Убийственная простота, не туды и не сюды, съезды с проколами

Важные события среды: чиновникам правительства удалось невозможное — сделать систему обеспечения льготников лекарствами ещё хуже, чем раньше; из-за «закона Димы Яковлева» в регионе лишились семей трое детей; очередной забытый поселок в Калининградской области остался без воды; Калининград получит «прокол» выезда с Сельмы до Чкаловска за счет ремонта своих объектов.

222.jpg Убийственная простота
Иная простота хуже воровства. В среду губернатор области Николай Цуканов, наконец, повернулся лицом к больным людям, вынужденным тратить часы на путешествия от врачей в аптеки и ожидание в очередях в попытках получить необходимые им медикаменты. Беда этих людей, кроме болезни, заключается в том, что они зачем-то поверили в возможность государства позаботиться о них и не «взяли деньгами», а продолжают ждать в очередях.

Как известно, официальная позиция правительства в отношении этого вопроса сводится к фразе «это не мы». Дескать, созданная ранее система, при которой поставки медикаментов осуществляли коммерческие структуры, выигрывавшие это право на аукционах, была крива, коса и неэффективна. Поэтому мы, то есть правительство, создадим на какие-то жалкие по нынешним временам 20 миллионов рублей государственную фармацевтическую компанию и будем покупать лекарства и раздавать их льготникам сами.

Затея, несомненно, благая. Тем более, что нежизнеспособность старой системы, подрубленная на корню ликвидацией ранее участвовавшего в схеме агентства главного распорядителя бюджетных средств, стала окончательно очевидной уже к осени. Апогей пришёлся на ноябрь-декабрь: министру здравоохранения Владимиру Вольфу приходилось извиняться, организовывать горячие линии, ходить к пикетчикам. А врачи в поликлиниках и провизоры в аптеках тем временем отказывали в медикаментах ветеранам войны и детям-эпилептикам. Под разными предлогами, но с одинаковым результатом.

Впрочем, в то время идея поездить по аптекам и посмотреть, как оно там на самом деле, в голову губернатору почему-то не приходила. Возможно, его успокаивали мантры Владимира Вольфа о том, что проблема уже почти решилась, да и вообще, можно сказать, не существовала. Но скорее всего он решил, что списывать неприятности льготников на дела прошлых правителей региона — это самый эффективный путь к народной поддержке. Им-то, конечно, станет намного лучше от такой новости, а также от очередного предложения «немного подождать», пока всё наладится. Ведь они — в большинстве своём пенсионеры, некоторые — ветераны, видимо, недостаточно ждали спокойной старости.

20 млн рублей на создание областной фармацевтической компании было выделено ещё в мае 2012 года. Штат из 56 человек, все дела. Казалось бы, времени было немало. И вот в среду Николай Цуканов отправился смотреть на дело рук своих. И своих талантливых коллег. Парадоксально, но правительству удалось невероятное — сделать плохо работавшую систему обеспечения льготников лекарствами ещё ужаснее.

Обледеневшее крыльцо и узенькие коридоры нового аптечного пункта на Желябова, в который теперь приходится идти тем, кому выписали рецепт в поликлинике №3 на Генделя, выглядит попросту издевательством над стариками. А пандус для колясочников под углом 45 градусов к земле — каким-то особенно изощрённым садизмом. И если кто-то думает, что льготники, добравшись по нечищеным дорогам до аптеки, могут получить там желаемые лекарства, то он ошибается. Части лекарств как не было, так и нет. Можно понять старушку, которая от чистого сердца посоветовала министру здравоохранения «сдохнуть».

Иногда простота, с которой чиновники комментируют плоды трудов своих, просто обезоруживает. Спрашивать тут что-то, уточнять подробности становится как-то бессмысленно. В ответ на вопрос про издевательский пандус для колясочников и коридоры, в которые коляска просто не пройдёт (я замерял, ровно 65 сантиметров) главврач поликлиники Сергей Куликов с этой вот таранной мощи простотой заявил, что они, мол, колясочники всё равно не ездят в аптеки, за лекарствами ходят их помощники. Этот аргумент ничем не прошибёшь. Крайне эффективно — можно ведь вообще ничего не делать для того, чтобы городская среда стала хоть немного приспособленной для передвигающихся на коляске. «Они всё равно сюда не ездят!» — и ничего не делать. Пусть сидят дома, пусть сгниют там, не видя солнечного света.

Сам же губернатор всех стариков-инвалидов внимательно слушал, держал за плечи, руки, иные места. Обещал всё исправить в течение месяца. И, конечно, лично проверить. Будет всё, ты только жди. Министр здравоохранения Владимир Вольф, судя по его ответам, вообще не видел особенной проблемы в том, что кто-то там что-то не сразу может получить. Ну пошли, ну постояли в очереди. Не умерли же, в самом деле.

В конце, отвечая на вопрос о том, почему лекарства в Польше стоят в разы дешевле российских аналогов, губернатор, недолго думая, сообщил, что да, именно так и стоят. И он сам себе покупает какое-то лекарство в Польше. Врачи прописали, он и покупает. Так и сказал, стоя в центре поликлиники, заполненной пожилыми больными людьми. Экономит, стало быть, глава региона. 

Нет, конечно, он пообещал поставить какие-то там «вопросы» перед Минздравом РФ. Очень примерно представляя мощь российского фармацевтического лобби, можно только улыбнуться словам Николая Цуканова. Точнее можно было бы, если бы не сложившаяся ситуация. В которой ответственными за заботу об инвалидах являются чиновники, моральный компас коих как-то уж окончательно размагнитился.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

дети_31.jpg Против детей
Наверное, нашим депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, голосовавшим за трагический «закон Димы Яковлева», прозванный в народе «людоедским», не приходило в голову, что он может затронуть кого-то конкретно. Вероятно, они предполагали, что нажимая кнопку в поддержку закона, они, таким образом, дают некий «политический» ответ на политический же «акт Магнитского». Однако на практике все вышло иначе, и так уж оказалось, что из-за этого закона в Калининградской области лишились будущих родителей трое детей. Как рассказала в ходе выезда правительственной делегации по детдомам в среду начальник регионального департамента учета детей-сирот Ирина Балашова, в Калининградской области после утверждения федерального закона пришлось приостановить усыновление трех детей.

«В Калининградской области работали 10 аккредитованных агентств по усыновлению, половина из них представляет интересы усыновителей США, остальные — Италии, Германии и Швеции. С агентствами, которые работали с США, мы работу приостановили», — сообщила Балашова.

По ее словам, в 2012 году в Калининградской области был усыновлен 41 ребенок, из них только 8 детей за рубеж. Балашова также отметила, что часто калининградских детей усыновляют семьи, которые приезжают в регион из других городов России. «Сначала они берут детей под опеку, потом уже у себя в регионах проходят процедуру усыновления», — уточнила она.

Что касается тех детей, которые так и не дождались родителей из США, двое из них — это братья из Зеленоградского детского дома. Как написала в среду газета «Аргументы и факты. Калининград», один из мальчиков ходит в школу, второму нет еще и пяти лет. Он уже успели познакомиться с несостоявшимися родителями из США, в течение 10 дней общались с ними и ездили на море. Однако после вступления в силу «закона Димы Яковлева» процедура усыновления была остановлена. Сейчас дети спрашивают, когда же к ним приедут новые мама и папа, а региональные органы опеки собираются предлагать российским усыновителям взять братьев в семью.

«Сейчас они предлагаются на усыновление в российские семьи», — сказала Ирина Балашова. Что такое «предлагаются на усыновление», могу объяснить. В городе вы не найдете баннеров с портретами этих детей, на телевидении не будут крутиться ролики. Максимум, на что могут рассчитывать дети, оставшиеся без родителей – если их фотографии попадут в колонку в газете «Калининградская правда». Потому что, как сказали в департаменте правовой и социальной защиты детства, большая часть СМИ региона отказались на безвозмездной основе публиковать информацию о том, что дети ищут родителей.

Итог? Возможно, фотографии этих детей их потенциальные новые родители увидят на региональном или федеральном сайте по усыновлению, где в банках данных числятся тысячи сирот. Их документы покажут потенциальным кандидатам в усыновители, которые придут в органы опеки. И все.

Отмечу, что в среду правительственная делегация посетила два учреждения — школу-интернат №7 в пос. Б. Исаково, про которую не так давно в социальных сетях сообщали весьма неприятные вещи, а также образцово-показательный детский дом «Надежда» на ул. Камской в Калининграде. Алексей Силанов хоть и признал, что одной из причин выезда стала ситуация с открытым обращением по поводу школы-интерната (об этом читайте в репортаже «Нового Калининграда.Ru»), но все же заявил, что официально визит в детдома связан с президентским постановлением, призывающим стимулировать усыновление российских детей россиянами.

Однако похвалиться тут особо нечем. В 2011 году в Калининградской области было усыновлено всего 64 ребенка, из них 36 были усыновлены за рубеж, то есть в России осталось 28 детей.

В 2012 году усыновители признали родными 41 ребенка, из которых, повторимся, 8 уехали за границу. То есть, в семьях россиян осталось 33 ребенка. Динамика хоть и положительная, но не настолько, чтобы ею можно было похвалиться. Более того, в ходе выезда в детский дом «Надежда» выяснилось, что немало детей не остаются в Калининградской области — их забирают семьи из других регионов. Органы опеки, увы, не смогли объяснить, почему.

Конечно, не стоит исключать из статистики другие формы устройства детей в замещающие семьи – опеку, приемную семью, которые предполагают, что опекуны и приемные родители получают за детей определенную компенсацию. Но речь все же идет о приоритете – усыновлении, когда новые родители признают ребенка своим кровным, дают ему свою фамилию и начинают нести за ребенка всю ответственность. Динамика усыновлений, увы, отрицательная. Тем более, трудно представить, чтобы кто-то из россиян согласился усыновить двух братьев, один из которых уже ходит в школу. И перспектива у этих ребят, увы, не самая лучшая. Конечно, можно предположить, что все наши доблестные народные избранники, «калининградская команда», «цвет Калининграда», голосуя за «закон Димы Яковлева», не могли предположить, что их решение отразится на судьбах трех конкретных ребят из Калининградской области. Но разве их направили в парламент тупо нажимать кнопки? У меня есть одно предложение на этот счет нашим народным избранникам: предлагаю им отследить лично судьбу каждого из этих трех ребят, которые лишились родителей именно благодаря им. И сделать все, чтобы эти дети обрели семьи.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

rakovina.jpg Не туды и не сюды
Говорят, что Калининградская область страдает от избытка влаги. Поскольку находится ниже уровня моря. Жители поселка Рассвет Гурьевского района ученым, конечно, верят. Но также верят своим глазам, и, простите за интимную подробность, немытым телам.

Аккурат под Новый год, 30 декабря, в поселке случилась локальная катастрофа. 395 человек (именно столько, по данным районной администрации, пользуются водоснабжением), остались без воды. Влившись в ряды землян, страдающих от отсутствия пресноводных запасов. Праздники прошли в беготне по магазинам за бутылями с вожделенной влагой. Подвоз воды местные власти не организовали. Об этом рассказал местный житель Алексей Иванов, позвонивший сегодня в редакцию «Нового Калининграда.Ru».

По его словам, источников качественной воды в поселке нет. «До нас никому нет дела, в администрации нам объяснили, что работы будут проводиться, но для этого нужно очень много денег», — отметил собеседник. Делается ли что-то для решения проблемы, местным жителям, как водится, объяснить забыли. И люди — понятно, у многих есть маленькие дети — уже готовы биться головой об стену. Хорошо хоть (для местных властей хорошо), не выходить на улицы.

«Новый Калининград.Ru» обратился за комментарием в администрацию Гурьевского района. Как оказалось, местные коммунальщики боролись с проблемой не щадя живота своего. Ну разве что сделали перерыв со 2 по 7 января.

Итак (выдержки из официального ответа):

«24 — 25 декабря — обнаружены и устранены две утечки в районе водонапорной башни;
26 декабря — обследованы насосы на скважинах, заменён насос на скважине № 160
27—28 декабря была полностью отключена система водоснабжения в целях устранения аварийной ситуации на котельной в посёлке Рассвет; после пуска системы сгорел насос на скважине № 588 БИС — заменён на насос после капитального ремонта.
Водоснабжение нормализовано с 28 декабря 2012 года.
30 декабря — во второй половине дня начали поступать звонки от населения о падении давления; 31 декабря в течение дня вновь обследована система, обнаружена и 1 января устранена утечка на ул. Клинской;
2 января 2013 года на скважине № 588 БИС насос после капитального ремонта был заменён на новый».

Но… «проведённые мероприятия не дали результата». Наверное, поэтому водопроводчики позволили себе немного отдохнуть. 7—8 января было «проведено телескопическое обследование данной скважины, которое показало отсутствие там воды. Данная ситуация обусловлена обвалом грунта внутри скважины и прекращением доступа воды в фильтровую колонну». При этом, как утверждают гурьевские начальники, подвоз воды все-таки был организован. Правда, с 4 января. Ну так праздники, опять же.

Вышеперечисленные длинные и нудные пояснения хорошо характеризуют, в каком состоянии находится система водоснабжения в регионе в целом. Поселок Рассвет (воду его жителям обещают дать завтра) в своем горе совсем не одинок. Правда, большинство тех, кто мучается без воды, делают это в бессловесном режиме.

Но иногда проблема становится настолько острой, что местным властям замолчать ее не удается. Как, например, это произошло в поселке Комсомольск Гвардейского района, где в мае 2011 года была объявлена ЧС. Тогда в ситуацию вынуждены были вмешаться власти областные, и вскоре начали бурить новую скважину. Похожая история случилась в поселке Куйбышевское Гвардейского района. Мало того, что там сгорел насос, еще и внезапно из колодцев ушла вода — рядом разрабатывается песчаный карьер.

Причина, в общем-то, понятна — к началу 21 века старые добрые водопроводные сети — как немецкие, так и советские — не выдержали испытание временем и повсеместно стали выходить из строя. После того, как Калининградская область приобрела гордый статус эксклава, те самые региональные власти, которые сейчас геройски сражаются с отдельными скважинами, о проблеме долгое время предпочитали не вспоминать. До такой степени, что, например, Восточная водопроводная станция, возведенная в Озерках, которая, по идее, должна была решить вопрос водоснабжения Калининграда, фактически оказалась отрезанной от областного центра, поскольку ее «посадили» на старый немецкий 23-километровый водопровод. О том, что его нужно менять, никто не вспомнил.

Несколько лет назад регион вошел в Федеральную целевую программу по социальному развитию села, часть которой посвящена решению проблемы водоснабжения. Но… в октябре 2012 года, например, выяснилось, что муниципальные образования Калининградской области исполнили программу только на 32%. Из 114,5 млн рублей (23,5 млн из них дал федеральный бюджет) к ноябрю неизрасходованными оставались 77,5 млн рублей. То же самое было в 2011 году, когда на водоснабжение села запланировали потратить 17,2 млн рублей, а фактически израсходовали 10,7 млн.

Заметьте, какие цифры. Как раз хватит на десяток насосов. Но и те, как оказалось, никому не нужны.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент 

yaroshuk_37.jpg Съезды с проколами
Накануне губернатор Николай Цуканов вместе с главой Калининграда Александром Ярошуком осмотрели строительные достопримечательности в микрорайоне Сельма. Конечно, только лишь одним осмотром и выслушиванием ответов на вопрос «Как дела?» они не ограничились.

На выезде фактически было окончательно утверждено появление остановочной платформы для электричек в этом районе. Кроме того, как заметил Александр Ярошук, здесь будут новые троллейбусные и автобусные маршруты.

Николай Цуканов выступил в роли настоящего Деда Мороза и пообещал областному центру целый ворох подарков. Например, велодорожку в «красивом месте», деньги на «прокол» автотрассы с Сельмы до Чкаловска и еще массу всякого. Город должен стать удобным и красивым, ведь на носу Чемпионат мира по футболу, напомнил глава региона.

Александр Ярошук к приему некоторых даров частично уже был готов, например, к удлинению выезда с Сельмы на Окружную до Чкаловска. Даже приблизительные денежные траты на это дело уже обсуждались, но вот так сразу сказать, сколько нужно, глава города не смог, зато смогли подрядчики работ. Мэр в свою очередь отметил, что уже рассматривается возможность запуска по «проколу» электротранспорта на Чкаловск.

Между прочим, ЧМ-2018 уже вносит коррективы в городскую жизнь. Разработка проекта дороги с Сельмы на Чкаловск требует денег, поэтому кое-что из городских объектов будет убрано из плана ремонтных работ уже даже в этом году. «Некоторые объекты, дороги будем убирать из плана, — сказал Ярошук. — Не буду говорить, какие. Все эти деньги будут потрачены на проектно-сметную документацию. Если нет проекта и экспертизы, мы не сможем получить софинансирование из федеральных и областных денег. Поэтому лучше пусть год-два не будут сделаны какие-то объекты, зато мы получим эти деньги, которые нам позволят существенно улучшить транспортную составляющую в Калининграде».

Глава города необычайно развеселился при ответе на вопрос, на каком этапе находится разработка транспортной схемы. «На очень серьезном этапе разработки», — смог он сообщить, прежде чем расхохотался. Затем взял себя в руки и добавил, что дал поручение разработать ее в 2013 году. «В марте 2014 года мы ее должны представить на обсуждение со всеми проектами расширений, перекрестков, выездов на Окружную дорогу, которые наш губернатор Николай Николаевич Цуканов готов софинансировать, — пояснил Ярошук. — Самое важное — маршрутная схема общественного транспорта с учетом развития всех территорий Калининграда и заявочного листа Чемпионата мира-2018».

Он отметил, что к 2015 году желающие заниматься транспортными перевозками в областном центре уже должны начать подготавливаться к конкурсам, покупать или брать в лизинг новые автобусы.

Нынешнее состояние перевозок в городе неидеально, согласился Александр Ярошук. «Боремся с этим», — подчеркнул он, и заметил, что к новому конкурсу 2015 года останутся на этом рынке немногие.

После этого Николай Николаевич уехал по своим губернаторским делам, а Александр Георгиевич еще посетил стройплощадку детского сада на Сельме и школы № 40. Особенного внимания в этой «школе раздора» удостоились знаменитые два бассейна. Глава города был разочарован, увидев, что один из них всего лишь маленький «лягушатник». «Я думал, что тут два больших бассейна», — обескураженно заметил мэр Калининграда, рассматривая плавательные углубления с пятиметровой высоты. Кроме этого, он обратил внимание на ничем не огороженное окно от пола до потолка на втором этаже школы, из которого, по его мнению, дети могут выпасть. Но к моменту появления детей в этом месте установят ограждение, успокоили главу города строители.

На этом осмотр стройплощадок на Сельме и закончился.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.