«Прощай, Лидл, прощай, Бедронка» и первый украинский

Важные события понедельника: Россия полностью запретила ввоз готовой мясной продукции из Литвы и Польши, поставив крест на ставших традиционными для калининградцев польских сосисках; а причиной бегства региональных перевозчиков из Украины становятся надуманные страхи.

yarmarka_2.jpg «Прощай, Лидл, прощай, Бедронка»  
C 7 апреля Российская Федерация полностью запрещает ввоз готовой мясной продукции с территории Литвы и Польши. По официальной версии, эта мера связана с эпидемией африканской чумы свиней, вспышки которой были обнаружены в Польше в феврале. По словам помощника руководителя Россельхознадзора Алексея Алексеенко, решение Россия принимает как член Таможенного союза, вслед за Белоруссией, ранее наложившей аналогичный запрет.

Напомним, история со вспышкой африканской чумы свиней началась в конце февраля. Тогда из-за обнаружения АЧС в Польше Белоруссия и Украина временно запретили ввоз из этой страны свинины, продуктов из нее и самих животных. В конце января у двух павших диких кабанов из двух районов Литвы был обнаружен вирус африканской чумы свиней. Это стало поводом для Россельхознадзора запретить ввоз в Россию из Литвы ряда видов продукции животноводства, в первую очередь — свиноводства. Кроме того, ведомство потребовало, чтобы ветеринарная служба ЕС приостановила выдачу сертификатов на свинину, отправляемую в Россию. Из-за этого мясоперерабатывающие предприятия Калининградской области лишились поставок мороженой свинины из всех стран Евросоюза. Ряд предприятий приостановили свою работу, что уже стало отражаться на торговых организациях региона.

Губернатор Николай Цуканов, впрочем, опровергал информацию о том, что предприятия закрываются из-за отсутствия сырья. Во время своей онлайн-конференции в начале февраля он уточнял, что «предприятия не закрываются, они просто приостанавливают свою работу». «Они её продолжат, когда будут поставки сырья», — заявил Цуканов и добавил, что переработчики намерены организовать поставки сырья из Америки и других стран, которые не затронула чума свиней. «Это же не просто запрет. Это большие риски, мы знаем случаи, когда целые страны вынуждены были забивать полностью поголовье из-за этого заболевания», — сказал тогда Цуканов.

Именно эти слова и позволяют сделать вывод, что если Россия и продолжает торговые войны с Польшей и Литвой, то делает это весьма аккуратно и под благими предлогами предупреждения катастрофических последствий для калининградских производителей. Это подтверждают и заявления заместителя руководителя федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Евгения Непоклонова. По его словам, в случае обнаружения АЧС у всей Калининградской области изменится статус, будут запрещены перевозки мяса через территорию стран ЕС и вывоз ее в другие регионы России. В общем, все будет плохо.

Впрочем, не так все хорошо уже сейчас. Производители действительно испытывают трудности, тем самым как бы подтверждая, что Россия вводит эти запреты не в собственных интересах. Региональные власти продолжают активные профилактические мероприятия. В частности, как заявил министр сельского хозяйства Владимир Зарудный в конце марта, в 15-километровых буферных зонах вокруг крупных свиноводческих производств в частных подворьях Калининградской области выкуплено и забито около 600 свиней, осталось еще почти тысяча.

Кстати, тогда же, в конце марта замруководителя регионального управления Россельхознадзора Вадим Смирнов отмечал, что в настоящее время в России наметилась тенденция к снижению случаев заболевания африканской чумой свиней. По его словам, пробы на АЧС, взятые в Литве и Польше после вспышки заболевания, дали отрицательные результаты. Тем не менее, запрет введен. «Россельхознадзор в конце марта заявил, что, по его данным, на перерабатывающих предприятиях Литвы и Польши может использоваться сырье, потенциально опасное по АЧС. На этом основании ведомство и решило ввести запрет», — пишет в понедельник агентство «Прайм».

Также агентство цитирует руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, который говорит, что при общих объемах производства в России готовой мясной продукции в 2,5 миллиона тонн ограничение импорта из Польши и Литвы в объеме 10 тысяч тонн никоим образом не отразится на российском рынке. По его словам, найти польскую или литовскую продукцию на прилавках большинства регионов России очень сложно, и поставки больше важны для этих стран, чем для РФ. Однако все мы прекрасно помним, что Калининградская область, хоть и Россия, но не такой регион, как все остальные. И готовые колбасы, сосиски и прочие продукты именно жители Калининградской области так любили покупать в Польше в известных, наверное, каждому «Лидле» и «Бедронке». Так что в итоге российский запрет отразится, скорее всего, именно на калининградском потребителе.

Однако кое-кому этот запрет, по всей видимости, будет весьма на руку. Крупным ритейлерам, которые в 2012 году даже писали обращение к губернатору с жалобой на нелегальный оборот сосисок, теперь можно вздохнуть спокойно. На их улице, наверное, сегодня точно праздник — ведь конкурировать с «Бедронкой» и «Лидлом» больше не надо.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

tamoj_gruzy_2.jpg Первый украинский
Глава польского МВД Бартоломей Сенкевич, недавно характеризуя отношения между Россией и Украиной как «ползущую войну», неожиданно попал в «яблочко». Имел в виду он, конечно, войну как таковую, пусть и по-современному обставленную: «где боевых средств используют очень мало, где невозможно отличить солдата от обычного гражданина, где конфликт имеет постоянный характер, тянущийся из месяца в месяц и охватывающий всех». Но дело не в явных намеках на произошедшее в Крыму.

И даже не в том, что с сегодняшнего дня в Россию запрещен ввоз «молочки» производства шести украинских заводов. Как водится в таких случаях, все объясняется заботой о потребителях. Именно ею, в свою очередь, официально руководствовалась сама Украина, когда сообщила, что ввела запрет на продажу ряда российских товаров, в основном кондитерских. В «черном списке» оказалась и продукция двух компаний из Калининградской области: два вида рыбных консервов, производимых ООО «Роскон», — «Скумбрия атлантическая в томатном соусе» и «Сардина атлантическая натуральная с добавлением масла» и филе сельди в масле компании «Вичюнай-Русь». Конечно, в четверг Россельхознадзор РФ распространил сообщение о том, что никаких официальных уведомлений о запретах, касающихся продажи калининградских консервов на Украине, в ведомство не поступало, а «Роскон» заявил, что претензии надуманны (в чем именно заключались нарушения, никто так и не пояснил), и вообще, мол, случившееся — хорошая реклама для предприятия; но в общем и целом неприятный осадок от этой не украшающей никого истории только увеличился.

Впрочем, война уже выползла из-за пределов компетенции Роспотребнадзора или украинской Госпотребинспекции: «первый украинский» фронт распространился и в сферу логистики. По словам регионального министра промышленности Дмитрия Чемакина, есть «определенные опасения» по поводу логистических схем, по которым поставляются в Калининградскую область товары с юга Европы. Традиционно они охватывают Украину, в последнее время маршруты приходится корректировать, сообщил он. «Украина находится на транзитных путях, но уже и АСМАП (Ассоциация автомобильных перевозчиков — прим. „Нового Калининграда.Ru“), и индивидуальные грузоперевозчики все маршруты для себя определили, и логистика за последнее время у них сложилась, — отметил Чемакин. — Если автомобильные перевозчики видят то, что на территории любой страны небезопасная обстановка, они выбирают альтернативные маршруты».

В свою очередь, глава комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк информацию об изменениях, связанных с логистикой, подтвердил. По его данным, «перевозки продолжаются, но многие делают это через Польшу». Кроме того, нишу перевозок в данном направлении значительная часть отечественных компаний предпочла освободить: себе дороже.

«Российские перевозчики, в частности калининградские, избегают ездить в этом направлении. Но есть, конечно, частные предприятия, небольшие, которые рискуют и за это компенсацию определенную выставляют, — рассказал Степанюк. — А поляки такими раздражителями для украинцев не являются, и для них более безопасны эти маршруты, и грузовладельцам, я так понимаю, более спокойно отдавать продукцию польскому перевозчику. Тариф соответствующий, с учетом риска повышенного. Если я рискую — дайте мне денег больше за перевозку, вот и все. Естественно, все это сказывается на цене товара. Я разговаривал с нашими бизнесменами, и они говорят, что ставка очень высокая, и в структуре себестоимости продукции она резко возросла».

Что самое интересное, у всего этого нет абсолютно никаких оснований. По словам руководителя регионального филиала АСМАП Алексея Егорова, недавно был проведен опрос среди перевозчиков, которые опасения по поводу украинского транзита не подтвердили. «Нормально идет транспорт, и никаких проблем нет», — заявил он, добавив, что у него есть информация лишь об одном задержании фуры с калининградскими номерами на территории Украины — во время февральских волнений, и то вскоре машина была отпущена.

Справедливости ради стоит отметить, что собеседники особой тревоги по поводу подорожания или отсутствия тех или иных товаров на прилавках не испытывают. В частности, Дмитрий Чемакин заявил, что «вопросов продовольственной безопасности это не касается ни в коей мере, но вопросов продовольственной группы это касается». В качестве примера министр привел прошлогоднее исчезновение с калининградского рынка украинских кондитерских изделий. «Но рынок всех этих товаров конкурентен, и уход одного тут же приведет к замене другим: российским, белорусским, польским. То есть, каких-то опасений через призму продовольственной безопасности здесь не вижу. Через призму экономическую — всегда неприятно терять партнера», — сказал глава регионального минпрома.

Через человеческую «призму» происходящее куда неприятнее.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Центральный спуск к морю как лицо приморского города

Дмитрий Востриков в авторской колонке для «Нового Калининграда» — о спуске к морю в Пионерском.