Энергетический тупик, опасные горки и пираты в номерах

Важные события понедельника: новый руководитель энергетической монополии сетует на печальную жизнь и констатирует возможность ещё более печального будущего; дети получают травмы на снежных горках, однако цивилизованные и бесплатные зимние развлечения в Калининграде просто отсутствуют; КОИБам предложили читать цифры, а не буквы, а "Пиратской партии" снова отказали в регистрации. 

mac2.jpg Энергетический тупик
В понедельник генеральный директор ОАО «Янтарьэнерго» Игорь Маковский посвятил без малого два часа общению с руководителями местных СМИ. Изначально встреча предполагалась неформальной, посвященной неким «методам взаимодействия». Однако буквально в самом её начале выяснилось, что главные редакторы всё же в первую очередь журналисты и предпочитают старый добрый метод «мы спрашиваем — вы отвечаете». Встреча тут же переросла в импровизированную пресс-конференцию, на которой Маковский озвучил немало интересного.

Во-первых гендиректор не напрямую, но косвенно подтвердил наличие коррупционной составляющей в печальном положении руководимой им компании. Ранее, напомним, «Янтарьэнерго» прошло через процедуру аудиторской проверки. Результаты которой оказались настолько шокирующими для холдинга «МРСК», куда входит местный энергетический монополист, что документы проверки было решено отправить в Генпрокуратуру для более пристального изучения. Так, к примеру, проверка выявила нанесённый компании «специфическим» подходом к заключению договоров на технологическое присоединение к сетям ущерб в размере более 45 млн рублей.

Судя по откровениям Маковского, речь идёт о значительно больших убытках. Только в результате массового подключения по льготной схеме участков под жилищную застройку, принадлежащих неким местным бизнесменам, убыток составил 361 млн рублей. Гендиректор оказался осведомлён и о существовании «ставок» за принятие положительного решения по присоединению абонентов и по месту этого присоединения. И о том, что у «особенных» договоров на подключение в энергетической компании существовали свои «кураторы».

В результате кураторства ли, а может, по какой другой причине (вроде существующего дефицита точек подключения), компанией была накоплена серьёзнейшая задолженность по исполнению уже подписанных договоров. Маковский сообщил, что из 10,8 тыс договоров технологического присоединения, заключенных потребителями электроэнергии с ОАО «Янтарьэнерго» в 2012 году, исполнены лишь 2 тыс. Некоторые ждут аж с 2008 года. То есть — почти с самого начала срока работы его предшественника.

В принципе, Маковский постарался выдержать такт в отношении Михаила Цикеля. Ни разу фамилия предыдущего гендиректора «Янтарьэнерго» не прозвучала; да и его подчинённые, якобы замешанные в неких не очень порядочных затеях, фигурировали под корректным словом «коллеги». Однако по ряду признаков было заметно, что для нынешнего руководителя энергетической монополии было непросто сдерживаться при описании ситуации, в которой находится компания.

Игорь Маковский уверен, что реализация сценария, по которому развивалось «Янтарьэнерго» до сего дня, ведёт если не к катастрофе, то к весьма печальной развязке. Уже к 2015 году число незапланированных отключений потребителей электроэнергии может достигнуть 8 тыс в год, что будет означать, что о надёжности работы энергосистемы можно будет забыть. Кроме того, на горизонте — Чемпионат мира-2018; чтобы достойно выглядеть и не допустить блэкаутов, энергосистеме региона необходимо не менее 4,2 млрд рублей.

Надежд на выход из ситуации, собственно, три. Во-первых — неизменный рост тарифов, который, впрочем, Маковский надеется серьёзно умерить. За счёт как раз второй надежды — реализации решения об интеграции «Янтарьэнерго» с «ФСК ЕЭС». Оно, напомним, позволит не платить местным энергетикам за использование федеральных магистральных сетей и экономить около 1 млрд рублей в год. Часть из этой суммы, отметил Маковский, пойдёт на сдерживание тарифа, часть — на реализацию инвестпрограммы.

Третий источник — наш всеобщий pie in the sky, госпрограмма развития региона, которую, не покладая рук, пишут чиновники правительства вот уже которую неделю. Правда, лишних к ней не допускают, вот и Игорю Маковскому приходится довольствоваться весьма скудной информацией о том, какие из энергетических объектов планирует правительство включить в волшебную коробочку с подарками за счёт федерального бюджета.

В предыдущем приближении, ставшем публичным благодаря публикации на «Новом Калининграде.Ru», проект программы включал реконструкцию и строительство ряда объектов энергосистемы региона. В частности, документ предполагал строительство ряда новых подстанций и распределительных линий 330, 110 и 10 кВ, наиболее затратными из которых были подстанции в Черняховске (1,5 млрд рублей) и в Береговом (1,52 млрд рублей).

Кроме того, за федеральные средства при небольшом областном софинансировании (не более 3-5%) предполагалось реализовать ряд проектов по модернизации энергосистемы. В частности — развить систему учёта электроэнергии на розничном рынке, реконструировать сети для подключения потребителей по индивидуальным расчетам, реконструировать сети для подключения льготных потребителей в малом и среднем бизнесе. Инвестпрограмма «Янтарьэнерго», также включенная в программу, была рассчитана до 2017 года и оценивалась в 2,38 млрд рублей.

Путём нехитрых вычислений можно понять, что за неделю до нового года правительство ожидало от энергетиков инвестиции в размере около 480 млн рублей в год. Пока что, впрочем, планы «Янтарьэнерго» до этого показателя не дотягивают. В 2012 году бюджет инвестпрограммы составлял 358 млн рублей, на 2013 пока что запланировано лишь 200 млн, и речь идёт в первую очередь о ликвидации долгов по договорам присоединения. Более того, накануне в своем фейсбуке замминистра экономики Михаил Городков заявил, что проект программы был переписан на концептуальном уровне, в него был заложен принцип определения финансируемых объектов перед началом каждого года её реализации. Какое уж тут планированое до 2017 года.

Несмотря на серьёзные планы развития, ключевой вопрос местной энергосистемы — где взять деньги на поддержание самой себя в мало-мальски жизнеспособном состоянии — остаётся для Игоря Маковского и его команды, в значительной степени состоящей из выходцев из правительства Бооса, крайне болезненным. И это понятно. Ведь так сложно продавать людям электроэнергию, будучи на этом рынке монополистом.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор.

snow_14.jpg Опасные горки
В понедельник пресс-служба Детской областной больницы сообщила о том, что в травмпункте лечебного учреждения в минувшие выходные был аншлаг — за помощью обратилось больше 20 детей, которые пострадали во время катания со снежных горок.

«За последнюю неделю ежедневно в травмпункт ДОБ обращалось в среднем 3–4 человека, получивших травмы на различных горках города. Но пик повреждений пришелся на выходные дни. Самые распространенные — черепно-мозговая травма, ушибы головы, позвоночника, а также рваные раны конечностей. Например, один ребенок, катаясь с горки, напоролся на торчащий из земли штырь», — отметили в пресс-службе.

В Детской областной больнице сообщили, что в минувшие выходные в травмпункте ДОБ «образовалась целая очередь из родителей с детьми, получившими травмы на горке в Центральном парке». Медики считают, что причина такого количества травм связана с отсутствием мер безопасности для катающихся. «По словам родителей, горка в парке не оборудованы самыми простыми „отбойниками“ из резиновых колес, спуск ведет прямо к бетонному забору, из-за которого и было получено большинство травм у обратившихся в травмпункт ДОБ», — отметили в больнице.

В пресс-службе лечебного учреждения также открыто намекнули, что, мол, надо соблюдать элементарные меры безопасности, чтобы травм было меньше.

Директор парка «Центральный» Элла Кадочникова, в свою очередь, отмела все обвинения, заявив, что на тех горках в парке, которые выбирают для зимних забав горожане, кататься вовсе нельзя. «В минувшие выходные было настоящее паломничество — катались со всех сторон, на лыжах, санках, сноубордах. Ситуация опасная: кто-то едет быстрее, кто-то медленнее, буквально наезжает на голову соседу. При этом у нас ландшафтный парк, везде деревья, можно удариться, запросто вылететь в ручей, — рассказала Кадочникова. — Мы регулярно ставим таблички о том, что на этих горках кататься запрещено, однако не проходит недели, как таблички срывают и уже кто-то использует их для катания».

Директор отметила, что в парке есть специальный аттракцион, на котором разрешено катание, стоимость — 200 рублей за 6 проездов. «Он специально оборудован, безопасен, на нем установлен подъемник, специальные сетки, работают 4 человека, которые помогают отдыхающим. Там есть все для безопасности. Деньги мы берем не потому, что нам так хочется, а потому что оборудование стоило несколько миллионов рублей, сотрудники получают зарплату за свою работу», — добавила Кадочникова.

Директор парка также отметила, что у администрации нет возможности выставить на горках специальную охрану, которая запрещала бы горожанам использовать их для катания. «Охранники дежурят у нас на площадке аттракционов, но охватить весь парк мы не можем, а катаются у нас везде. Остается только надеяться на благоразумие родителей. Это как с местами, запрещенными для купания. Таблички есть, но некоторые все равно идут в воду», — добавила Элла Кадочникова.

Директора парка понять можно — катание на горках среди деревьев чревато весьма серьезными последствиями для здоровья, куда более страшными, чем ушибы. Сама в далекой юности получила серьезную травму ноги, когда санки, на которых я скатывалась с подобной «запрещенной» горки, врезались в дерево. Однако отсутствие в городе бесплатных безопасных мест для зимних развлечений ведет к тому, что жители областного центра выбирают «дикие» места для зимнего отдыха — к примеру, озеро Лесное. Куда серьезнее, когда видишь маленьких детей, скатывающихся с горки на ул. Беломорская, поскольку горка ведет прямиком на проезжую часть.

Как решить проблему? Наверное, устроить где-нибудь в нормальном общедоступном месте простую безопасную горку для катания. Кстати, в далеком калининградском «побратиме» Владивостоке каждую зиму на центральной площади города устанавливали невысокие деревянные горки, залитые водой, на которых могли кататься даже маленькие дети. Впрочем, стоит ли тут упоминать Владивосток, ведь, помнится, там во многих дворах стояли спортивные «коробки», которые ЖЭКи зимой заливали водой, чтобы дети могли кататься на коньках и играть в хоккей, кстати, совершенно бесплатно. В Калининграде почему-то к таким бесплатным простым зимним развлечениям подход иной. Их нет вообще. Калининградским медикам, в свою очередь, весьма повезло, что зима в Калининградской области с ее зимними забавами — такими, как катание на горках, случается не так часто. Иначе им пришлось бы жарко.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

vyb_32.jpg Пираты в номерах
Два события добавили нынче красок в политическую картину дня. Центризбирком России, во весь опор мчащийся по техномодернизационным рельсам, вдруг обнаружил, что последнее чудо избирательной техники неспособно справиться с выборным процессом в понятных человеку формах. Знаменитые КОИБы, на которые возлагаются такие надежды в плане улучшения и ускорения волеизъявления, оказались сущими ретроградами, закостеневшими в рамках. Не успели их установить, как выяснилось, что недавняя либерализация партийной жизни конструкцией этих ящиков с вежливой женщиной внутри не предусмотрена. Видимо, в целях предотвращения чего-то незаконного, ну или рассчитывая, что россиянам много политических организаций не понадобится, КОИБы создали способными обрабатывать бюллетени не более чем с 26 партиями. Только 182 строки может поглотить и правильно распределить умный прибор. А на сегодняшний день в России имеют право участвовать в выборах более 30 партий. Поэтому ЦИК предложил заменить в бюллетенях названия партий номерами. Чтобы все влезли.

И наверняка заботой о функционировании киберурн можно объяснить еще одно событие — Минюст России в очередной раз отказал в регистрации «Пиратской партии России». Отказ власти объясняют тем, что пиратство — это преступление. Это слово в министерстве юстиции понимают не иначе как «нападение на морское или речное судно», пишет «Русская служба Би-би-си» в понедельник. Кроме того, министерство нашло еще 12 нарушений со стороны партии, которые не позволили ее зарегистрировать.

Но пираты, еще в 2011 году пытавшиеся выйти в легальные воды, сдаваться не намерены. «Итак, Минюст отказал нам в регистрации. Но даже проведя предварительный юридический анализ, можно утверждать, что отказ незаконный и изобилует ошибками и неточностями. Из чего мы делаем вывод, что данное решение является политически мотивированным. Как только мы получим доблестной „Почтой России“ официальный ответ, сразу же обратимся с заявлением в суд», — говорится в заявлении, размещенном на сайте партии.

Между прочим, отсутствие официальных бумажек не мешает пиратам вести активную и довольно успешную политическую деятельность. Например, калининградский «пират» Дмитрий Евсюткин пошел самовыдвиженцем на последние выборы главы Калининграда и закончил их на 7-ом месте из 12-ти с 2,17% голосов. Стоит напомнить, что в Калининграде «пираты начали свою деятельность всего за несколько месяцев до выборов, сосредоточились в основном на работе в интернет-пространстве, основные их акции прошли в течение последних двух месяцев перед выборами.

Интересно, что будет изменено к следующим выборам? Может, КОИБы научат работать с бюллетенями любого размера, пиратов морских наконец-то смогут разделить с пиратами политическими, а обыкновенным гражданам разрешат иметь собственное мнение и совсем свободно его выражать?

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.