Отстающая синхронность и преждевременное «ура»

Важные события среды: в России, вслед за соседями, подняли штрафы для браконьеров и акцизы на сигареты, а пресс-служба правительства РФ поспешила объявить, что иностранные компании все-таки смогут строить дороги в России, хотя причин для такого оптимизма никаких нет.

rybaki.jpgОтстающая синхронность
Россия явно крупными шагами движется к стандартам, принятым в Евросоюзе. По крайней мере, в части штрафов и налогов. Cовсем недавно Литва решила, что ее браконьеры за свои злостные привычки платят слишком мало и решила переоценить размеры ущерба водным биоресурсам в некоторых случаях десятикратно. Теперь и Россия обрела закон, который тоже может существенно облегчить карманы рыбаков, плюющих на нормы и правила.

Правда, разница между нашим и литовским штрафным протоколом всё еще сохраняется. Отечественные браконьеры и теперь будут платить меньше, чем их соплеменники с литовской стороны. В России для граждан нарушение правил рыболовства, в том числе промышленного и прибрежного максимальный размер штрафа составит 5 тысяч рублей. В Литве один незаконно выловленный лосось или таймень обойдется рыбаку в 2 000 литов — примерно 27 тысяч рублей. А если эта же рыба была поймана в заповеднике, то она будет стоить уже 6 тысяч литов или около 78 тысяч рублей.

Кроме того, на днях наш Минфин предложил в рамках государственной программы по борьбе с курением увеличить темпы роста ставок акциза на сигареты. В результате к 2020 году размер только акциза в России должен сравняться со среднеевропейским и составить порядка 3000 рублей за 1000 штук или 60 рублей за пачку сигарет наиболее продаваемого бренда.

Но, если оглянуться на Литву и Польшу, у них даже сейчас сигареты стоят гораздо больше, чем в более-менее отдалённой перспективе в России. В Литве за пачку придется отдать порядка 8 литов, что составляет около 90 рублей. В Польше курильщику придется выложить за пачку даже больше. В Калининграде приличные сигареты можно купить за 30-40 рублей, в братской Белоруссии и того дешевле. И эта разница привела к тому, что контрабанда даже легально произведенных сигарет приняла колоссальные размеры. А уж вывоз нелегальных сигарет, для которых никакой акциз не писан, вообще достиг космических масштабов. Сообщения о том, что польские или литовские пограничники и таможенники снова обнаружили в автомобилях явно коммерческие партии сигарет с удивительными названиями, поступают постоянно.

Вполне возможно, что все наши меры по равнению на Европу будут все время приниматься с небольшим опозданием. И для некоторых граждан это станет источником приятных, хотя и нервотрепистых, финансовых удач.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

rrroad.jpgПреждевременное «ура»
В среду правительство РФ опубликовало постановление, благодаря которому иностранные компании смогут принимать участие встроительстве дорог вРоссии. Тоесть формально, конечно, имэто делать никто ипрежде незапрещал, ножелающих ненаходилось. Стимулировать ихрешено элегантно.

Сейчас подрядчик нетолько строит, нои вынужден готовить кэтому территорию: переносить коммуникации, вырубать деревья итак далее. Вкалининградских условиях, где власти часто понятия неимеют, где какие трубы проложены (обычно это принято списывать наотсутствие довоенных карт), подобный нюанс часто приводит кдорожному коллапсу.

Свежий пример— капремонт участка проспекта Мира устарого кладбища (отулицы Воздушной доулицы Красносельской). Еще поосени подрядчик— ООО МСП «Россбан»— снял верхний слой дорожного покрытия, под которым обнаружилась брусчатка, точнее, булыжник. Попутно выяснилось, что тамже проходит силовой кабель, окотором раньше никто неподозревал. Ну, толи военные проложили, толи еще кто. Перенос кабеля всмету оказался незаложен, делать это «засвои» подрядчик, понятно, незахотел. Витоге ремонт отложили довесны, причем, как выяснилось совсем недавно, поздней. Автомобилисты вынуждены греметь пообнаженным каменюкам досих пор.

Так вот, теперь подготовку территории отсобственно строительства решено отделить. Проектная документация будет готовиться для каждого этапа отдельно. «Это позволит привлекать как иностранные, так иотечественные организации, обладающие современными технологиями иуправленческими компетенциями, кучастию вконкурсах иаукционах настроительство автомобильных дорог федерального ирегионального значения»,— поясняется впресс-релизе, который получила «Газета.ru».

Однако кричать «ура» насамом деле пока рано, поскольку начем основан оптимизм пресс-службы федерального правительство поповоду современных технологий, несовсем понятно. Дело втом, что именно эта причина— обладание такими технологиями— имешала иностранным компаниям строить дороги вРоссии, потому что ихновшества неподпадают под российские регламенты. Соответственно, наполучение сертификата приходится тратить понесколько месяцев.

Ноиэто еще невсе, потому что мало обладать сертификатами, надо, чтобы характеристики используемых материалов подпадали под условия конкурсной документации— как известно, подрядчики унас выбираются входе электронных торгов. «Отсечь» ненужных претендентов, как показала история сзадержанием завзятку замруководителя областного конкурсного агентства Валентина Айвазяна, элементарно.

Год назад проблемой отсутствия иностранных дорожных строителей нароссийских просторах озаботились насамом высоком уровне— президент Путин поручил разработать механизмы ихпривлечения к1декабря 2012года. Сроки уже все вышли, исполнительная машина заскрипела только сейчас. Впрочем, спретворением путинских инициатив вжизнь, как вчера выяснилось, встране впринципе туго.

Нодаже если случится чудо ибюрократические препоны исчезнут, тоскоррупционерами подобного ожидать неприходится. Ииностранные компании вроссийском дорожном строительстве появятся разве что тогда, когда для них организуют специальные курсы пооткатам— кому давать, когда исколько.

Вмарте 2012 года тогда региональный министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов рассказывал, что вКалининградской области построить дорогу стоит на20-25% дешевле, чем всреднем поРоссии. ВМоскве иСочи, поего словам, уровень цен «запредельный, даже просто для сознания». «Унас возникали проблемы внекоторых федеральных структурах, когда мыстатистику нарушали постране»,— заявил тогда министр. Добавить кэтому по-прежнему нечего.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент.

Фото из архива редакции.

Комментарии к новости

Вечность вымарывания Кенигсберга

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему калининградские власти боятся немецкого слова на торте.