в 2011 и 2012 гг. вступили в законную силу».

Любопытно, но раньше правительство на своем официальном сайте ничего про это судебное дело не сообщало, информация появилась только после победы, которая на самом деле пока промежуточная. Но, наверное, не стоит заострять внимание на том, что региональные власти любят писать о себе только хорошее, чего уж греха таить, многие этим грешат.

Напомню суть конфликта. В 2011 году «Новый Калининград. Ru» неоднократно писал о том, что правительство области тратит немалые миллионы на освещение своей деятельности в региональных СМИ, распределяя деньги без торгов. Определенные лимиты финансирования на эти цели выделялись всевозможным государственным автономным учреждениям — от Регионального перинатального центра до базового ГАУ правительственной пресс-службы «Центр социальной рекламы и информационных технологий». Миллионы затем распределялись между СМИ, которые писали о достижениях правительства, причем без пометки PR. То есть, рядовой читатель, листавший газету, в которой были публикации о работе правительства, даже не догадывался, что публикация оплачена из бюджета, то есть из кармана самого читателя. Как обычно пишут за деньги — тоже, наверное, объяснять не стоит.

В конце 2011 года правительство области, наконец, обнародовало список СМИ и суммы, которые были потрачены на рекламную кампанию исполнительной власти: 36 млн рублей.

Тогда же вице-премьер Александр Торба пообещал, что после Нового года процедура станет прозрачной — распределение денег между СМИ будет идти по конкурсу. Впрочем, этого требовало и федеральное законодательство, предписывавшее ГАУ проводить открытые торги именно с 1 января 2012 года, так что это не личная инициатива правительства, а просто следование требованию федерального закона.

В феврале 2012 года правительственное ГАУ действительно объявило конкурсы на освещение деятельности правительства области на общую сумму 9,4 млн рублей в печатных СМИ. Итоги конкурса должны были быть подведены 13 марта. Но аккурат после выборов президента страны региональное управление ФАС заинтересовалось этой темой и возбудило против правительства области дело о нарушении закона «О защите конкуренции».

Правительству пришлось приостановить подведение итогов конкурса, а еще один — для телевизионных СМИ — и вовсе отменить. После этого было принято решение распределить деньги, как и требует закон о госзакупках — через процедуру открытых аукционов.

Более того, пресс-секретарь губернатора Анастасия Вольнова заявила, что на PR правительства будет выделено гораздо меньше денег, чем в предыдущем году, его не будет в печатных СМИ. «Мы решили отходить от схемы работы с прессой, предложенной в свое время Георгием Валентиновичем (экс-губернатором Боосом — прим. „Нового Калининграда.Ru“), расходы на эти цели будут сокращаться, в будущем году их будет еще меньше», — сказала Вольнова.

Правда, 25,5 млн рублей в итоге раздали без конкурса, поскольку на лоты заявились по одному участнику. Но благодаря сайту госзакупок жители области хотя бы смогли узнать, кто сколько получил. Кстати, к концу года колонки, повествующие о жизни правительства, вновь каким-то странным образом появились в печатных СМИ, более того, в бюджете на 2013 год на PR правительства выделено уже даже не 36 млн рублей, как в 2011 году, а 47 млн. О том, что ранее обещала Анастасия Вольнова, уже никто и не вспоминает.

Теперь вот и радостная для исполнительной власти новость — решение 13-ого Арбитражного суда, посчитавшего, что деньги запросто могут распределяться непрозрачно. Прекрасный результат для чиновников, «сидящих» на деньгах. Руководитель регионального управления Федеральной антимонопольной службы Ольга Боброва сообщила корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что ее ведомство намерено оспаривать решение 13-го Арбитража. «Мы считаем, что мы правы», — сказала Боброва.

Поэтому, думаю, праздновать победу областным чиновникам пока рано. Еще свежа история с Росгартенскими воротам, которые правительство пыталось отсудить у предпринимателя Канцева, владельца ресторана «Солнечный камень». Когда 13-ый Арбитраж Санкт-Петербурга принял решение вернуть памятник в областную собственность, на сайте правительства эта новость стояла в разряде главных. Когда же Федеральный арбитражный суд, а затем и Высший арбитражный суд оставили Ворота в собственности Канцева, правительство хранило молчание. Так что следите за нашими новостями в 2013 году. Мы обязательно сообщим вам о том, что решат вышестоящие инстанции.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

telefon.jpg
Высокий фук
Всероссийская программа по установке и обслуживанию таксофонов оказалась еще одним способом красиво и без видимого общественно значимого эффекта пустить по ветру значительные суммы из бюджета.

Оказалось, государственному карману слишком накладно компенсировать убытки операторам связи, обслуживающим так называемые оранжевые таксофоны, — раскиданные по всей России автоматы, благодаря которым жители в деревнях должны были получать доступ к связи, рассказал Forbes министр связи Николай Никифоров. Услуга обходится слишком дорого и не стоит затраченных денег, говорит он: «Каждый позвонивший, каждый воспользовавшийся автоматом обходится бюджету в 35 000 рублей. Проще на эти деньги ему iPhone подарить».

Сама эта идея родилась очень давно и была закреплена в действующем с 2003 года законе «О связи». Именно в нем содержится требование обеспечить каждый населенный пункт таксофоном с бесплатным доступом к службам экстренного вызова.

В Калининградской области по этому федеральному проекту внедрения универсальной услуги телефонной связи Калининградский филиал ОАО «СЗТ» установил 572 таксофона в 559 населенных пунктах, в том числе — в 74 нетелефонизированных. Всего Ростелеком на эти «игрушечки» потратил 6,7 млрд рублей, конкретно в Калининградской области — 301 млн.

Этот проект с самого начала, несмотря на всякие встречи и взаимопозравления на высоком уровне, у многих вызывал недоумение. Калининградская область в этом деле была снова в столь любимом предыдущим губернатором Георгием Боосом «пилотном» статусе — став первым в СЗФО регионом, который установил в 2007 году эти таксофоны. Уже тогда некоторые дотошные товарищи пришли к тому же выводу, который всего лишь пять лет спустя дошел и до главы Минсвязи: дешевле будет купить каждому жителю заброшенной деревни по мобильнику и оплатить год связи.

Между прочим, сама установка противовандальных таксофонов не стоила ни копейки ни муниципальному, ни региональному, ни федеральному бюджетам. Операторы, выигравшие право сделать это, сами же были среди тех, кто эту затею и оплатил — под этот проект в свое время был создан фонд, в который поступал дополнительный налог со всех операторов услуг связи в размере 1,2% от выручки. Так что каждый обладатель мобильника может с гордостью или горечью смотреть на эти шедевры высоких технологий в заброшенных селах, ведь в каждом из них есть и их копеечка!

Помимо компенсации затрат на содержание таксофонов, Минсвязи решило свернуть и сеть пунктов коллективного доступа в интернет, расположенных в почтовых отделениях по всей стране. Эта услуга тоже оказалась и слишком дорогой и непопулярной среди населения.

Учитывая массу скандалов последнего времени, связанных с бюджетными деньгами, можно ожидать, что череда закрытия «передовых, но не эффективных» проектов будет продолжена. Можно даже заключать пари, что именно будет обнаружено первым.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru» 

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.