Отстающая синхронность и преждевременное «ура»

Важные события среды: в России, вслед за соседями, подняли штрафы для браконьеров и акцизы на сигареты, а пресс-служба правительства РФ поспешила объявить, что иностранные компании все-таки смогут строить дороги в России, хотя причин для такого оптимизма никаких нет.

rybaki.jpgОтстающая синхронность
Россия явно крупными шагами движется к стандартам, принятым в Евросоюзе. По крайней мере, в части штрафов и налогов. Cовсем недавно Литва решила, что ее браконьеры за свои злостные привычки платят слишком мало и решила переоценить размеры ущерба водным биоресурсам в некоторых случаях десятикратно. Теперь и Россия обрела закон, который тоже может существенно облегчить карманы рыбаков, плюющих на нормы и правила.

Правда, разница между нашим и литовским штрафным протоколом всё еще сохраняется. Отечественные браконьеры и теперь будут платить меньше, чем их соплеменники с литовской стороны. В России для граждан нарушение правил рыболовства, в том числе промышленного и прибрежного максимальный размер штрафа составит 5 тысяч рублей. В Литве один незаконно выловленный лосось или таймень обойдется рыбаку в 2 000 литов — примерно 27 тысяч рублей. А если эта же рыба была поймана в заповеднике, то она будет стоить уже 6 тысяч литов или около 78 тысяч рублей.

Кроме того, на днях наш Минфин предложил в рамках государственной программы по борьбе с курением увеличить темпы роста ставок акциза на сигареты. В результате к 2020 году размер только акциза в России должен сравняться со среднеевропейским и составить порядка 3000 рублей за 1000 штук или 60 рублей за пачку сигарет наиболее продаваемого бренда.

Но, если оглянуться на Литву и Польшу, у них даже сейчас сигареты стоят гораздо больше, чем в более-менее отдалённой перспективе в России. В Литве за пачку придется отдать порядка 8 литов, что составляет около 90 рублей. В Польше курильщику придется выложить за пачку даже больше. В Калининграде приличные сигареты можно купить за 30-40 рублей, в братской Белоруссии и того дешевле. И эта разница привела к тому, что контрабанда даже легально произведенных сигарет приняла колоссальные размеры. А уж вывоз нелегальных сигарет, для которых никакой акциз не писан, вообще достиг космических масштабов. Сообщения о том, что польские или литовские пограничники и таможенники снова обнаружили в автомобилях явно коммерческие партии сигарет с удивительными названиями, поступают постоянно.

Вполне возможно, что все наши меры по равнению на Европу будут все время приниматься с небольшим опозданием. И для некоторых граждан это станет источником приятных, хотя и нервотрепистых, финансовых удач.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

rrroad.jpgПреждевременное «ура»
В среду правительство РФ опубликовало постановление, благодаря которому иностранные компании смогут принимать участие в строительстве дорог в России. То есть формально, конечно, им это делать никто и прежде не запрещал, но желающих не находилось. Стимулировать их решено элегантно.

Сейчас подрядчик не только строит, но и вынужден готовить к этому территорию: переносить коммуникации, вырубать деревья и так далее. В калининградских условиях, где власти часто понятия не имеют, где какие трубы проложены (обычно это принято списывать на отсутствие довоенных карт), подобный нюанс часто приводит к дорожному коллапсу.

Свежий пример — капремонт участка проспекта Мира у старого кладбища (от улицы Воздушной до улицы Красносельской). Еще по осени подрядчик — ООО МСП «Россбан» — снял верхний слой дорожного покрытия, под которым обнаружилась брусчатка, точнее, булыжник. Попутно выяснилось, что там же проходит силовой кабель, о котором раньше никто не подозревал. Ну, то ли военные проложили, то ли еще кто. Перенос кабеля в смету оказался не заложен, делать это «за свои» подрядчик, понятно, не захотел. В итоге ремонт отложили до весны, причем, как выяснилось совсем недавно, поздней. Автомобилисты вынуждены греметь по обнаженным каменюкам до сих пор.

Так вот, теперь подготовку территории от собственно строительства решено отделить. Проектная документация будет готовиться для каждого этапа отдельно. «Это позволит привлекать как иностранные, так и отечественные организации, обладающие современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения», — поясняется в пресс-релизе, который получила «Газета.ru».

Однако кричать «ура» на самом деле пока рано, поскольку на чем основан оптимизм пресс-службы федерального правительство по поводу современных технологий, не совсем понятно. Дело в том, что именно эта причина — обладание такими технологиями — и мешала иностранным компаниям строить дороги в России, потому что их новшества не подпадают под российские регламенты. Соответственно, на получение сертификата приходится тратить по несколько месяцев.

Но и это еще не все, потому что мало обладать сертификатами, надо, чтобы характеристики используемых материалов подпадали под условия конкурсной документации — как известно, подрядчики у нас выбираются в ходе электронных торгов. «Отсечь» ненужных претендентов, как показала история с задержанием за взятку замруководителя областного конкурсного агентства Валентина Айвазяна, элементарно.

Год назад проблемой отсутствия иностранных дорожных строителей на российских просторах озаботились на самом высоком уровне — президент Путин поручил разработать механизмы их привлечения к 1 декабря 2012 года. Сроки уже все вышли, исполнительная машина заскрипела только сейчас. Впрочем, с претворением путинских инициатив в жизнь, как вчера выяснилось, в стране в принципе туго.

Но даже если случится чудо и бюрократические препоны исчезнут, то с коррупционерами подобного ожидать не приходится. И иностранные компании в российском дорожном строительстве появятся разве что тогда, когда для них организуют специальные курсы по откатам — кому давать, когда и сколько.

В марте 2012 года тогда региональный министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов рассказывал, что в Калининградской области построить дорогу стоит на 20-25% дешевле, чем в среднем по России. В Москве и Сочи, по его словам, уровень цен «запредельный, даже просто для сознания». «У нас возникали проблемы в некоторых федеральных структурах, когда мы статистику нарушали по стране», — заявил тогда министр. Добавить к этому по-прежнему нечего.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент.

Фото из архива редакции.

Комментарии к новости


После футбола

Корреспондент Оксана Ошевская — об ожидаемых и непредвиденных итогах ЧМ.